Концерт «Голос скрипки Гварнери. Под знаком Паганини» – это дань памяти великому Никколо Паганини, своей феноменальной игрой раскрывшему возможности великолепных скрипок итальянских мастеров. На концерте будут исполнены сочинения для скрипки, которые входили в репертуар выдающихся скрипачей-виртуозов разных стран и эпох.
На концерте прозвучит скрипка великого мастера Андреа Гварнери, хранящаяся в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.
Музыканты расскажут о роли скрипки в итальянской инструментальной музыке с расцветом скрипичного исполнительского искусства в XVII веке. Именно в эту эпоху выдвинулись знаменитые династии скрипичных мастеров, которые довели конструкцию инструмента до совершенства. Выдающиеся скрипачи-виртуозы Арканджело Корелли и Антонио Вивальди, являвшиеся также и композиторами, оказали огромное влияние на музыку современников и последующих поколений. Вершиной скрипичного мастерства стало творчество великого Никколо Паганини. Непревзойденный успех маэстро заключен в его глубоком музыкальном даровании, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, а также в необычайной технике, открывшей новые горизонты скрипичной игры.
Никколо Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Антонио Страдивари, Андреа Гварнери, Николо Амати, из которых наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы на ней играл кто-то другой. После смерти маэстро она получила имя «Вдова Паганини».
СКРИПКИ ГВАРНЕРИ
Андреа Гварнери (1626, Кремона – 7.XII.1698, там же) – основатель знаменитой династии скрипичных мастеров. Он учился и работал в мастерской Николо Амати, где позднее подмастерьем был Антонио Страдивари. Андреа Гварнери отличался страстной и импульсивной натурой, что нашло отражение и в характере его работ. Покинув мастерскую учителя, он внес изменения в конструкцию инструмента: эфы его скрипок имеют несколько асимметричные очертания, свод более плоский, бока низкие. В сравнению со скрипками Антонио Страдивари и Николо Амати, его работы более грубые. Лак напоминает тот, который использовал Амати, но он положен более толстым слоем и имеет красноватый оттенок.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Павел Седов – скрипач, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, организатор и член жюри многих престижных фестивалей и конкурсов. Призер Международного конкурса имени И. Менухина (1991), лауреат Международной благотворительной программы «Новые имена» (1994).
Павел Седов родился в Москве, в семье музыкантов. В возрасте восьми лет дебютировал как скрипач на сцене Малого зала Московской консерватории. С девяти лет гaстрoлировал зa рубeжoм: в Пoльшe, Бoлгaрии, Румынии, Итaлии, Фрaнции, Aнглии, Бeльгии, Турции, Кувейте, Израиле, Южной Корее, Индонезии. Ученик Н. К. Боярской (1982–1990 – Музыкальная школа, 1990–1993 – Академическое музыкальное училище при Московской консерватории) и народного артиста СССР В. В. Третьякова (красный диплом, именная стипендия мэра Москвы, аспирантура при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского). По личному приглашению И. Менухина посетил его школу в Лондоне, где стажировался под руководством мaэстрo. Принимал участие в мастер-классах Д. Ситковецкого, Ф. Андриевского и народного артиста России В. Пикaйзeнa. Павел Седов выступал в Штаб-квартире НAТO в Брюсселе, в Cент-Джеймском дворце в Лондоне при участии Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского. Имеет персональные благодарности от академика Д. С. Лихачева, великой княгини Леониды Георгиевны, министра культуры СССР Н. Н. Губенко.
Павел Седов – инициатор и организатор международного фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Я. Хейфеца, в рамках которого впервые в России был исполнен ряд произведений, написанных для Я. Хейфеца. В 2007 году Павел Седов принял участие в уникальном цикле концертов инструментов Государственной коллекции РФ в Екатеринбурге, дав сольный концерт на скрипке Андреа Гварнери. В 2008–2009 годах в сотрудничестве с программой правительства Москвы «Открытая сцена» стал организатором цикла концертов «Музыкальные диалоги: связь времен и поколений», с успехом прошедшего в Рахманиновском зале Московской консерватории. В 2012 году осуществил первое исполнение Концерта №2 М. Кастельнуово-Тедеско «Пророки» в Петербурге с оркестром под управлением Фабио Мастранжело в концертном зале Мариинского театра в рамках Фестиваля итальянской музыки под патронатом В. А. Гергиева.
Виталий Юницкий – пианист, лауреат международных и всероссийских конкурсов. В 1983 году поступил в школу при Академическом музыкальном училище Московской консерватории (класс Н. Г. Сусловой), продолжил обучение в училище, которое окончил с отличием. В 1996 году поступил в Московскую консерваторию (класс Г. Б. Аксельрода и М. С. Воскресенского). В 2001 году с отличием окончил консерваторию, в 2003 году – аспирантуру по классу камерного ансамбля (руководитель Т. А. Алиханов). С 2002 года преподает в Московской консерватории.
В 1996 году на Международном конкурсе имени Н. Рубинштейна в Москве удостоен II премии. В 1999 году на Международном конкурсе «Рим 1999» в Италии получил Гран-при и несколько специальных призов: «За лучшее исполнение современной пьесы» и «Лучшим исполнителям из Восточной Европы». В ноябре того же года на Открытом Всероссийском конкурсе камерных ансамблей имени С. И. Танеева в Калуге был удостоен I премии и специальных призов «За лучшее исполнение современной музыки», «За лучшее исполнение сочинений Венской классики» и специальной премии Московской консерватории.
В июле 2001 года, на III Международном конкурсе фортепианных дуэтов Reding Piette в Швейцарии, Виталий Юницкий был удостоен III премии, а дуэт с его участием был единственным призером. В декабре 2001 года был удостоен II премии на XVII Международном конкурсе камерной музыки Provincia di Caltanissetta. В 2002 году на Международном конкурсе Isole Borromeo (Вербания, Италия) и на Международном конкурсе Camillo Togni (Брешия, Италия) завоевал I премию в номинации «Фортепианный дуэт». В 2003 году дал концерт в рамках Международного фестиваля в концертном зале Моцартеум (Вена, Австрия). Гастролировал в Швейцарии, Франции, Италии, США, Австрии.