6 марта 2024 г.
19:00
Оружейная палата Московского Кремля
В программе вечера будут представлены лучшие лирические фортепианные произведения великих композиторов-романтиков и периода позднего романтизма. Открывают концерт ноктюрны Фридерика Шопена (1810‒1849). Ноктюрн, разновидность лирической миниатюры с оригинальной тематикой, появился еще в начале XIX века благодаря Джону Фильду. Однако композитор значительно преобразил этот жанр, вложив в свои произведения гений, трагический пафос, элегичность, меланхолию и драматизм. Всего Шопену принадлежит двадцать один ноктюрн. Есть у него сочинения наподобие «песни без слов», в основе которых лежит один музыкальный образ, однако для большинства шопеновских ноктюрнов характерно присутствие двух контрастных образов, усложняющих содержание и усиливающих драматизм.
Полонез ля-бемоль мажор, названный музыковедами вслед за Жорж Санд «Героическим», написан в 1842 году. Подруга Шопена так отзывалась о полонезе: «Вдохновение! Сила! Мощь! Несомненно, что такой дух должен присутствовать во время французской революции. Отныне этот полонез должен быть символом, героическим символом!».
Сочинения Сергея Рахманинова (1873–1943) «Элегия» и «Прелюдия до-диез минор», входящие в пятичастный цикл «Пьесы-фантазии», ор. 3 – одни из самых ранних произведений композитора, написанные им в год окончания Московской консерватории и посвященные Антону Аренскому, преподавателю гармонии. К тому времени Рахманинов уже был автором нескольких сочинений, Первого фортепианного концерта и оперы «Алеко». По словам исследователя творчества композитора, «прелюдия замечательна монументальностью звучания, мастерством регистровки, одновременного сопоставления разных планов, фортепиано звучит подобно целому оркестру или мощному большому органу».
Этюд ми бемоль минор входит в фортепианный цикл «Этюды-картины», созданный в 1911 году. Название «картины», данное композитором, по смыслу предполагает психологические «картины настроения». Этюд рождает монументальные, эпические образы.
Клод Дебюсси (1862–1918) оказал большое влияние на музыку XX века. Его новаторский подход к музыке проявился еще во время обучения в Парижской консерватории. По его мнению, музыка подобна природе естественностью, изменчивостью и разнообразием форм. Он первым из композиторов использовал в фортепианных произведениях богатство сюжетов, связанных с картинами природы, применяя полиритмию и полифонию для создания эффекта плавности и непрерывного движения.
Маленькая сюита, написанная в 1889 году, представляет собой пьесу для фортепиано в четыре руки, состоящую из четырех частей: «В лодке», «Шествие», «Менуэт», «Балет».
Цикл Сергея Рахманинова «Шесть пьес для фортепиано в четыре руки», в который входят «Вальс», «Русская песня», «Баркарола», «Романс», «Скерцо» и «Слава», написан в 1894 году. Игрой в четыре руки Рахманинов увлекался с самого детства. Он играл так и в доме своих родственников Сатиных, и в пансионе преподавателя Московской консерватории Н.С. Зверева. «Шесть пьес» – одно из лучших русских сочинений для четырехручной игры, в нем отразились характерные для молодого Рахманинова лирическое начало («Романс»), эпически-торжественное («Слава») и шутливое («Вальс»).
Творчество Игоря Стравинского (1882–1971) стилистически многообразно, в первый, «русский», период его музыка несет яркий отпечаток национальной культурной традиции. Театр Петрушки появился в России еще в XVII веке и к началу XX века достиг огромной популярности. Балет «Петрушка» – один из самых живописных в творчестве Игоря Стравинского. Интересно, что в основу балета композитором была положена его виртуозная концертная пьеса для оркестра и солирующего рояля, а либретто было написано А.Н. Бенуа на уже готовую музыку. «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи», вспоминал Стравинский. Премьера балета «Петрушка» состоялась в 1911 году в рамках «Русских сезонов» в Париже. Десять лет спустя композитор переложил музыку балета для фортепиано. В транскрипции ему удалось создать образы необычайной выразительности. Стравинский писал: «Рояль сам по себе находится в центре моих жизненных интересов и служит точкой опоры во всех моих музыкальных открытиях».
«Романс в шесть рук» был написан юным Сергеем Рахманиновым по воспоминаниям о лете, проведенном у своих родственников в 1890 году в имении Ивановка. Позднее фрагмент его был включен композитором в знаменитый Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.
В программе: |
Исполняют: |
---|---|
|
|