17 апреля 2023 года
19:00
Оружейная палата Московского Кремля

 

В преддверии революции в русском оперном искусстве соприкоснулись классическая школа и новые веяния в музыке. В этот период центрами музыкальной жизни России оставались Императорские театры. Тем не менее основные достижения оперного искусства того времени были связаны с Московской частной русской оперой Саввы Мамонтова и Оперным театром Сергея Зимина.

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко» впервые была поставлена именно в Московской частной опере Саввы Мамонтова 7 января 1898 года. На сцене частной антрепризы раскрылся талант Ф.И. Шаляпина, воплотившего в себе понятие оперного артиста. В эти годы в полную силу прозвучал гений Н.А. Римского-Корсакова, проявление которого, в первую очередь, относится к его замечательным «сказочным» операм.

На первом вечере фестиваля будут представлены арии из сказочных опер «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь» и историко-романтической драмы «Царская невеста».

Опера «Снегурочка», поставленная в 1882 году в Мариинском театре, а в 1885 году, в опере Саввы Мамонтова, ‒ самое поэтичное произведение Н.А. Римского-Корсакова. Композитор по праву считал ее своим лучшим творением. «Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», – писал он после триумфальной постановки оперы в Москве.

«Садко» ‒ опера эпическая, с плавным течением действия, восходящем к старинному былинному сказу. К работе над оперой на сюжет новгородской былины о Садко Н.А. Римский-Корсаков приступил в 1894 году. Первоначально много места в ней было уделено сказочно-фантастическим сценам. Однако В.В. Стасов, с которым композитор поделился своим замыслом и с которым его связывала многолетняя творческая дружба, посоветовал композитору шире показать картины народной жизни и быта древнего Новгорода.

Прекрасная опера «Сказка о царе Салтане» была создана композитором к столетию А.С. Пушкина и поставлена в 1900 году в Московской частной опере Саввы Мамонтова. Эта премьера стала одним из триумфов в его творческой жизни.

«Майская ночь» была поставлена в 1880 году. По словам Н.А. Римского-Корсакова, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя с детства были его самой любимой книгой, а «Майская ночь» нравилась ему больше всех других повестей.

Опера «Царская невеста» по драме Льва Мея на сюжет из русской истории была поставлена в 1899 году Московским товариществом артистов Частной русской оперы Саввы Мамонтова. В ней выведены сильные характеры, проявляющие себя в критических ситуациях, и это делает произведение поистине драматическим.

Из лирико-драматического репертуара прозвучат замечательные арии из опер «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Алеко» С.В. Рахманинова и «Дубровский» Э.Ф. Направника.

Заглавную партию в опере «Демон» в течение многих лет, начиная с 16 января 1904 года, исполнял Ф.И. Шаляпин. Художник А.Я. Головин, создавший цикл портретов Федора Шаляпина в разных ролях, писал о его трактовке Демона: «Прежде его изображали усталым, томящимся, разочарованным. Шаляпин показал не только тоску и разочарование, но и страшную муку, отчаяние».

«Алеко», первая опера молодого С.В. Рахманинова, написанная в качестве дипломной работы в Московской консерватории и отмеченная золотой медалью, была поставлена в 1893 году в Большом театре. П.И. Чайковский приветствовал это произведение С.В. Рахманинова, содействовал его постановке и даже предложил композитору давать «Алеко» вместе с его собственной одноактной оперой «Иоланта». Выдающимся исполнителем партии Алеко был Ф.И. Шаляпин, которого с композитором связывала многолетняя дружба. Сергей Рахманинов писал: «Необычный, удивительный артист… богатырь… он быстро вознесся на пьедестал, с которого не сходил, не оступился до последних дней своих».

Будущий композитор Э.Ф. Направник получил образование в Органной школе в Праге. Затем он переехал в Петербург и обрел в России вторую родину. В течение почти полувека Э.Ф. Направник занимал пост главного дирижера Мариинского театра, а также дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества. Опера «Дубровский» со времени ее постановки в 1895 году всегда пользовалась большим успехом.

В программе:

Исполняют:

Н.А. Римский-Корсаков. Третья песнь Леля из оперы «Снегурочка» – Полина Шамаева (меццо-сопрано)

Н.А. Римский-Корсаков. Каватина Берендея из оперы «Cнегурочка» – Максим Пастер (тенор)

Н.А. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» – Ирина Боженко (сопрано)

Н.А. Римский-Корсаков. Ария Грязного из оперы «Царская невеста» – Павел Янковский (баритон)

Н.А. Римский-Корсаков. Песня Садко из оперы «Садко» – Максим Пастер (тенор)

Н.А. Римский-Корсаков. Ария Любавы из оперы «Садко» – Полина Шамаева (меццо-сопрано)

Н.А. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко» – Алексей Тихомиров (бас)

Н.А. Римский-Корсаков. Песня Индийского гостя из оперы «Садко» – Максим Пастер (тенор)

Н.А. Римский-Корсаков. Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко» – Павел Янковский (баритон)

Н.А. Римский-Корсаков. Ария Царевны Лебедь из оперы «Сказка о царе Салтане» – Ирина Боженко (сопрано)

Н.А. Римский-Корсаков. Дуэт Ганны и Левко из оперы «Майская ночь» – Станислав Мостовой (тенор) и Полина Шамаева (меццо-сопрано)

А.Г. Рубинштейн. Романс Тамары из оперы «Демон» – Ирина Морева (сопрано)

А.Г. Рубинштейн. Романс Демона из оперы «Демон» – Павел Янковский (баритон)

Э.Ф. Направник. Романс Дубровского из оперы «Дубровский» – Станислав Мостовой (тенор)

С.В. Рахманинов. Песня Земфиры из оперы «Алеко» – Ирина Морева (сопрано)

С.В. Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко» – Алексей Тихомиров (бас)

 

Солистки Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова:
Ирина Боженко (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Ирина Морева (сопрано)

Солисты Большого театра России:
Станислав Мостовой (тенор), Максим Пастер (тенор), Павел Янковский (баритон), Алексей Тихомиров (бас), Дмитрий Сибирцев (фортепиано)

 

 

 
 
вверх