7 апреля 2023 года
19:00       
Оружейная палата Московского Кремля

Билеты проданы

Композиторы-романтики, произведения которых будут предложены зрителям, – великие гении музыки. В их поле зрения – внимание к душевному миру, психологии человека. Это направление влекло развитие музыки к фортепианной миниатюре, камерно-инструментальному жанру. Здесь и интерес к народной жизни, историческому прошлому, и увлечение народными сказаниями. Некоторые русские композиторы, в числе которых М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, были членами и последователями знаменитого кружка «Могучая кучка». Имя выдающегося романтика Ференца Листа, яркого композитора, пианиста-новатора, дирижера неразрывно связано с Россией. Трижды он побывал в России, завязав на всю жизнь дружеские связи с русскими музыкантами. Ему принадлежат транскрипции произведений М.И. Глинки, А.А. Алябьева. Русская музыка всегда вызывала восхищение Ф. Листа. 

«Вариации на тему Корелли» Сергея Рахманинова (1873–1943) – одно из поздних произведений русского композитора, размышление на излюбленную им тему вечно бегущего и все уничтожающего времени. Вариации написаны в 1931 году в Швейцарии, в имении композитора Сенар. Рахманинов посвятил произведение своему другу – скрипачу Фрицу Крейслеру. Сама тема в жанре старинного танца фолии принадлежит не столько композитору Арканжело Корелли, сколько в целом эпохе барокко. Эту же тему использовал Ференц Лист при написании «Испанской рапсодии». 

На написание пьесы «Испанская рапсодия» Ференца Листа (1811–1886) вдохновило путешествие по Испании и Португалии в 1863 году и услышанные там народные мелодии. Лист много путешествовал, и на основе полученных впечатлений им были созданы знаменитые лирические и виртуозные пьесы из цикла «Годы странствий» (1835–1877). Они вдохновлены картинами природы, произведениями итальянского искусства, литературы, народными напевами.

Николай Метнер (1880–1951) – один из последних русских композиторов-романтиков. Особое место в его творчестве занимают четырнадцать фортепианных сонат, поражающих изобретательностью и заключающих в себе целый мир музыкальных образов. Соната-элегия, Соната-сказка, Соната-воспоминание, Романтическая соната, Грозовая соната – все они очень разнообразны по форме и музыкальной образности. Соната-воспоминание из цикла «Забытые мотивы» соч. 38 проникнута поэзией, задушевностью и лиричностью. Выдающийся пианист Генрих Нейгауз писал о ней и самом композиторе: «Соната-reminiscenza и впрямь является не только рассказом, но и воспоминанием о чем-то давно минувшем... Цикл «Забытые мотивы» опять настойчиво возвращает к прошлому… некоторые считают музыку Метнера «вчерашней», но … он сам и его музыка наполнены чувством благоговения и любви к действительно прекрасному, славному прошлому». 

Милий Балакирев (1837–1910) – основатель содружества русских музыкантов «Могучая кучка», по определению В.В. Стасова, в которую входило пять крупнейших русских композиторов. Тематически их творчество связано с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Сам М. Балакирев был выдающимся пианистом, ярким композитором, создавшим прекрасные симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы и песни. 

Цезарь Кюи (1835–1918) – крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал, был талантливым музыкантом. В возрасте 5 лет Ц. Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. Самые ранние его романсы написаны около 1850 года («6 Польских песен»), но всерьез заниматься сочинением музыки он начал лишь после окончания Николаевской инженерной академии. Цезарь Кюи создал много замечательной музыки, являясь автором 15 опер, высшими его достижениями стали оперы «Вильям Ратклиф» и «Анджело». Также он написал множество романсов, музыкальных произведений для детей. Серенада Цезаря Кюи – часть фортепианной сюиты «В Аржанто» соч. 40. 

Ноктюрн фа-минор «Разлука» Михаила Глинки (1804–1857), написанный в 1839 году, – один из первых ноктюрнов в русской музыке, получивший широкую известность. Он посвящен сестре композитора, Елизавете Ивановне Флёри, в связи с ее отъездом из Санкт-Петербурга.

Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (авторское название – «Иванова ночь на Лысой горе») Модеста Мусоргского (1839–1881) связана с тематикой колдовства, дьявольской фантастики, рано заинтересовавших композитора. Еще в 1858 году он планировал создание оперы по повести Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». «Для меня важная статья – верное воспроизведение народной фантазии. Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение», – писал он.

В программе:

Исполняют:

С.В. Рахманинов
Вариации на тему Корелли

Ф. Лист
Испанская рапсодия S254

Н.К. Метнер
Соната-воспоминание

М.А. Балакирев
Ноктюрн № 3

Ц.А. Кюи
Серенада

М.И. Глинка
Ноктюрн фа-минор

М.П. Мусоргский
«Ночь на Лысой горе»

Дмитрий Маслеев (фортепиано),
солист Московской государственной академической филармонии      

 

 
вверх