23 ноября 2022 года
19:00
Оружейная палата Московского Кремля

Георгий Васильевич Чичерин был тонким ценителем и знатоком музыки. По воспоминаниям современников, главными качествами Георгия Васильевича были широчайшая образованность и необычайная личная культура. Чичерин не просто любил и понимал музыку: он сам был превосходным пианистом, обладал прекрасной исполнительской техникой.

Несмотря на огромную занятость на службе, Георгий Васильевич был в курсе всех музыкальных событий, при малейшей возможности посещал концерты, собрал у себя солидную нотную библиотеку. По его инициативе и с его помощью впервые с 1921 года начинают осуществляться гастроли иностранных дирижеров и артистов в Советском Союзе.

На концерте 23 ноября 2022 года прозвучат фортепианные пьесы Людвига ван Бетховена и Петра Ильича Чайковского в исполнении одного из самых ярких пианистов нашего времени — Дмитрия Маслеева.

Соната для фортепиано № 8 до минор -, oп. 13 («Патетическая соната») Людвига ван Бетховена (1770–1827) была впервые опубликована в 1799 году и сразу была воспринята как смелое и новаторское сочинение. «Патетическая соната» по праву считается одной из лучших сонат Бетховена, ее выделяют безупречные форма и содержание, сочетание монументальной выразительности и лаконизма. Среди музыковедов ведется дискуссия относительно влияния на «Патетическую сонату» фортепианной сонаты № 14 В.А. Моцарта K. 457, поскольку оба произведения написаны в одной тональности и имеют похожую структуру.

Соната № 17 ре минор, оп. 31 № 2, написанная в 1802 году, насыщена глубиной переживаний. По образному содержанию сонаты сам Бетховен сравнивал ее с «Бурей» У. Шекспира. По мнению Ромена Роллана, соната №17 ре минор представляет «один из наиболее поразительных у Бетховена примеров прямой речи» в музыке: «Это он, он сам!» Страстное, драматизированное начало сонаты сменяется сосредоточенным спокойствием во второй части, а финал, несмотря на свою стремительность и тревожность, отличается тонкостью и изяществом. Это новаторское соотношение частей во многом предвещало замысел «Аппассионаты» — вершины фортепианного творчества Бетховена.

Стоит отметить, что «Патетическая соната» и соната № 17 Бетховена входили в число любимых произведений В.И. Ленина.

Фортепианный цикл «Времена года», созданный в 1876 году, — хрестоматийное сочинение Петра Ильича Чайковского (1840–1893), по праву признанное «энциклопедией» русской дворянской  жизни XIX века. В его образах Чайковским запечатлены бескрайние русские просторы, усадебный быт, картины петербургских городских пейзажей, домашние музыкальные традиции русских людей того времени. Именно такой уклад сопровождал детские годы нашего героя, Георгия Чичерина, происходившего из старинного русского дворянского рода. Лето Чичерины проводили в поместье Покровском Козловского уезда, а на зиму переезжали в усадьбу Караул, принадлежавшую дяде Георгия Борису Николаевичу Чичерину. Расположенная на холмистом берегу реки Вороны усадьба с обширным парком, фруктовым садом, оранжереями и павильонами, церковью конца XVIII — начала XIX века и большим белым господским домом составляла единый величественный ансамбль. Интерьеры усадебного дома украшали подлинные полотна Веласкеса, Веронезе, Рибейры, голландских художников, а также русских мастеров: Тропинина, Боровиковского, Серова, Айвазовского. Замечательная коллекция гравюр и богатая библиотека, насчитывавшая свыше четырех тысяч книг на русском и иностранных языках по истории, праву, социологии, философии, дипломатии и искусству с детства были в распоряжении будущего политика. Большое значение в семье Чичериных придавали изучению иностранных языков, а также много музицировали.

 

В программе:

Исполняют:

Людвиг ван Бетховен
Соната № 8 до минор, оп. 13 Л. 
Соната № 17 ре минор, оп. 31 № 2

Пётр Ильич Чайковский
«Времена года», оп. 37b.

Дмитрий Маслеев (фортепиано).

Дмитрий Маслеев – триумфатор XV Международного конкурса имени Чайковского (2015), обладатель I премии и Золотой медали, стал открытием этого музыкального соревнования. Последовавшие за победой гастроли принесли ему признание мировой аудитории, а международная пресса отозвалась о нем как о «великом пианисте будущего» и «блестящем виртуозе», владеющем «музыкальностью метафизических пропорций». В расписании Маслеева — концерты на фестивалях в Руре, Ла-Рок-д’Антероне, Бергамо и Брешии, гала-концерт на открытии Музыкального фестиваля в Стамбуле. В январе 2017 года состоялся сольный дебют Дмитрия Маслеева в Карнеги-холле (Зал Исаака Стерна) с программой из произведений Скарлатти, Бетховена, Листа, Рахманинова и Прокофьева.

Игрой Дмитрия Маслеева восхищались на фестивалях в Бове, Рейнгау, Бад-Киссингене, Руре, Мекленбурге. Многие из этих концертов транслировались по радио и на канале Medici.tv, увеличив число поклонников пианиста в мире.

«Виртуозность была оттенена магической нежностью. Великолепная техника пианиста прекрасно сочеталась с элегантной сдержанностью, изумительным воображением и богатой звуковой палитрой», — так отзывалась о выступлении пианиста газета Mittelbayerische Zeitung.

Дмитрий Маслеев родился в Улан-Удэ. Окончил Московскую консерваторию (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия).

 

 
вверх