30 ноября 2022 года
19:00
Оружейная палата Московского Кремля
Моцарт был эталоном Творца для дипломата Г.В. Чичерина. В его глазах Моцарт был больше, чем композитор: он — мерило Прекрасного, высшей простоты и правды в искусстве. Георгий Васильевич считал Моцарта «лучшим другом и товарищем всей жизни». В 1930 году Г.В. Чичерин завершил фундаментальную монографию «Моцарт. Исследовательский этюд». Это серьезное музыковедческое исследование базируется на глубоком понимании творчества Моцарта, доскональном знании биографии композитора и его эпохи. Этот труд предлагает особую интерпретацию творчества Моцарта, где он представляется не «венским классиком», а смелым реформатором, перевернувшим представление о музыке современников и предвосхитившим будущее. В конце жизни Чичерин писал: «У меня была революция и Моцарт, революция – настоящее, а Моцарт — предвкушение будущего».
Заключительный концерт фестиваля представит сочинения выдающихся представителей музыкального авангарда XX века — Альфреда Шнитке и Арво Пярта, а также современных отечественных и зарубежных композиторов, которые вновь обращаются к Моцарту, находя в его музыке отголоски нашего времени.
«Моцарт-Адажио», Арво Пярта (р. 1935) представляет собой обработку медленной части фортепианной сонаты Моцарта фа мажор, К. 280. Пярт посвятил эту транскрипцию памяти скрипача Олега Кагана, выдающегося интерпретатора как Моцарта, так и самого Пярта. В «Моцарт-Адажио» отразилась трагическая тема гибели выдающегося мастера в расцвете творческих сил.
Жерар Пессон (р. 1958) окончил Сорбонну и Парижскую консерваторию и известен прежде всего как оперный композитор. Исполняемое сочинение Non sapremo mai di questo mi, является не столько вариациями, сколько тонким художественным анализом темы из моцартовского струнного квинтета № 4, К. 516.
Пьеса CADENZA для струнного квартета написана современным композитором Алексеем Сюмаком (р. 1976) в 2003 году. Все участники квартета выступают здесь в качестве солистов, партия каждого инструмента отличается виртуозностью и сложной дифференцированной ритмикой.
MOZ-ART — группа сочинений Альфреда Шнитке (1934–1998), создававшаяся им с 1976 по 1990 год. К ней принадлежат четыре произведения по сохранившемуся наброску музыки Моцарта к пантомиме. Эти четыре пьесы — своеобразная лаборатория полистилистики, где моцартовский материал, трактованный в ироническо-сатирическом ключе, постоянно попадает под разные углы зрения. При этом Шнитке остается в рамках «благопристойного» псевдоклассического стиля.
Фуга на тему В.А. Моцарта для струнного квартета Кузьмы Бодрова (р. 1980) – заимствование из Фуги для двух клавиров до минор Моцарта. Сама пьеса представляет собой некий полифонический экзерсис в моцартовском духе.
«Штайнбайс-серенада» Готфрида фон Айнема (1918–1996), на тему из оперы «Дон Жуан»Моцарта, была написана в 1981 году для «домашнего» ансамбля Германа Штайнбайса. Эти вариации воскрешают атмосферу домашнего музицирования старой Вены, сохранявшуюся со времен Моцарта до Крейслера, а местами живущую и до сих пор.
Николай Корндорф (1947–2001) был одним из инициаторов и организаторов второй Ассоциации современной музыки (АСМ), основанной в 1990 году в Москве группой советских композиторов-авангардистов. Предлагаемое зрителям сочинение Mozart-Variationen было написано им в 1990 году по заказу Берлинского радио по случаю 200-й годовщины со дня смерти Моцарта.
В завершении вечера прозвучит маленький шедевр самого Моцарта - квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели до мажор, написанный в 1778 г. по заказу флейтиста-любителя Фердинанда Де Жана.
В программе: |
Исполняют: |
---|---|
|
|