Оружейная палата Московского Кремля
29 ноября 2024 года
19:00

В XVIII столетии, в век Просвещения, многие европейские правители считали необходимым развитие музыкального искусства при своем дворе. В этой связи музыкально-театральная деятельность Екатерины II стала неотделима от созданного ею образа просвещенной монархини. Она выступила в качестве либреттиста пяти комических опер. Во время ее царствования сформировалась целая плеяда талантливых русских композиторов. Среди них особенно выделяется Иван Евстафьевич Хандошкин, работавший исключительно в области инструментальной музыки. В его творчестве впервые произошло слияние европейского инструментального языка и русского фольклора. В русской композиторской школе также прославились имена Максима Созонтовича Березовского, стоявшего у истоков нового стиля хоровой музыки, и Василия Алексеевича Пашкевича – композитора, дирижера, скрипача и педагога, одного из первых русских сочинителей опер, завоевавшего широкое признание и пользовавшегося заслуженным авторитетом. Среди иностранных композиторов, работавших в то время при императорском дворе, известны итальянцы Бальдассаре Галуппи, Доменико Далольо, Джованни Паизиелло, Джузеппе Сарти. Сыгравший значительную роль в музыкальной жизни Европы XVIII века Бальдассаре Галуппи, по мнению знаменитого драматурга Карло Гольдони, на тексты которого композитор сочинил двадцать опер, занимал среди музыкантов такое же место, как Рафаэль – среди живописцев.

Программа

Исполняют:

М.С. Березовский

Симфония № 1 до-мажор

Д. Далольо

Соната для скрипки и бассо континуо соль-минор

Б. Галуппи

Ария Селены «Diro che fida sei» из оперы «Покинутая Дидона»

В. Манфредини

Фуга для клавесина соль-мажор

И.Е. Хандошкин

Две русские песни с вариациями

«Взвейся выше, понесися, сизокрылый голубок»

«Во поле береза стояла»

В.А. Пашкевич

Ариозо Царицы «Злой час пришел мне слезы лить» из комической оперы «Февей»

Ария Царицы «Настала жизнь другая» из комической оперы «Февей»

М.С. Березовский

Соната для флейты и клавесина ре-мажор

И.Ф. Керцелли

Трио № 4 для флейты, скрипки и бассо континуо соль-минор

Дж. Паизиелло

Речитатив и ария Розины «Leggiamo questo foglio... Giusto ciel» из оперы

«Севильский цирюльник»

Б. Галуппи

Речитатив и ария Селены «Veggio la sponda» из оперы «Покинутая Дидона»

Камерный ансамбль «Обратная перспектива»

Художественный руководитель Екатерина Дрязжина (флейта)

 

 
вверх