На главную
На главную
Купить билет
События

В Успенском соборе рассказали о завершившейся реставрации иконы «Страшный суд»

17 июля 2025

реставрация иконы страшный суд (1).webp

Представители СМИ на презентации реставрационного проекта

реставрация иконы страшный суд (3).webp

Выступление Елены Гагариной, генерального директора Музеев Московского Кремля

реставрация иконы страшный суд (4).webp

Выступление Елены Юдиной, художника-реставратора высшей категории

реставрация иконы страшный суд (5).webp

Выступление Алексея Баркова, старшего научного сотрудника, хранителя Успенского собора

реставрация иконы страшный суд (6).webp

Интервью Елены Гагариной телеканалу "Россия 1"

17 июля 2025 года в Успенском соборе состоялась презентация реставрационного проекта, продолжавшегося почти 9 лет. Завершилась реставрация иконы «Страшный суд», на протяжении многих десятилетий  находившейся в экспозиции собора, в южном пристенном иконостасе. Икона была покрыта  потемневшим реставрационным лаком 1920-х годов – времени, когда памятник впервые был раскрыт от позднейших записей и олифы.

 

В 2016 году в мастерских Музеев Московского Кремля началась масштабная научная реставрация живописи с применением всех современных методов исследований. Ведущий художник-реставратор Лариса Гущина на протяжении почти девяти лет кропотливо работала над раскрытием иконы, бережно сохраняя остатки авторской живописи. Проведенные работы и исследования дали богатый материал для продолжения научного изучения памятника. Так, при проведении исследований живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре были обнаружены ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, скрытые при поздних поновлениях памятника.

 

В презентации приняли участие генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена  Гагарина, художник-реставратор высшей категории Елена Юдина, старший научный сотрудник, хранитель Успенского собора Алексей Барков.

 

«Нам удалось получить абсолютно новые данные об этой иконе и серьезно уточнить датировку. Это конец XIV – начало XV века, время расцвета древнерусской живописи, время, когда работал Андрей Рублев, а также греческие мастера, которые в это время часто приезжали на Русь и занимались и росписью храмов, и писали иконы», - отметила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

 

Сейчас исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью говорить о том, что образ из Успенского собора – один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме «Страшного суда», сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 г. в Успенском соборе города Владимира.

 

«С момента последней реставрации прошло уже около 100 лет. И олифа, находящаяся на поверхности иконы, очень сильно потемнела за эти годы. Сложно было судить о сохранности живописи, потому что многие возможные утраты не были различимы из-за толстого темного слоя на поверхности. После того, как икона была раскрыта, выявился колорит авторской живописи, он яркий и праздничный. Стали видны многие мельчайшие интересные детали», - рассказала реставратор Елена Юдина.

 

«Явление из-под потемневшей олифы этого древнего памятника – это, безусловно, большое событие не только для музея, но, прежде всего, для русской культуры», - подытожил хранитель Успенского собора Алексей Барков.

 

Справка:  Сюжет иконы восходит к целому комплексу текстов Ветхого и Нового Заветов. На иконе в символическом виде представлена кульминация земной человеческой истории – конец времен и второе пришествие Спасителя, во время которого должен состояться последний суд над всем человечеством. В верхней части представлено явление Христа во славе с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Предтечей, а также двенадцать апостолов, восседающих на престолах в окружении сонма ангелов. В центре изображен сам Суд – взвешивание грехов человеческих на весах в божественной деснице. По сторонам от неё – праведники и грешники, идущие на Суд. Нижнюю часть занимает несколько сцен. Слева вверху – видение пророка Даниила о грядущем всеобщем воскресении с трубящими ангелами и символическими изображениями земли и моря, отдающими тела умерших. Правую часть занимает изображение геенны огненной, в центре которой восседает сатана с фигурой Иуды на коленях. Ниже помещены круги ада с мучениями грешников. Левая нижняя часть иконы отведена изображению праведников, идущих к вратам рая. Сам рай изображен в виде сферы, состоящей из нескольких кругов, в центре которой – Богоматерь на престоле с предстоящими ангелами.

 


Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади9:30 — 18:00
Кассы9:00 — 17:00
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Официальные документы
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
Made by ONY