Отчёт о мероприятии
7 октября 2025 года в Музеях Московского Кремля состоялся традиционный научно-практический семинар «Музей – школе» на тему «Историческое просвещение школьников: новые форматы образовательных программ Музеев Московского Кремля».
В работе семинара приняло участие более 60 человек: учителя и директора государственных и частных школ, педагоги Московского государственного педагогического университета, сотрудники музеев и методических центров. Целью встречи стала презентация просветительских и образовательных программ музея, а также обсуждение современных форм взаимодействия музея и школы.
С приветственным словом к участникам обратилась Надежда Васильевна Рощина, заведующая сектором «Детский центр» отдела научной популяризации.
Доктор исторических наук, заместитель генерального директора по развитию просветительской деятельности и популяризации музея Ольга Владимировна Дмитриева в своем выступлении рассказала о предстоящих выставочных проектах в Музеях Кремля: «Последний триумф Петра Первого. Впереди вечность» и «Двуглавый орел – герб России», новых изданиях Музеев Московского Кремля для семейной аудитории, подчеркнула важность прямого диалога между педагогами и музейными специалистами для выстраивания продуктивного образовательного процесса.
В ходе семинара были представлены основные направления работы просветительских отделов музея. Каталин Эрнестовна Медведева, кандидат исторических наук, заведующая отделом научной популяризации, рассказала о навигации на обновленном сайте музея и лекционных программах для школьников, приуроченных к выставочным проектам. Методисты сектора «Детский центр» представили новые программы для детской и семейной аудитории. Наталья Александровна Григорьева познакомила с занятиями для младшего школьного возраста. Юлия Сергеевна Русова поделилась опытом внедрения иммерсивных форматов музейных занятий. Доклад Натальи Михайловны Сумериной и Софии Дмитриевны Бебинг был посвящен программам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На завершающей дискуссии были затронуты вопросы взаимодействия музея и школы, обмена практическим опытом и развития совместных образовательных инициатив. Особый интерес участников вызвал рассказ о методике вовлечения подростков в процесс изучения истории через интерактивные формы, игровые элементы и элементы театрализации. Было выдвинуто предложение устраивать научно-практические семинары каждый год. Подводя итоги, Ольга Владимировна Дмитриева отметила, что музей остаётся важным партнёром школы, а формат подобных встреч помогает формировать единое культурно-образовательное пространство, в котором музей становится не только местом хранения исторических ценностей, но и активным участником воспитательного процесса.
Участникам семинара была представлена методика проведения интерактивных занятий «Здесь не счесть сокровищ царских» по Оружейной палате (методист Григорьева Н.А.), «Государь – защитник Земли Русской» по архитектурному ансамблю Московского Кремля (методист Купорисова А.В.), интерактивной игры «К Великому океану. Транссибирская магистраль» в Детском центре (методисты Русова Ю.С., Бебинг С.Д.), «Град Кремль» по территории Кремля для детей с ОВЗ (Сумерина Н.М.).
Музеи Московского Кремля благодарят Министерство культуры Российской Федерации и Департамент образования г. Москвы за информационную поддержку семинара.
Зав. отделом научной популяризации К.Э. Медведева.








