Выпуск XXII
Скачать
PDF, 0.08 Мб
PDF, 0.48 Мб
PDF, 0.38 Мб
PDF, 1.05 Мб
PDF, 0.14 Мб
PDF, 0.43 Мб
PDF, 0.84 Мб
PDF, 0.48 Мб
PDF, 0.41 Мб
PDF, 0.68 Мб
PDF, 0.32 Мб
PDF, 0.22 Мб
PDF, 0.3 Мб
PDF, 0.36 Мб
PDF, 0.54 Мб
PDF, 0.26 Мб
PDF, 2.07 Мб
PDF, 0.27 Мб
PDF, 0.37 Мб
PDF, 0.21 Мб
PDF, 0.24 Мб
PDF, 0.03 Мб
PDF, 0.03 Мб
Темы
Описание
МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫПУСК 22
Москва 2014
Титульный лист, содержание, от составителей
Вошедшие в сборник статьи посвящены памятникам Московского Кремля, создавшим их мастерам, а также исследователям, деятельность которых была связана с изучением этого выдающегося комплекса. С сборнике рассматриваются древние иконы, художественное серебро, старинное оружие, архитектурная графика и многое другое.
Публикуются последние научные изыскания, основанные на вновь обнаруженных архивных документах, рассказывается об истории создания экспозиций и организации выставочной работы в музее XIX – первой трети XX в. Статьи адресованы историкам, искусствоведам, археологам, музейным работникам и всем, интересующимся историей России произведениями искусства, хранящимися в Кремле.
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
КУЛЬТУРА РОССИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVI—XVIII ВЕКОВ
1. А.Л. Баталов. ЕВРОПЕЙСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ И ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НА СЛУЖБЕ ИВАНА IV В СВЕТЕ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ: ЕЩЕ РАЗ ОБ ИСТОРИИ ГАНСА ШЛИТТЕ
Вопрос о присутствии западных мастеров в Москве времени Ивана Грозного до последнего времени не ставился. Во-первых, представление об иностранных архитекторах, которые могли работать в России в XVI в., было связано исключительно с Италией, а последний итальянский архитектор, работавший в Московии, Петр Фрязин (предположительно, Петрок Малой), бежал в 1538 г. Во-вторых, в историографии сложилось устойчивое представление о зодчестве эпохи Ивана Грозного как о периоде создания самобытной русской архитектуры, обогащенной итальянскими новациями.
фону.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
2. Ю.Н. Звездина. ЧАСЫ-«КНИГА»: СКРЫТЫЙ И ЯВЛЕННЫЙ ТЕКСТ В ЧАСАХ XVI-XVIII ВЕКОВ
Замечательные часы в виде книги, которую можно «пролистать», любуясь изображениями на створках-«обложке», хранятся в Музеях Московского Кремля, в экспозиции Патриарших палат (Музей декоративно-прикладного искусства и быта России XVII века). Особенности гравировки и характерное написание цифр на циферблате свидетельствуют о том, что они были изготовлены в Германии, очевидно, во второй половине XVI столетия (ил. 1).
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
3. С.П. Орленко. МЕЧИ И ПРОТАЗАНЫ. К ВОПРОСУ О ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫХ НОВАЦИЯХ РУССКОГО ДВОРА СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА
В состав государственных регалий Российской империи меч вошел в 1742 г., при коронации Елизаветы Петровны. Однако памятник, о котором пойдет речь, равно как и использование мечей в парадно-церемониальной практике русского двора, имеет значительно более раннюю историю, пока еще мало исследованную.
Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>
4. Т.С. Борисова. О ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ РЕЗЬБЫ РУССКИХ ИКОНОСТАСОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
Появление во второй половине XVII в. украшенных пышной резьбой иконостасов связано с работой мастеров, переселенных в Россию в 1654—1657 гг. из завоеванных городов Польско-Литовского государства, что неоспоримо доказано учеными на основании большого количества архивных материалов.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
5. С.П. Орленко. МИСЫГОСУДАРЕВА БОЛЬШОГО НАРЯДА
Среди описей государевой казны различных казнохранилищ ХVII столетия опись Большого государева наряда 1642 г. занимает особое место. Это самый ранний источник, в котором «царский чин» описан целиком таким, каким он был в царствование Михаила Федоровича. Документ включает в себя описание государственных регалий, парадного царского платья, принадлежностей важнейших дворцовых церемоний и наиболее драгоценных предметов из личного достояния государя. Эти ценности были сосредоточены в помещении Большой казны старейшего из казнохранилищ московских государей — Казенного двора.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
6. И.А. Стерлигова. «ШАПКА С ДЕИСУСОМ» КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Шлем с изображениями Деисусного чина, шестокрылов и святителя Николая принадлежит к древнейшим доспехам в собрании Музеев Московского Крем-ля (ил. 1). Десять крупных священных изображений на тулье решительно выделают его в ряду всех средневековых шлемов: боевые наголовия с отдельными образами Христа, архангела Михаила и избранных святых известны наперечет, о каких-либо других шлемах с Деисусом мы не знаем. Недаром в описях Большой государевой казны, откуда происходит шлем, священные изображения считались его главной отличительной чертой: как «шапка з Деисусом железная, травы мелкие наведены золотом и серебром» шлем помещен среди богато украшенных доспехов — «шапок ерихонских», в Переписной книге 1686/1687 г.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>
7. Ю.А. Кулешов. МЕСТО «ШАПКИ ГРЕЧЕСКОЙ С ДЕИСУСОМ» из собрания оружейной палаты в ряду позднесредневековых боевых наголовий восточной Европы
В поле зрения специалистов-оружиеведов шлем попадал всего четыре раза. Посвятивший ему небольшую статью в 1932 г. В.В. Арендт отметил восточное (за исключением полей) происхождение формы наголовья, связав ее с восточноазиатскими шлемами XIII—XVI вв., а также то, что священные изображения на нем, без сомнения, указывают на Византию, вооружение которой в ту эпоху испытывало восточное влияние. Исследователь подчеркнул, что установить время создания шлема можно лишь на основе стиля его декора. орнамент он определил как «сирийско-арабский», без уточнения эпохи, а изображения, со ссылкой на мнения коллег-искусствоведов, отнес к XIII в. Некоторые черты варваризма, вплетенные в византийский художественный стиль шапки, он объяснял необычностью техники исполнения фигур. Богатая отделка и иконография, по его мнению, указывают на то, что шлем принадлежал какому-то властителю или предназначался для высокого подарка. Вопрос о месте создания был оставлен открытым, надписи В.В. Арендт не рассматривал.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
8. Р.И. Клевцова. СОЛОВЕЦКАЯ ИКОНА «СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО»
Среди древних памятников Успенского собора Московского Кремля неизменно привлекает к себе внимание в витрине у северного пристенного иконостаса икона «Спас Недреманное око», относимая исследователями к середине XVI в. (ил. 1).
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
9. О.А. Цицинова. К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ ТРЕХ МЕСТНЫХ ИКОН ИЗ ИКОНОСТАСА АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
В 1679 г. по указу царя Федора Алексеевича в Архангельском соборе Московского Кремля развернулась капитальная реконструкция главного иконостаса. На Потешном дворе Оружейной палаты, «в мастерских резного, станочного и столярного дела» началось изготовление новой рамной конструкции иконостаса, в иконописных мастерских - поновление старых и написание новых икон. Этапы создания нового иконостаса довольно полно освещены источниками: известны даты и имена мастеров, трудившихся над ним...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>
10. А.Б. Тихомирова. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА Ф.Ф. РИХТЕРА В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
В фонде графики Музеев Московского Кремля хранится двести четырнадцать чертежей и рисунков, на которых имеется подпись архитектора Федора Федоровича Рихтера. Часто на отдельных листах, помимо его подписи, также присутствуют автографы других архитекторов или архитекторских помощников. Это обстоятельство затрудняет установление точного авторства чертежа. Однако в числе прочих в фонде хранятся пятьдесят два чертежа, на которых имеется только подпись Ф.Ф. Рихтера, что позволяет с уверенностью определить его как автора. В отношении ряда чертежей его авторство обосновывается документальными источниками (в основном строительными сметами, хранящимися в Российском государственном архиве древних актов), из которых следует, что тот или иной чертеж исполнен Ф.Ф. Рихтером или при его непосредственном участии.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
11. Е.Б. Исаева. БИБЛИЯ КАРЛА XII - ЭКЗЕМПЛЯР ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Библия, о которой идет речь в нашей статье, происходит из собрания московского коллекционера П.Ф. Коробанова (1767—1851). Павел Федорович был страстным собирателем и создал интереснейшую для своего времени коллекцию предметов истории и искусства, известную как Русский музей П. Коробанова. Б музее присутствовало значительное число предметов, легендарно связанных с известными историческими личностями, в том числе и с русскими монархами и членами их семей. Это послужило одной из причин интереса к коллекции императора Николая I, который хотел приобрести ее у владельца. Собиратель продавать музей отказался, но завещал его Николаю I...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
12. В.Р. Новосёлов. НОВЫЕ ДАННЫЕ О ФОРМИРОВАНИИ ИМПЕРАТОРСКОГО СОБРАНИЯ ОРУЖИЯ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА
В составе собрания кремлевской Оружейной палаты имеется крупная группа оружия, поступившая из Санкт-Петербурга в 1810 г. Предметы из нее, на протяжении всего XVIII в. по тем или иным причинам попадавшие в Рюст-камеру, — это оружейный арсенал, принадлежавший правителям России и находившийся в ведении императорского Кабинета. Состав группы известен нам по Описи, составленной в 1810 г. при передаче Санкт-Петербургской Рюст-камеры в московскую Оружейную палату. На поздних этапах, начиная со второй половины XVIII в., в Рюст-камеру вошли оружие из Алмазной мастерской при императорском Кабинете, часть оружия, принадлежавшего императору Александру I и оружейное собрание императора Петра III, хранившееся в Ораниенбауме. Однако наиболее ранней частью Рюст-камеры было оружие, зафиксированное в так называемой «Описи Иллинга», составленной в Санкт-Петербурге в 1737 г. после смерти оружейного мастера Иоганна Христофора Иллинга, под чьим наблюдением находилось оружие императрицы Анны Ивановны. Оружие в Описи делится на две группы — принятое от камор-цалмейстера А. Кайсарова и привезенное из Москвы.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
13. М.К. Павлович. ИСТОРИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Хотя архив Оружейной палаты существует буквально с первых лет образования кремлевских сокровищниц и мастерских, посвященных ему работ очень немного. До сих пор не изучена история архива музея как структурного подразделения, осуществляющего хранение, учет и использование документов, входящих в состав Государственного архивного фонда Российской Федерации. Таким образом, в самом начале нашего исследования стали очевидны две главные задачи — изучение судьбы одного из богатейших исторических документальных собраний с XVIII по начало ХХ столетия, а также воссоздание предыстории существующего ныне отдела рукописных, печатных и графических фондов.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
14. Е.В. Щербина. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА В 1830-1850-е ГОДЫ: РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЕЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Оружейная палата, 10 марта 1806 г. получившая статус музея по именному указу императора Александра I, до конца 1850-х гг. оставалась единственным публичным музеем Москвы. Специфика фондов обусловила особое внимание правителей к презентации кремлевского собрания. Очень важным периодом в истории музея были 1830— 1850-е гг. В начале 1830-х гг. главная функция — прославление правящей династии — была сформулирована именно так и начала воплощаться в экспозиции. Новое здание, возведенное по проекту К.А. Тона, подчеркнуло эту функцию, определив образ Оружейной палаты вплоть до 1920-х гг.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
15. Е.Н.Сергеева. ЛИЧНЫЙ ФОНД В.К. КЛЕЙНА В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ Е 1920-Е ГОДЫ)
Личный фонд владимира Карловича Клейна был передан в отдел рукописных, печатных и графических фондов музея-заповедника «Московский Кремль» его внуком — владимиром Борисовичем 28 октября 1998 г. Архив этот бережно сохранил сын владимира Карловича — Борис владимирович Клейн. Предыстория поступления этого фонда в архив нашего музея заслуживает особого внимания.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
16. Е.В. Щербина. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В МУЗЕЯХ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В 1920— 1930-Е ГОДЫ
В начале ХХ в. Оружейная палата Московского Кремля воспринималась современниками как «фамильный» музей династии Романовых. в условиях глобальных перемен и пересмотра всей системы ценностей после революционных событий 1917 г. такая трактовка кремлевского собрания могла привести к весьма плачевным последствиям, вплоть до его полной утраты. Специфика фондов Музеев Кремля всегда определялась тем, что их основу составляла исторически сложившаяся царская и императорская сокровищница. высокий статус кремлевских хранилищ и многовековые традиции собирания в них драгоценных предметов объясняют причины, по которым широкое применение ювелирных техник, использование драгоценных камней и металлов характерно для самых разных типов произведений прикладного искусства, собранных в Кремле (от ювелирных украшений, оружия, орденов до конской упряжи, драгоценных тканей и так далее)...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>
17. А.А. Комолова. О ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ КРЕМЛЕВСКОГО (АЛЕКСАНДРОВСКОГО) САДА В 1821 ГОДУ
Существует любопытное изречение некоего немца, имя которого затерялось в веках: «Немецкие сады все в нос, да в нос, а русские - все в рот, да в рот». Действительно, что только наши предки не выращивали в московских садах наряду с привычными для нас растениями - лекарственные травы, дыни, о способах разведения которых пространно повествует известный путешественник Сигиз-мунд Герберштейн и Адам Олеарий, - устраивали теплицы, где росли ананасы и прочая экзотика. Однако со временем эстетическая составляющая городского сада взяла верх над практической. Появились сады для гуляния - «булевары»...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
ПЕРСОНАЛИИ
18. С.А. Костанян. СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ БАРТЕНЕВ: БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Тема настоящего исследования - жизненный и творческий путь Сергея Петровича Бартенева, автора известной монографии по истории Московского Кремля «Московский Кремль в старину и теперь». Это двухтомное издание, опубликованное в начале двадцатого столетия, и сейчас, по прошествии почти ста лет, является одним из наиболее полных исторических и архитектурных исследований о Московском Кремле. И в наше время многие ученые ссылаются на эту книгу как на авторитетный источник. «Московский Кремль в старину и теперь» является основополагающим изданием, без которого не обходится ни один библиографический список о Московском Кремле и его архитектурной застройке. «Пожалуй, это самое лучшее, замечательно иллюстрированное описание Кремля, причем последнее по времени перед массовыми разрушениями в нем».
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
19. М.К. Павлович. ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА СМИРНОВА: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Среди сотрудников нашего музея немало тех, кто, придя когда-то на работу в кремлевские стены, связал с древним центром нашей столицы на десятки лет свои радости, огорчения, удачи, творческие успехи, - иными словами, почти всю свою жизнь. Одним из таких людей была Евгения Ивановна Смирнова (урожденная Сергеева). Ее личное дело — 35 листов в потертой голубой картонной обложке, несколько архивных документов и пожелтевших фотографий, а также воспоминания коллег помогли воссоздать краткую биографию этого замечательного человека.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
20. Г.А. Маркова. О КОЛЛЕГЕ И ДОБРОМ ТОВАРИЩЕ -ЛЮБОВИ ПАВЛОВНЕ КИРИЛЛОВОЙ (1929-2010)
Вряд ли в Музеях Кремля нашелся бы еще один человек такой же скромности и «тихости» поведения и вместе с тем такого неиссякаемого темперамента в работе, влюбленности в свое хранение и научную тему, как Любовь Павловна Кириллова, или наша милая Любочка, как мы, друзья, коллеги, ее называли. Надо вспомнить, что отдел «Оружейная палата», в котором работала Л.П. Кириллова, с 1965 г. состоял из хранителей экспозиций оружия, русского золота и серебра, драгоценных тканей, европейского серебра и посольских даров, коллекции тронов, государственных регалий и русского светского костюма, собрания Конюшенной казны и экипажей — всего семь человек. Структура музея изменилась в 1986 г., после создания новой экспозиции. Отдел расширился, объединились хранение экспозиции и фондов, научных сотрудников стало втрое больше.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
21. И.М. Соколова. ПАМЯТИ РАИСЫ ИВАНОВНЫ КЛЕВЦОВОЙ
В настоящем сборнике помещена последняя статья научного сотрудника отдела «Музеи-соборы» Раисы Ивановны Клевцовой (6 ноября 1951 — 23 сентября 2010). Она посвящена соловецким иконам - именно эта тема составляла научный интерес Раисы Ивановны в последние годы.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,03 Мб) >>
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,03 Мб) >>
