Выпуск XXV
Скачать
PDF, 0.34 Мб
PDF, 0.41 Мб
PDF, 0.2 Мб
PDF, 0.91 Мб
PDF, 0.5 Мб
PDF, 0.5 Мб
PDF, 0.4 Мб
PDF, 0.46 Мб
PDF, 0.63 Мб
PDF, 0.33 Мб
PDF, 0.38 Мб
PDF, 0.27 Мб
PDF, 0.24 Мб
PDF, 0.59 Мб
PDF, 0.25 Мб
PDF, 0.46 Мб
PDF, 0.09 Мб
PDF, 0.11 Мб
PDF, 0.07 Мб
PDF, 0.02 Мб
Темы
Описание
МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫПУСК 25
МОСКВА 2014
Титульный лист, содержание, от составителей
Вошедшие в сборник статьи посвящены художественным и архитектурным памятникам Московского Кремля, а также кремлевским мастерским и работавшим в них выдающимся мастерам. Публикуются новые исследования, в которых рассматриваются общие вопросы развития средневекового искусства, история кремлевского церемониала, а также проблемы сохранения исторического наследия. В научный оборот вводятся неизвестные ранее архивные документы, публикуется Опись Большому государеву наряду 1642 г.
Сборник адресован историкам, искусствоведам, музейным работникам и всем, интересующимся историей Московского Кремля и искусством Средневековья.
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. О.С. Шашина. Греческие стихотворные эпиграммы на произведениях византийского декоративного искусства в контексте византийского экфрасиса
Яркий феномен византийского искусства — стихотворные эпиграммы, или эк-фрасисы, греческие стихотворные произведения, описывающие события или памятники искусства (архитектурные сооружения, фрески и живописные картины, скульптуры, произведения прикладного искусства). Экфрасисом, или экфра-зой, традиционно называют художественное стихотворное описание вещи или явления, родившееся из упражнений поздней риторической пауки...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
2. Л.М. Воронцова. Новые данные о драгоценном уборе иконы «Богоматерь Владимирская» работы великокняжеских мастеров первой трети XV века
Икона «Богоматерь Владимирская» входит в число немногочисленных памятников, которые по своим стилистическим признакам, художественному качеству и мастерству исполнения обычно связывают с временем, кругом или даже именем великого иконописца Андрея Рублева. До недавнего времени большинство исследователей считали икону в драгоценном окладе вкладом в Троице-Сергиев монастырь боярина Михаила Васильевича Образцова, поэтому в литературе нередко встречалось ее наименование «образцовская»...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
3. А.М. Колызин. Цены в средневековой Москве до начала княжения Ивана Грозного
Важным показателем, характеризующим экономическое развитие Руси и Москвы в частности, является торговля, а одним из ее неотъемлемых элементов — цены на товары. На рубеже XV—XVI вв., в период превращения Москвы из главного города великого княжества в столицу Русского государства, они реконструируются, в основном, по письменным материалам — летописям, актам, а также записям, оставленным иностранцами. Для более раннего времени первостепенным источником, в котором имеются указания на цены, являются берестяные грамоты, найденные при раскопках в древнерусских городах. Подавляющее большинство из них обнаружены в культурном слое Великого Новгорода...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
4. Ю.Н. 3вездина. Аллегорическое прославление царя в книгах киевской и черниговской печати и панегирик в культуре России второй половины XVII века
Во второй половине XVII в. вышло несколько книг известных духовных авторов, изданных в типографиях Киево-Печерской лавры и Чернигова. Книги привозили в Москву и подносили в дар царю и патриарху. Впоследствии они разошлись по всей России. В соответствии с общей традицией, основной текст предваряют несколько вступительных слов, в том числе прославляющее правителя предисловие, а также аллегорическая гравированная композиция, содержащая смысловые соответствия. Гравюры и предисловия ярко отразили реалии своего времени...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>
5. Т.С. Борисова. Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» из Успенского собора Московского Кремля
Икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» прослеживается по всем описям Успенского собора, начиная с 1771—1773 гг. Согласно самому раннему источнику, образ стоял в отдельном киоте в юго-западном углу храма, рядом с шатром над Гробом Господним; киот, очевидно, предназначался специально для этой иконы. В последующих описях (1815—1818, 1841—1843, 1853—1854, 1900—1913, 1918 гг.) она указана в северном пристенном иконостасе...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
6. А.В. Гращенков. Порталы Теремного дворца XVI-XIX веков
Теремному дворцу Московского Кремля в исследовательской литературе уделено мало внимания. В основном это беглые заметки, которые касаются его архитектуры и конструктивных особенностей. Однако дворец является выдающимся памятником жилого зодчества XVII в. и заслуживает серьезного монографического исследования. Еще менее привлекал внимание исследователей богатейший белокаменный декор Теремного дворца, придающий его облику неповторимые, оригинальные черты поистине уникального явления в русском искусстве. Ранее мы уже освещали белокаменную резьбу наличников и парапетов Теремного дворца...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
МАСТЕРА И МАСТЕРСКИЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
7. Е.А. Яблонская. Первостатейный мастер-иноземец Оружейной палаты Филипп Тимофеев Ульянов
На протяжении XVII в. в мастерских Оружейного приказа наряду с русскими мастерами работали иностранцы.
С первых лет царствования Михаила Федоровича русское правительство было заинтересовано в привлечении иностранцев на военную службу и для работы в придворных мастерских. Послам, резидентам, комиссарам, а также иностранным купцам давали поручения о найме мастеров...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
8. С.М. Новаковская-Бухман. Патриарший мастер Андрей Бланкенстен и созданный им оклад 1699 года для Евангелия из Успенского собора Московского Кремля
В 1683 г. в Москве в поручной записи иноземца Еремея Левкина впервые было зафиксировано имя Андрея Бланкенстена, его поручителя, — впоследствии известного и высоко ценимого патриархом Адрианом мастера. В Словаре мастеров золотого и серебряного дела, работавших при Патриаршем дворе, упоминается «Андрей Кашпиров Бланкостин», но, благодаря сохранившейся подписной работе серебряника — драгоценному окладу напрестольного воскресного Евангелия, ныне хранящемуся в Еосударственном Русском музее , и архивным документам — эти два имени возможно идентифицировать...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
9. М.П. Голованова. Документы 1700 года об изготовлении знамен в Оружейной палате
В собрании Музеев Московского Кремля хранятся четыре знамени, на полотнищах которых помещены изображения выходящей из облаков руки с мечом, направленным острием вниз, заключенные в овал из золотого жгута, к которому подвешен овальный медальон с образом распятого апостола Андрея Первозванного; центральную композицию обрамляют пальмовые ветви...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
10. И.Д. Костина. Литейщики Моторины и их родственники
В последние годы российские камианологи обращают все большее внимание на жизненный путь создателей колоколов, собирая сведения о времени и обстоятельствах отливок по архивным документам. Краткие биографические данные мастеров, собранные воедино, опубликованы в работах Н.Н. Рубцова, В.А. Кондрашиной, А.Ф. Бондаренко, А.А. Глушецкого, И.Д. Костиной...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕРЕМОНИИ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ
11. О.В. Штепа. Традиции царской свадьбы во второй половине XVII века
Наряду с рождением и смертью, брак является одной из трех основных вех на жизненном пути каждого человека. Изучение свадебных обрядов важно не только для формирования представления о домашнем, семейном быте наших предков, но и для понимания внутренней жизни народа, его верований, законов, устоев...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
12. С.И. Емельянова. Оформление нового дипломатического протокола в России в середине XVIII века и практика его применения
На протяжении многих столетий во всех странах посольский церемониал играл важную роль в международной политике, поэтому ему уделялось большое внимание в придворной жизни. Неотъемлемой его частью было поднесение послом подарков от своего государя, а также от себя лично. Подарки привозили и купцы, приезжавшие вместе с посольством и желавшие вести торговлю с Россией. В собрании Музеев Московского Кремля хранятся дары восточных владык и западноевропейских монархов русским царям и императорам. В разные столетия они отличались по составу...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
13. И.В. Фаизова. Подготовительные работы в Московском Кремле накануне открытия Уложенной комиссии 1767 года
Настоящая статья продолжает тему «Московский Кремль и Уложенная Комиссия 1767 года». В этом исследовании мы стремимся воссоздать общую картину мероприятий, предпринятых придворными ведомствами для организации путешествия Екатерины II в Москву, ее пребывания в столице и открытия депутатского собрания, а также выявить объекты, предназначавшиеся для ремонта, выяснить состояние дворцовых зданий до начала подготовительных работ, определить результаты и значение проведенных мероприятий для сохранения историко-художественного ансамбля Московского Кремля...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
14. В.А. Тарасова. Роль общественных организаций в сохранении исторического наследия Московского Кремля в начале XX века
Московский Кремль — сердце России, место, где сконцентрирована русская история, сосредоточены древние храмы и памятники художественной старины. Это было понятно и знатокам истории, и любителям древностей, и простым горожанам, которые на рубеже XIX—XX вв. участвовали в работе различных обществ и комиссий для сохранения национального достояния и популяризации русского искусства...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
ПУБЛИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ
15. С.П. Орленко. Опись Большому государеву наряду в государевой Большой казне 7150 (1642) года
Исторические сведения о государственных регалиях неизменно привлекают внимания исследователей и любителей старины. Регалии играли важнейшую роль в репрезентации власти, служа зримым подтверждением исключительного статуса монарха и его права владеть землей. Вручение государю символов власти было важнейшим государственным актом и имело характер сакральной церемонии. В составе регалий подчас отражалась официальная доктрина, характер позиционирования власти по отношению к подданным и внешнему миру...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
ПЕРСОНАЛИИ
К юбилею Ирины Акимовны Бобровницкой
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
К юбилею Инны Дмитриевны Костиной
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
