Лекция «Придворные празднества в эпоху историзма: маскарады и рыцарски карусели»
Лекция в рамках цикла «"Воображаемое средневековье» в русской культуре второй половины XVIII-XIX вв.
Место
Продолжительность
В эпоху историзма интерес к прошлому воплотился не только в произведениях искусства, но и в характере придворных празднеств.
В царствование императора Николая I в высшем свете возникла мода на тематические костюмированные балы, которые напоминали театральные спектакли: для них готовили эффектные декорации, шили роскошные костюмы, ставили танцы. Сценарии маскарадов повторяли сюжеты модных опер, литературных произведений, авторы обращались к древнегреческим мифам, эпохе средневековья и рококо, экзотическим восточным мотивам. Особенной любовью в аристократической среде пользовалась рыцарская тематика.
В период романтизма идеализация средневековья как времени возвышенных чувств способствовала возрождению культа Прекрасной дамы и рыцарства. В августейшей семье мода на романтические сюжеты соединялась с личными отношениями царской четы, их мироощущением и воспитанием. Императрица Александра Федоровна, урожденная прусская принцесса Шарлотта была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. Ее домашнее имя — «Белая роза» — Бланшфлур, было заимствовано из романа Ф. де ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо», посвященного времени короля Артура и рыцарей Круглого стола и популярного в первой половине XIX века не меньше, чем произведения Вальтер Скотта.
В 1829 году в Потсдаме во время «высочайшего» визита в Пруссию, было устроено костюмированное торжество, посвященное литературному образу принцессы Шарлотты — «Волшебство белой розы», его главной героиней стала российская императрица. Праздник включал турнир «рыцарей» - представителей самых знатных фамилий Европы, состязавшихся в ловкости и красоте верховой езды, метании копий. Участники разыгрывали «живые картины» — сцены из жизни Шарлотты, а во время бала, у подножия трона, на котором восседала государыня в образе «Бланшфлур», исполняли тематические танцы — кадрили.
Еще одним видом придворного праздника, навеянного средневековыми традициями, были костюмированные конные шествия и состязания. При дворе Екатерины II и Александра I состязания в ловкости верховой езды, метании дротиков и копий устраивались во славу правящего монарха. Во времена Николая I карусель приобрела романтический ореол, кульминацией действа стало явление кавалькады всадников и всадниц в средневековых костюмах, которые демонстрировали мастерство верховой езды и изящество манер. В 1842 году по случаю серебряного юбилея свадьбы царской четы состоялась серия рыцарских каруселей в Царском селе.
Другие
лекции цикла
Подробнее13 ноября00:00
Лекция «Легенда о Мономаховых дарах и собрание Оружейной палаты»

20 ноября00:00
Лекция «Рождение легенды: изыскания в области исторического оружия в России в XIX в.»

27 ноября00:00
Лекция «Образы "русской древности" в живописи второй половины XVIII-XIX века»

04 декабря00:00
Лекция «От "готики" до "русского" стиля. Средневековые мотивы в архитектуре России XVIII-XIX вв.»

Ведущие
Лектор-искусствовед высшей категории Лекционного отдела

Лектор-искусствовед высшей категории. Сотрудник лекционного отдела
Информация о лекционных программах и циклах:
Лекционный отдел
с 9:30 до 17:00 пн.-пт.
