На главную
На главную
Купить билет

Некрополи на территории Кремля

  • Некрополь Архангельского собора Московского Кремля
  • Некрополь Вознесенского собора Московского Кремля

В 2000 г. по инициативе археологов в Музеях Московского Кремля стартовал проект по изучению захоронений великих княгинь и цариц XV – начала XVIII столетия в некрополе Вознесенского собора. На территории Кремля размещались и другие храмы-усыпальницы высшей знати, часть из которых сохранилась до настоящего времени, среди них Успенский собор – место захоронения русских митрополитов и патриархов XIV–XVIIвв., и Архангельский собор – усыпальница русских великих и удельных князей и царей XIV – начала XVIII в. Покой этих некрополей не был нарушен даже в ходе революционных событий 1917 г. и после возникновения СССР. Иная судьба была суждена некрополю Вознесенского собора (ил. 46), который на протяжении более четырех столетий русской истории был местом погребения женщин из правивших московских династий.


Женский Вознесенский монастырь размещался в Кремле в XV– первой трети XX в. рядом со Спасскими воротами. В период активной антицерковной компании советской власти он был разобран, и на его месте в 1930-х гг. построили здание для военной школы ВЦИК. Затем в этом здании до начала 1970-х гг. работал кремлевский театр и размещалась комендатура Московского Кремля, оно было снесено в 2015 г.


Осенью 1929 г. сотрудникам Оружейной палаты Московского Кремля удалось спасти от уничтожения белокаменные саркофаги с останками русских великих княгинь и цариц. Первоначально их перевезли в Архангельский собор, затем переместили в подземную палату конца XV столетия, находящуюся возле южной стены храма.

В проекте по изучению захоронений престижного женского некрополя Вознесенского собора (ил. 28) приняли участие археологи, антропологи, эксперты-криминалисты, биологи, палеограф, химики, энтомологи, микробиологи и специалисты других направлений науки из разных институтов Российской академии наук и крупнейших московских музеев. Исследователи провели изучение костных останков и реставрацию погребального инвентаря – саванов, светской одежды и обуви из тканей и кожи, атрибутов монашества из кожи и тканей. В ходе работ был сделан анализ стеклянных ритуальных сосудов и уточнены тексты эпитафий на белокаменных крышках саркофагов.


Натурные исследования погребений проводились в 2000–2004 гг., исследования материалов и реставрационные работы продолжались вплоть до 2012 г. В 2009–2018 гг. были изданы три тома материалов исследований захоронений некрополя Вознесенского собора, получившие высокую оценку в отзывах российских, западноевропейских и американских ученых – историков и антропологов (ил. 29).

Основной задачей проекта являлось изучение погребального обряда на Руси в эпоху Средневековья. Материалы некрополя Вознесенского собора дали возможность уточнить представление о нем и более полно реконструировать его. Специально отметим, что в русской погребальной культуре в Средневековье и раннее Новое время никогда не производилось бальзамирование тел умерших; в православной традиции сохранение мертвого тела от гниения не предусматривалось.


Для захоронения русских великих княгинь и цариц использовали саркофаги из монолита белого камня-известняка. Их форма менялась со временем. В XV – первой половине XVII в. это были гробы антропоморфной формы, куда тело умершей помещали, завернув его в саван из шелковой ткани. Саркофаги второй половины XVII – начала XVIII в. имели форму прямоугольного ящика, в котором усопшую клали уже в деревянном гробе. Тела знатных женщин были полностью завернуты в саван, лица закрыты специальным платом из ткани. В захоронениях XVI– начала XVIII столетия в некоторых случаях достаточно хорошо сохранились платья и монашеские облачения, экземпляры специальной могильной обуви из кожи, туфель из бархата, подушки и кошелечки из шелка. Ткани для изготовления светской одежды женщин из великокняжеской и царской семьи московского правящего дома закупали, в основном, в Европе. Наиболее популярен у знати был итальянский шелк (ил. 30), для одежды княгинь-монахинь использовали довольно грубые шерстяные ткани местного производства. Платья великих княгинь и цариц по данным из погребений были длинными, до пола, с очень длинными рукавами. В захоронениях усыпальницы Вознесенского собора были обнаружены женские головные уборы XV–XVI вв. – волосники. Такие специальные шапочки носили замужние женщины, скрывая под ними свои прически.


В состав некрополя входили и монашеские захоронения, так как в некоторых случаях великие княгини и царицы принимали (как правило, после смерти мужа) монашеский постриг. Но таких захоронений немного – всего шесть. Отметим обнаруженный кожаный пояс монахини Евфросинии – княгини Евдокии, умершей в 1407 г. (ил. 31). Он украшен тиснеными изображениями двенадцати основных христианских праздников – Крещения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Распятия, Вознесения, Сошествия святого Духа, Воскресения Христа и других. Материалы некрополя Вознесенского собора показали, что, вопреки устоявшемуся в исторической литературе мнению, на Руси знатные женщины не принимали постриг перед самой смертью.


Интересной деталью погребального обряда средневековой Руси были специальные ритуальные сосуды, найденные почти во всех саркофагах с останками взрослых женщин. После отпевания умершей в храме ее тело обрызгивали елеем, и его остатки помещали в гроб в сосуде (в XV в. – из глины, в XVI–XVII вв. – из стекла или металла). Самые красивые и редкие стеклянные сосуды были изготовлены в Европе (ил. 32).

Важный раздел проекта по изучению некрополя Вознесенского собора составляют антропологические исследования. Изучение останков женщин XV – начала XVIII в. позволило восстановить их физические параметры и выявить патологии (ил. 33). Приведем для примера некоторые результаты этих исследований.


Второй женой московского великого князя Ивана III (1440–1505) была Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина (родилась между 1443–1449 гг. – умерла в 1503 г.). При исследовании ее останков у нее был выявлен остеохондроз поясничного отдела позвоночника. При реконструкции внешнего облика великой княгини были обнаружены костные наросты на внутренней стороне лобной кости ее черепа. Это позволило установить, что у нее развился фронтальный гиперостоз. Так проявилось и было зафиксировано серьезное гормональное нарушение в организме великой княгини.

Внук Ивана III великий князь Василий III вторым браком был женат на княгине литовского происхождения Елене Глинской. Мать царя Ивана Грозного умерла в 1538 г. в возрасте около тридцати лет. Ее довольно высокий для Средневековья рост (165 сантиметров) обусловлен тем, что, как выяснилось, в поясничном отделе ее позвоночника оказался лишний (шестой) позвонок. Удалось определить и причину ее ранней смерти: Елена Глинская была отравлена солями ртути или сулемой – одним из самых «популярных» ядов в средневековой Европе. Этот же яд стал причиной ранней смерти другой женщины – царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного. Она погибла в 1560 г. в возрасте около 25–27 лет.

Другим важным направлением в проекте по изучению некрополя Вознесенского собора была реконструкция облика женщин русского Средневековья по их ископаемым останкам, поскольку светская живопись в России, в отличие от Европы, появилась только в конце XVII в. На сегодняшний день таким методом восстановлены скульптурные портреты семи великих и удельных княгинь и цариц. Теперь известно, как выглядели великая княгиня Евдокия Дмитриевна (жена великого князя Дмитрия Донского), вторая жена великого князя Ивана III– Софья Палеолог (ил. 34), последняя великая княгиня Елена Глинская (ил. 35), старица Анастасия (умерла в 1579 г.) – мать первой русской царицы Анастасии, царица Ирина Федоровна (умерла в 1603 г.) – сестра Бориса Годунова. Был воссоздан и один детский портрет – двоюродной племянницы царя Ивана Грозного Марии Старицкой (ил. 36). Эта девочка девяти лет погибла вместе со своими родителями в 1569 г. Они были отравлены по приказу Ивана Грозного в ходе острой династической борьбы при русском дворе. Исследования останков девочки показали, что она болела рахитом, о чем свидетельствует состояние ее костного аппарата.

Проект по изучению захоронений в Вознесенском соборе Московского Кремля заставил исследователей обратиться к малоизученной в отечественной историографии проблеме – истории жизни знатных женщин, их месту и общественной роли в эпоху Средневековья. Именно поэтому блок материалов по каждому из захоронений некрополя содержит биографический очерк о конкретной великой княгине и царице. Жизнь многих из них стала объектом подробного изучения историков впервые.

Этот долгий и важный исследовательский проект не имеет аналогов в российской исторической науке, и его результаты уже стали заметным вкладом сотрудников московских музеев и институтов Российской академии наук в изучение прошлого России. В 2020 г. завершится подготовка к печати последнего (четвертого) тома материалов исследований захоронений некрополя Вознесенского собора в Кремле; он посвящен итогам изучения погребений XVII – начала XVIII столетия.

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади9:30 — 18:00
Кассы9:00 — 17:00
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Официальные документы
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
Made by ONY