На главную
На главную
Купить билет

Архангельский собор

О музее
  • Архитектура
Архангельский собор (баннер Архитектура).webp

Архитектура

С течением времени Архангельский собор претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела. Южный придел посвятили святому Иоанну Предтече, покровителю Ивана Грозного, а северный, хорошо видный с Соборной площади - Покрову Богоматери. Это посвящение возможно было связано с победой над Казанским ханством: накануне падения Казани был праздник Покрова. Позднее Покровский придел переименовали в придел Святого Уара, в связи с рождением царевича Димитрия – младшего сына Ивана IV Васильевича в день памяти мученика Уара.


Предтеченский придел перестроили в XVII в., после того как там похоронили замечательного полководца Смутного времени Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Этот молодой и талантливый воевода - племянник тогдашнего русского царя Василия Шуйского - нанёс полякам сокрушительное поражение под Москвой, за что пользовался большой любовью народа.

Архангельский собор в ансамбле Московского Кремля

Архангельский собор в ансамбле Московского Кремля

Архангельский собор

Вид с Соборной площади

Архангельский собор

Вид с колокольни Ивана Великого

Архангельский собор

Царь-колокол, 2009 г.

Архангельский собор

Архангельский собор. Ракурс

Архангельский собор

Архангельский собор

Внешний облик храма

С течением времени Архангельский собор претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела. Южный придел посвятили святому Иоанну Предтече, покровителю Ивана Грозного, а северный, хорошо видный с Соборной площади - Покрову Богоматери. Это посвящение возможно было связано с победой над Казанским ханством: накануне падения Казани был праздник Покрова. Позднее Покровский придел переименовали в придел Святого Уара, в связи с рождением царевича Димитрия – младшего сына Ивана IV Васильевича в день памяти мученика Уара.


Предтеченский придел перестроили в XVII в., после того как там похоронили замечательного полководца Смутного времени Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Этот молодой и талантливый воевода - племянник тогдашнего русского царя Василия Шуйского - нанёс полякам сокрушительное поражение под Москвой, за что пользовался большой любовью народа.

Архангельский собор..webp

Западный фасад

Архангельский собор..webp

Северный фасад

Архангельский собор..webp

Восточный фасад

Центральная апсида Архангельского собора..webp

Центральная апсида

Центральная закомара западного фасада Архангельского собора..webp

Центральная закомара западного фасада

Раковина Архангельского собора..webp

Раковина

Алевиз Новый как истинный итальянец «одел» фасады Архангельского собора в строгую ордерную декорацию. С помощью горизонтального среднего пояса – антаблемента, все фасады собора поделены на два яруса, причем каждый ярус получил свое законченное оформление, что создает иллюзию этажности здания. Высокий и мощный нижний ярус с декоративными арками в пряслах, служит своеобразным постаментом для более легкого, верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками. Вертикальные прямоугольные выступы стены, также разделенные по горизонтали надвое, превратились в пилястры, элементы классического ордера. В тридцати пяти капителях, выполненных по единой классической схеме, нигде не повторяется центральный рисунок цветущего растения. По средней линии каждого яруса расположены высокие и узкие окна. 


Подражая архитектуре древнерусских храмов, Алевиз завершает фасады Архангельского собора декоративными закомарами-нишами, украшенными огромными белокаменными рельефными раковинами, как в Венеции, и акротериями, скульптурными украшениями,  в виде высоких стройных сосудов – фиал, которые не сохранились.   


Западный фасад собора особенно напоминает итальянское палаццо. Его центральную закомару украшают круглые окна-медальоны, а среднее прясло второго яруса прорезает пара больших итальянских арочных окон.   Точно такие же окна, на том же уровне, выходят во внутреннее пространство храма. Первоначально собор имел двухцветную окраску, имитирующую кладку из красного кирпича с белыми декоративными деталями, что акцентировало ордерную схему построения фасадов.

Организация храмового пространства

С течением времени Архангельский собор претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела. Южный придел посвятили святому Иоанну Предтече, покровителю Ивана Грозного, а северный, хорошо видный с Соборной площади - Покрову Богоматери. Это посвящение возможно было связано с победой над Казанским ханством: накануне падения Казани был праздник Покрова. Позднее Покровский придел переименовали в придел Святого Уара, в связи с рождением царевича Димитрия – младшего сына Ивана IV Васильевича в день памяти мученика Уара.


Предтеченский придел перестроили в XVII в., после того как там похоронили замечательного полководца Смутного времени Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Этот молодой и талантливый воевода - племянник тогдашнего русского царя Василия Шуйского - нанёс полякам сокрушительное поражение под Москвой, за что пользовался большой любовью народа.

Интерьер Архангельского собора.webp

Интерьер. Вид с запада

Интерьер Архангельского собора.webp

Интерьер. Центральный неф

На западном фасаде устроены два боковых малых портала, за которыми начинаются крутые винтовые лестницы, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Интересно отметить, что через левый малый портал раньше можно было проникнуть в основное пространство собора. На восточной стороне собора расположены пять полукруглых апсид.

Центральный портал западного фасада Архангельского собора..webp

Центральный портал западного фасада

Центральный портал западного фасада Архангельского собора..webp

Центральный портал западного фасада

Малый портал западного фасада Архангельского собора..webp

Малый портал западного фасада

Архангельский собор..webp

Восточный фасад

Архангельский собор..webp

Ракурс

Пять куполов Архангельского собора, как и Успенского, сдвинуты к востоку. Самая большая глава – центральная – возведена над главным средокрестием собора. Над алтарной частью поставлены главы малых размеров, чтобы не возникло впечатления перевеса архитектурных масс в восточную сторону. Средние по размеру купола расположены, соответственно, над южным и северным нефами. Стройные, устремленные вверх барабаны пяти глав прорезаны узкими длинными окнами, украшены поверху аркатурными поясами и завершены шлемовидными, или полусферическими главами, на которых первоначально лежала чернолощеная черепица. Своды собора тоже были обложены плотными рядами черепицы не только черного, но и красного лощения.

Приделы

С течением времени Архангельский собор претерпел некоторые изменения, исказившие его первоначальный облик. Во второй половине XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела. Южный придел посвятили святому Иоанну Предтече, покровителю Ивана Грозного, а северный, хорошо видный с Соборной площади - Покрову Богоматери. Это посвящение возможно было связано с победой над Казанским ханством: накануне падения Казани был праздник Покрова. Позднее Покровский придел переименовали в придел Святого Уара, в связи с рождением царевича Димитрия – младшего сына Ивана IV Васильевича в день памяти мученика Уара.


Предтеченский придел перестроили в XVII в., после того как там похоронили замечательного полководца Смутного времени Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Этот молодой и талантливый воевода - племянник тогдашнего русского царя Василия Шуйского - нанёс полякам сокрушительное поражение под Москвой, за что пользовался большой любовью народа.

Архангельский собор..webp

Придел Иоанна Предтечи

Архангельский собор..webp

Вид с юго-востока

Архангельский собор..webp

Придел Святого Уара

Архангельский собор с приделами..webp

Вид со стороны Кремлевского сада

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади9:30 — 18:00
Кассы9:00 — 17:00
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Официальные документы
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
Made by ONY