Архангельский собор
История собора
Возведение первого Архангельского собора в Московском Кремле связано с первым московским князем Иваном Даниловичем, прозванным Калитой за умелую политику собирания русских земель вокруг Москвы.
Великий князь в 1333 году построил белокаменную Архангельскую церковь и завещал похоронить себя в этом храме, тем самым определив его основное назначение – служить усыпальницей великокняжеского рода. Сохранились летописные сведения о росписи собора при великом князе Семене Ивановиче Гордом, сыне Ивана Калиты, – в 1344–1347 годах, и при великом князе Василии I Дмитриевиче, правнуке Ивана Калиты, – в 1399 году, и о том, что в это время в соборе работал знаменитый мастер Феофан Грек с учениками.
Храм-предшественник
Возведение первого Архангельского собора в Московском Кремле связано с первым московским князем Иваном Даниловичем, прозванным Калитой за умелую политику собирания русских земель вокруг Москвы.
Великий князь в 1333 году построил белокаменную Архангельскую церковь и завещал похоронить себя в этом храме, тем самым определив его основное назначение – служить усыпальницей великокняжеского рода. Сохранились летописные сведения о росписи собора при великом князе Семене Ивановиче Гордом, сыне Ивана Калиты, – в 1344–1347 годах, и при великом князе Василии I Дмитриевиче, правнуке Ивана Калиты, – в 1399 году, и о том, что в это время в соборе работал знаменитый мастер Феофан Грек с учениками.



Построенный русскими мастерами Архангельский собор Ивана Калиты простоял сто семьдесят два года. Затем его разобрали, согласно указу великого князя Ивана III Васильевича, по причине «ветхости и затесненности гробницами». Все существовавшие в Архангельском соборе захоронения были вынесены для сохранения в другой храм, а по завершении строительства возвращены и торжественно перезахоронены.
Собор Алевиза Нового
В 1505 году потомок Ивана Калиты, великий государь Иван III, своей решительной политикой возвысивший авторитет русского государства, именуемого отныне Великим княжеством Московским, заложил на месте древнего храма новый величественный собор, доверив его возведение венецианскому архитектору Алевизу Новому. Прозвище «Новый» Алевиз получил по приезде в Москву, потому что в Московском Кремле над сооружением великокняжеского дворца уже трудился другой Алевиз, которого летописи называют Фрязиным.
Великому государю, однако, не довелось увидеть свое детище, но сооружение фамильного храма завершил его сын Василий Иванович III. В его присутствии Архангельский собор был освящен восьмого ноября 1508 года, в храмовый праздник Собора святого архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил.
В летописях нет сведений об украшении нового храма стенописью. Сохранившиеся фрагменты росписи XVI века относятся ко времени правления Ивана IV (1547–1584), сына Василия III. Особенностью росписи стали «воображаемые» портреты всех князей, погребенных в соборе, включая и тех, кто был казнен за противостояние великокняжеской власти.
Церемонии и обряды
В последней четверти XVI века с восточной стороны храма были устроены два придела – в честь Покрова Богоматери и Иоанна Предтечи. На самых ранних планах Кремля, относящихся к началу 1600-х годов, хорошо видны обе эти пристройки. Возможно, тогда к собору с трех сторон – северной, западной и южной – примкнула стройная аркада галереи-паперти, где во время пышных торжеств находились почетные гости.
В 1606 году, после убийства Лжедмития I, желая прервать череду самозванцев, царь Василий Шуйский распорядился торжественно перенести останки царевича Дмитрия, последнего сына Ивана IV, из Углича в Москву и поместить их в Архангельском соборе. Как гласит легенда, вскоре от гроба царевича начали твориться чудеса. После этих событий его мощи были объявлены нетленными, а самого Дмитрия канонизировали как святого мученика.
В 1610 году по настоянию народа в Архангельском соборе, в приделе Иоанна Предтечи, похоронили талантливого полководца, победителя «тушинского вора» Лжедмитрия II, князя Михаила Скопина-Шуйского, племянника царя Василия Шуйского.
Государи новой династии Романовых с особым вниманием относились к царской усыпальнице. При Михаиле Федоровиче, спустя год после его избрания, изготовили суконные «кармазинные покровы» на тридцать семь великокняжеских гробниц. В 1628 году была создана великолепная рака покровителю династии Романовых, святому царевичу Димитрию Угличскому. Позаботились и о самих надгробиях: для них изготовили белокаменные плиты с эпитафиями и резным орнаментом.
Собор в XVII веке
С перенесением Петром I столицы из Москвы в Санкт-Петербург Архангельский собор, как и другие храмы на Соборной площади, переживал запустение. Большой пожар 1737 года, названный Троицким, так как он случился в день Святой Троицы, нанес значительный ущерб храму. Лишь к началу 1739 года завершились работы по ликвидации последствий пожара.
Собор в XVIII веке
С перенесением Петром I столицы из Москвы в Санкт-Петербург Архангельский собор, как и другие храмы на Соборной площади, переживал запустение. Большой пожар 1737 года, названный Троицким, так как он случился в день Святой Троицы, нанес значительный ущерб храму. Лишь к началу 1739 года завершились работы по ликвидации последствий пожара.
В 1742 году, после учреждения самостоятельного Московского епархиального управления, Архангельский собор стал кафедральным, то есть главным храмом епархии. При императрице Елизавете Петровне, дочери Петра Великого, работами по возобновлению собора руководил князь Дмитрий Васильевич Ухтомский, создатель первой в России архитектурной школы. По его настоянию были разобраны галереи-паперти, пришедшие в полную негодность. Центральная, прежде шлемовидная глава получила луковичную форму, часть южного фасада закрыли белокаменные контфорсы, закомары приобрели стрельчатые очертания с них убрали декоративные украшения - фиалы. Очевидно, в это же время своды и главы утратили первоначальное покрытие лощеной черепицей двух цветов, красного и черного. Позднее к северному входу в собор примкнул портал в виде полуготического портика, сооруженного из кирпича и белого камня знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым, учившимся в школе Ухтомского.
В 1770 году Екатерина II издала рескрипт, предписывавший в трех главных соборах Московского Кремля – Успенском, Архангельском, Благовещенском – возобновить стенное и иконное письмо. К работам в Архангельском соборе приступили лишь в июле 1772 года.
Собор в XIX веке
В 1812 году Архангельский собор подвергся осквернению и ограблению наполеоновскими солдатами, которые устроили в алтаре кухню и загромоздили собор бочками с вином. При отходе из Кремля раздосадованные французы разбили бочки, и вытекшее из них вино, буквально затопило чугунный пол собора. С икон и рак были сорваны и похищены драгоценные оклады.
Архангельский собор первым среди кремлевских храмов был приведён в порядок. 1 февраля 1813 года состоялось его освящение «по большому чину при многочисленном стечении народа были несены мощи св. Царевича Димитрия».
В 1826 году была разобрана находившаяся у южной стены собора одноэтажная «судная изба архангельских вотчин», где производились суд и расправа над неисправными плательщиками податей из крестьян, обязанных – жалованными грамотами великих князей и царей – платить указанный оброк Архангельскому духовенству. На этом месте выстроили двухэтажную палатку для священнослужителей, которую в ХХ веке переделали в одноэтажную.
В 1848 году Покровский придел перенесли на третий этаж западной пристройки, освобождая место для Уаровского придела церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, разобранной за ветхостью.
С 1883 года Архангельский собор уже не являлся кафедральным. Им стал вновь сооруженный по проекту К.А. Тона храм Христа Спасителя. Через двенадцать лет, в 1895 году, Архангельский собор как царская усыпальница был передан из епархиального в придворное ведомство.
Собор в XX веке
В 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых, был обновлён интерьер Архангельского собора: промыта стенопись и главный иконостас, отреставрированы царские врата, вычищены паникадила, подсвечники, лампады, приведены в порядок бронзовые футляры и решетки около надгробий. В 1918 году в кремлевских соборах прекратили проводить богослужения. Был объявлен их новый статус – памятники культуры, народное достояние Республики. Позднее, в 1920-е годы и вплоть до начала Великой Отечественной войны велись ремонтные и реставрационные работы с целью подготовки соборов к музейному показу. После войны были в первую очередь отреставрированы фасады. В 1950-х годах в Архангельском соборе раскрыли из-под позднейших записей стенопись XVII века.
Двадцатого июня 1955 года Кремль был открыт для свободного посещения, а в 1960 году кремлевские музеи передали в ведение Министерства культуры СССР. На рубеже 1970–1980-х годов был укреплен и отреставрирован главный иконостас Архангельского собора. С благословения патриарха в соборе возобновились богослужения. Первое, посвященное святому царевичу Димитрию, состоялось 28 мая 1991 года.