Архитектурный ансамбль Московского Кремля
Предисловие

К. II тысячелетия до н.э. – XI вв.
XII в. – XIII в.

XIII – XIV вв.
XV вв.
XVI в.
XVII в.

XVIII в.
XIX в. – начало XX в.

XX в.
История Московского Кремля
Московский Кремль – символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий и памятников культуры. Он расположен на Боровицком холме, на левом берегу Москвы-реки, при впадении в нее речки Неглимны (Неглинной), где на рубеже XI-XII веков возникло славянское поселение, давшее начало городу. С развитием Москвы менялся облик и значение Кремля. К концу XV века он стал городом-крепостью внутри Москвы, резиденцией государственной и духовной власти страны. Он сохранял свое значение национальной святыни России и в XVIII-XIX веках, когда столицей являлся Санкт-Петербург. В 1918 году Москва вновь стала столицей, а Кремль – резиденцией верховной власти, официальным центром политической жизни страны.

Архитектурный ансамбль Московского Кремля со стороны Москва-реки
Особый статус Кремля обусловил участие в создании его архитектурно-художественного ансамбля ведущих русских и иноземных мастеров. Мощные стены и башни, величественная Соборная площадь, златоверхие храмы, царские терема и палаты определяли облик Кремля в эпоху средневековья. В XVIII-XX столетиях здесь были возведены новые дворцы, крупные административные и музейные здания. Они воплотили творческие искания своей эпохи и существенно изменили вид древнего Кремля, однако он сохранил свою неповторимость и национальное своеобразие. К сожалению, советский период в истории Кремля сопряжен в XX веке с утратой некоторых значимых памятников архитектуры: соборов Чудова и Вознесенского монастырей ХVI века и келейных корпусов ХVII века, Красного крыльца Грановитой палаты ХV-ХIХ веков и памятников классицизма ХVIII-ХIХ веков – Малого Николаевского дворца и здания Оружейной палаты.
В начале 1930-х годов территория Кремля была закрыта для общественного посещения. Лишь в июле 1955 года Кремль опять распахнул ворота для всех граждан.
С 1991 года Кремль является резиденцией Президента Российской Федерации. Соборы Кремля вновь начали играть важную роль в жизни Русской православной церкви как места проведения торжественных литургий и особых праздничных служб.
В декабре 1990 года музейно-архитектурные ансамбли Кремля и Красной площади были включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО как выдающиеся памятники зодчества мирового значения.
Древности кремлевского холма
Московский Кремль расположен на Боровицком холме на левом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее реки Неглинной. Высота “кремлевской береговой горы”, как ее называли в старину, примерно 30 метров. Местность, которую сейчас занимает Кремль, в древности была сплошь покрыта лесом. Видимо, с этим и связано древнее название кремлевского холма “Боровицкий”.
Первые данные о пребывании человека на Боровицком холме археологи датируют концом II тысячелетия до н.э. и относят найденные памятники к так называемой фатьяновской культуре. Самые древние археологические находки этого периода, сделанные на территории Кремля, - боевые топоры-молоты - первая половина II тыс. до н.э.
Обнаруженные на территории Кремля следы дьяковского городища относятся к раннему железному веку - началу I тысячелетия до н.э. Оно запустело к концу I тысячелетия н.э. Поселение такого типа получило название по имени подмосковного села Дьяково (близ Коломенского), где было обнаружено одно из городищ. Для поселения обычно выбирались высокие обрывистые берега рек или мысы при слиянии двух рек, что служило ему надежной защитой. В 1969 году на территории Кремля был обнаружен культурный слой дьяковского городища в районое Боровицких ворот и Соборной площади. Треугольный мыс, ограниченный берегом Москвы-реки и долиной Неглинной, стал идеальным местом для древнейшего укрепленного поселения.
На рубеже VIII-IX веков на территории, которую в настоящее время занимает Москва, возникло гнездовье древнерусских вятичских сел и городков, расположившихся по берегам Москвы-реки и ее притоков. Поселение вятичей, возникшее при слиянии рек Москвы и Неглимны (Неглинной), на крутом 30-метровом по высоте Боровицком холме, было одним из наиболее значимых и претендовало на доминирующую градообразующую роль среди других окрестных общин.
Древнейшее укрепление Москвы давно исчезло, но споры о времени возникновения первой крепости, ее размерах, о том, как и когда она возникла и что собой представляла, продолжаются до сих пор. По мнению ряда историков, в ранний период своего существования град имел двухчастную структуру и состоял из детинца и примыкавшего к нему с восточной стороны посада. Небольшая крепостица занимала мысовую (юго-западную) часть Боровицкого холма. Восточная граница детинца проходила по линии западной стены Большого Кремлевского дворца, что подвердили строительные работы 1960 года, при которых были обнаружены следы рва и вала.
Пограничная крепость
В первой половине XII века на Боровицком холме, где сегодня раскинулся Кремль, возникло славянское поселение, давшее начало городу Москве. Вятичи, вероятно, заново обживали вершину холма. Они освоили и периферию старого городища – мыс горы. Обе части поселка получили замкнутые кольцевые укрепления и, по-видимому, имели внутри культовые центры: верхний – на месте Успенского собора, где обнаружено кладбище XII века и, вероятно, стоял деревянный храм, нижний – “под бором”, где по преданию в это время уже стояла деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.

Чертеж "Схематический план Московского Кремля в 1147 году"
Именно здесь, на мысу холма в 1960 году, была найдена свинцовая "вислая" печать киевского митрополита конца XI века, что может свидетельствовать о более ранней дате освоения холма. Такие печати привешивались в Древней Руси к пергаментным грамотам. На одной стороне печати находится изображение Богоматери и сокращенная надпись "Матерь Деи" (Мать Бога), на другой - образ архангела Михаила. Существуют и другие артефакты, свидетельствующие о более ранней дате освоения холма. Это остатки срубов и разнообразный инвентарь южного происхождения XI - первой половины XII века - стеклянные бокалы, обломки поливной посуды, шиферные пряслица, а также браслеты и многое другое, обнаруженное в 1959-1960 годах на месте строительства Дворца съездов и в 1963-1965 годах при подводке фундаментов под здание Патриарших палат. По весьма вероятному предположению, около церкви Иоанна Предтечи первоначально размещался и княжеский двор.

Печать. Русь, Киев. 1093-1113 гг.
Поселение на Боровицокм холме, вероятно, было в то время довольно значительным, о чем свидетельствует длительное пребывание здесь суздальских и новгород-северских полков, и "обед силен", который великий князь Юрий Долгорукий дал 5 апреля 1147 года своему гостю. Это событие, отмеченное в Ипатьевской летописи, стало первым упоминанием имени города в исторической хронике Древней Руси. По традиции, от этой даты Москва отсчитывает свой возраст.
В середине XII века Юрий Долгорукий развернул большую градостроительную деятельность. В 1156 году, запись в Тверской летописи гласит о том, что владимиро-суздальский князь заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы, которая была включена в систему обороны юго-западного пограничья Суздальского княжества. Положение Москвы во владениях Юрия Долгорукого на границах с другими русскими княжествами - Рязанским, Смоленским, Черниговским и Новгородской землей - придавала ей стратегическое значение, возраставшее по мере усиления этих княжеств.
Князь Юрий умирает в 1157 году в Киеве и строительство "града", по-видимому, продолжает его сын, владимирский князь Андрей Боголюбский. Новая крепость объединила два укрепленных центра на Боровицком холме в единое целое. Названия рек достаточно точно определяют ее местоположение. Крепость заняла треугольник, расположенный между нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами. С напольной стороны деревянные крепостные сооружения, длиной, как предполагают исследователи, около 1200 метров, были защищены валом и рвом. Укрепления отличались редким для русского оборонительного зодчества того времени приемом укрепления подошвы вала с внутренней и внешней стороны деревянными конструкциями, состоявшими из нескольких рядов длинных дубовых бревен, положенных вдоль основания вала и скрепленных своего рода анкерами – лежащими поперек короткими бревнами с сучками-крюками на концах.
В XII-XIII веках все крупные страны Европы переживали период раздробленности. Но на Руси он приобрел особенно длительный характер, так как совпал со страшным бедствием - нашествием монгольских завоевателей.
В 1237-1240 годах полчища хана Батыя прошли по Северо-восточной и Южной Руси. Из семидесяти четырех археологически изученных русских городов того времени сорок девять были разорены и сожжены Батыем. В 1238 году пережила нашествие татар Москва. Страшные события января 1238 года отражены в Лаврентьевской летописи: "Тое же зимы взяша Москву татарове и воеводу убиша Филипа Нянка, за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яш руками сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца". Рассказ летописца о взятии Москвы, об уничтожении всего населения города, от младенцев до стариков, о страшных пожарах и разрушениях полон скорби и сострадания. Город и прилегающие поселения были сожжены. В XII-XIII веках московская крепость по меньшей мере трижды разрушалась и отстраивалась, сохраняя размеры и очертания крепости 1156 года.
Первые московские князья в Кремле
Во второй половине XIII века ослабленное Владимиро-Суздальское княжество переживает период интенсивного дробления. Появилась своя княжеская династия и в Москве. Ее основателем стал князь Даниил - младший сын владимирского князя Александра Невского. Мы не знаем точную дату переезда Даниила в Москву. Его имя в связи с московскими событиями летопись впервые упоминает в 1283 году.
В результате нашествия орд Батыя Русь оказалась под тяжким бременем монголо-татарского ига, однако, сохранила свою государственность. Главной формой зависимости стала выплата дани. Кроме того, князья вынуждены были получать в Орде ярлыки (грамоты) на владение своими землями. В 1243 году владимирский князь был признан Батыем старшим среди князей Северо-Восточной Руси. Он стал носить титул "великого". Передавая ярлык на великое княжение владимирское от одного князя к другому, правители Орды превратили его в объект длительной междоусобной борьбы.
К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.
В 1328 году ярлык на великое княжение получил сын московского князя Даниила Иван Калита. Сумев наладить мирные отношения с ханом, он добился права собирать дань со всех русских земель. На сорок лет прекратились татарские набеги на Русь. Московский князь обложил страну удвоенной данью, часть которой утаивал от хана. Видимо, отсюда его прозвище "калита", что означает "сумка, денежный мешок".
Для истории Москвы и Кремля особенно важен тот факт, что, получив ярлык, Иван Калита не переехал в стольный Владимир, как делали другие князья, а остался в Москве, расширял свое княжество, подчиняя и покупая другие земли и города. При нем из Владимира в Москву переехал глава русской церкви - митрополит Петр, авторитет которого был исключительно высок.
В связи с этим изменил свое значение и Московский Кремль. Из обычного укрепленного центра города он стал резиденцией великого князя и митрополита. На его территории стали возводить сооружения не только из дерева, но и из белого камня. На самой высокой точке Боровицкого холма в 1326-1327 годах был построен Успенский собор - главный храм княжества, в 1329 году - церковь-колокольня Иоанна Лествичника, в 1330 году - собор Спаса на Бору, а в 1333 году - собор Архангела Михаила, в котором был похоронен Иван Калита и его потомки. Эти первые белокаменные храмы Москвы определили пространственную композицию центра Кремля, которая в основных чертах сохраняется и сегодня. При Иване Калите Москва активно растет, а его резиденция на Боровицком холме начинает осознаваться как отдельная, главная часть города. И, видимо, не случайно в Воскресенской летописи под 1331 годом впервые появляется ее собственное имя - Кремль.
В 1339-1340 годах Иван Калита возвел из дубовых бревен новую, более значительную по размеру крепость “в едином дубу”, то есть только из дуба. Воскресенская летопись отмечает очень быстрое окончание строительства: в ноябре заложили и “кончаша тое же зимы на весну в великое говение”. Известно, что Кремль был расширен в напольную сторону (в сторону современной Красной площади).
Умирая, Калита составил духовную грамоту (завещание). Он передавал своим сыновьям не только московские земли, но и символы власти Руси того времени - золотые цепи и пояса, а также драгоценную посуду и княжеские одежды. Среди них впервые упомянута и "шапка золотая", которую отождествляют со знаменитой шапкой Мономаха - главным венцом русских государей. Так в первой половине XIV века в Кремле начала формироваться сокровищница московских великих князей.
Политика Калиты была продолжена его потомками. Особых успехов она достигла в годы правления его внука - Дмитрия Донского.
"Чтоб свеча бо не погасла…"
В 1365 году Кремль жестоко пострадал от очередного пожара. Молодой князь Дмитрий Иванович принимает решение возвести каменные укрепления на Боровицком холме. Всю зиму 1367 года из села Мячково, что находилось в 30 верстах от Москвы, возили на санях известняк, а весной начались строительные работы. В результате в центре Москвы поднялись стены и башни, ставшие первой белокаменной крепостью Северо-Восточной Руси.

Строительство первого каменного Кремля Москвы
Стены, окруженные естественной водной преградой и рвом со стороны Красной площади, по мнению исследователей, были высокие и зубчатые, между зубцами ставились заборола, то есть деревянные ставни. Вероятно, белокаменный Кремль имел 8 или 9 башен и 5 из них были проездные. Причем три проездные башни вели в сторону Красной площади.
Территория Кремля была еще увеличена за счет напольной части холма и особенно - за счет подола, так как южная часть стены была спущена с бровки холма к его основанию вдоль Москвы-реки.
Князь Дмитрий присоединил к Москве целый ряд княжеств, а в отношениях с Золотой Ордой перешел к открытой борьбе за освобождение от ига - прекратил выплату дани Орде. В ответ хан Мамай двинулся большим походом на Русь.
Восьмого сентября 1380 г. на Куликовом поле, у впадения в Дон реки Непрядвы, в ожесточенной битве сошлись русские дружины и полки хана Мамая. Татары были полностью разбиты. Московский князь Дмитрий, под знамена которого встала почти вся Северо-Восточная Русь, за эту победу получил почетное прозвище "Донской" и вошел в историю как один из величайших полководцев Древней Руси. Победа на Куликовом поле вернула русскому народу веру в свои силы, вызвала подъем национального самосознания и культуры. Значительно выросла территория Московского княжества, увеличилось население его столицы, а в кремлевскую сокровищницу стали поступать ценности из казны удельных князей, переходивших на службу к великому московскому князю.
Через два года, после очередного нашествия татар на Москву в 1382 году, выплату дани пришлось возобновить, но уже в меньших размерах, а рост могущества Москвы нашел свое отражение в духовной грамоте Дмитрия Донского, где он впервые передавал свой титул великого князя по наследству.
Москва стала постепенно осознаваться как преемница древних центров земли Русской - Киева и Владимира, и к началу XV века в Кремле были возведены все архитектурные комплексы, характерные для столичного города.
К западу от Соборной площади, культового центра Кремля, располагался двор (усадьба) великих московских князей. Он включал деревянные терема и палаты, белокаменный Благовещенский собор конца XIV века - домовый великокняжеский храм, церковь Рождества Богоматери 1393-1394 годов, возведенную великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского, различные хозяйственные строения и службы. Здесь же располагался Спасо-Преображенский собор, построенный еще Иваном Калигой. За Успенским собором отстраивался двор русских митрополитов, которые со времен митрополита Петра постоянно жили в Москве. В восточной части Кремля митрополит Алексей основал Чудов монастырь, где в 1365 году построили каменную церковь Чуда архангела Михаила. За ним, ближе к главным Фроловским (с ХVП века Спасским) воротам Кремля, в 1407 году великая княгиня Евдокия основала женский Вознесенский монастырь, главный собор которого до начала XVIII века служил усыпальницей великих княгинь и цариц. Между церковью Иоанна Лествичника и зданиями Чудова монастыря стала складываться еще одна площадь Кремля - Ивановская. Появилась в Кремле и резиденция подмосковного Троицкого монастыря (ныне знаменитой Троице-Сергиевой лавры), игумен которого Сергий Радонежский сыграл выдающуюся роль в духовном возрождении Руси. Всю северо-восточную часть крепости занимали усадьбы приближенных великого князя, служилых людей и богатых купцов. Кремль становился все богаче каменными зданиями, что подчеркивало его значение и выделяло из общегородской деревянной застройки Москвы.

Установка сербским мастером Лазарем часов на великокняжеском дворе в Кремле в 1404 г.
В 1404 году в Кремле, на особой башне, или часозвоне, афонский монах серб Лазарь поставил часы, о чем летописец не без удивления записал: “…не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно, некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухищрено”… Это были первые на Руси городские часы, появивщиеся в Москве раньше часов новгородской часозвони.
Время грандиозного строительства Кремля
Следующий этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности. Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок лет сковывало русские земли.
К этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения русских княжеств в единое государство.

Стояние на Угре
В 1453 году под натиском турок пал Константинополь - столица Византии. Древний центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Российского государства.
Все эти события оказали существенное воздействие на формирование государственной идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили основной причиной грандиозной перестройки Московского Кремля.

Иван III
По указу Ивана III в Москву для создания достойной " государя всея Руси" резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан ансамбль главной Соборной площади.
В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел новый Успенский собор - главный храм Русского государства. На противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505 - 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу - собор Архангела Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую палату, Большую Грановитую палату - целый комплекс парадных зданий. Далеко не все здания дворца нам сохранило время.
Но и сегодня Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III - Грановитая палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) - домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором - церковь Ризположения (1484-1485 годы) - домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин возвел колокольню "Иван Великий" и тем самым завершил создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.
Новые храмы по традиции были поставлены на месте своих предшественников, первых московских белокаменных церквей времен Ивана Калиты и Дмитрия Донского, и были посвящены тем же христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые бережно перенесли все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира в Успенский собор Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, что подчеркивало духовную связь Москвы с древней столицей и ставило ее под особое покровительство Богоматери.
В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его "замком". Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан, не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них, Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации, прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место "особой государственной святости" для всей России.
Резиденцией русских царей и патриархов
В 1547 году в Успенском соборе Кремля великий князь московский Иван IV официально принял титул царя, что соответствовало самодержавной форме его правления. Глава русской церкви митрополит Макарий после торжественного богослужения возложил на главу правителя России знаменитую шапку Мономаха.
Со времени венчания Ивана IV на царство церемониал придворной жизни приобрел особое значение, будь то вступление на престол или прием иноземных послов, парадный царский выезд на охоту или смотр войск. Его нормы складывались под воздействием теории государственной власти и должны были способствовать ее укреплению.
Стремление обосновать избранность “Московского царства” и его правителя послужило причиной канонизации большого числа исторических деятелей и подвижников церкви, в результате чего Россия в XVI веке обрела больше святых, чем за все предшествующие века своего существования. Эта же идея легла в основу программы украшения монументальной живописью кремлевских соборов и создания целого ряда литературных произведений. Среди них особое место занимает Лицевой летописный свод - обширная историческая хроника, в которой события излагаются от сотворения мира до времени царствования Ивана Грозного. Почти каждую страницу свода украшают изящные миниатюры. Всего их более шестнадцати тысяч, и многие из них запечатлели реальные архитектурные памятники древнего Кремля.
Авторитет России и ее самодержца значительно возрос после покорения в 1552 и 1556 годах Казанского и Астраханского ханств, возникших в ХV веке в результате распада Золотой Орды. Величественным памятником этих событий стал собор Покрова Богоматери 1555-1561 годов, более известный как храм Василия Блаженного. Особая значимость храма-монумента была подчеркнута его строительством вне стен Кремля, но недалеко от его главных Спасских ворот, где начал складываться новый общественный центр Москвы - Красная площадь.
В 1563 году, в ходе Ливонской войны, был возвращен в состав Московского царства древний русский город Полоцк. С триумфом вернувшись в Москву, Иван Грозный приступил к перестройке своего домового храма Благовещения. В 1563-1566 годах над галереями собора были возведены четыре небольших церковки (придела). Их посвящения были связаны с идеей божественного покровительства первому русскому царю и его воинству. В результате Благовещенский собор стал своеобразным храмом-монументом, подчеркивающим значение Москвы как нового центра православия.
В период правления Ивана Грозного в Кремле формируются приказы - органы центрального управления. Здания приказов расположились на Ивановской площади Кремля, что придало ей значение делового и административного центра страны. Главным среди них был Посольский приказ, ведавший вопросами внешней политики и следивший за соблюдением посольского обряда. Кроме того, появились приказы, ведавшие сложным дворцовым хозяйством, хранилищами и мастерскими. Они располагались в каменных палатах на территории Государева двора. Первое летописное свидетельство об основных царских хранилищах датируется 1547 годом. В рассказе о случившемся тогда в Кремле страшном пожаре летописец перечисляет Казенный двор с царской казной, Оружейную палату, Постельную палату с казной и царские конюшни.
Утверждение царской власти шло параллельно с укреплением позиций русской православной церкви. В 1448 году впервые митрополит Иона был избран в Кремле на соборе русских епископов без санкции Константинополя. Тем самым русская церковь обрела самостоятельность (автокефалию).
В 1589 году, во время правления сына Ивана Грозного царя Федора Иоанновича, в России было учреждено патриаршество. Первым русским патриархом стал Иов. К нему перешли древние владения митрополитов в Кремле, территория которых была значительно увеличена и застроена новыми каменными палатами и церквами. Двор главы русской церкви стал вторым по значению в Московском Кремле, что соответствовало положению двух "избранных богом" правителей России - царя и патриарха.
В недолгие годы царствования Бориса Годунова особое место среди задач его внутренней политики было отведено развитию и строительству русских городов. Эти усилия принесли определенные результаты, о чем можно судить по самым ранним планам Москвы и Кремля, которые относятся ко времени правления Бориса Годунова.
Началом 1600-х годов датируется "Кремленаград" - удивительный по красоте и точности изображения план Кремля. Он показывает, как улицы Москвы, пройдя через Спасские, Никольские, Троицкие ворота Кремля, продолжают свое движение к его центру, где вливаются в Соборную и Ивановскую площади. План передает характерные черты кремлевских дворов - их замкнутый характер, расположение всех входов в здания со стороны двора, выделение его парадной и хозяйственной половин.
Борис Годунов связывал с Кремлем и более широкие градостроительные планы. В 1600 г. колокольня Ивана Великого получила еще один ярус звона, и ее высота достигла восьмидесяти одного метра. Москва нуждалась в подобной вертикали, способной зрительно объединить огромный город. Не лишено оснований предположение о том, что надстройка колокольни была первым этапом осуществления идеи царя Бориса возвести в Кремле подобие Иерусалимского храма. Его предполагаемые размеры, возможно, и вызвали увеличение высоты столпа. Но этот замысел не был воплощен. Надпись золотыми буквами под главой колокольни увековечила имя Бориса Годунова и его наследника - сына Федора.
Но основать новую династию Борису Годунову не пришлось - слишком сильны были его противники, знатные семейства князей Шуйских и бояр Романовых.
В последний век "Московского царства"
После смерти царя Бориса в 1605 году в России началась ожесточенная борьба за власть. Она сопровождалась заговорами, появлением царей-самозванцев и иностранной интервенцией. Период 1605 - 1612 годы вошел в историю под названием Великой Смуты.
В 1612 году народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом из Нижнего Новгорода Кузьмой Мининым после упорных боев с поляками, длительной осады Китай-города и Кремля, освободило Москву от интервентов. По свидетельству современников, перед вошедшими в Кремль предстала картина полного запустения. Церкви были ограблены и осквернены, значительно пострадала царская сокровищница, все деревянные постройки были разобраны на дрова и сожжены. Всем миром москвичи стали расчищать кремлевский холм от всего, что напоминало о захватчиках.
В начале 1613 года в Грановитой палате Кремля был созван Земский собор, который избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова - первого царя новой династии, правившей в России триста лет. В 1635-1636 годах "каменных дел подмастерья" Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков возвели для царя Михаила Федоровича Теремной дворец с приемными залами и жилыми покоями. Его живописный силуэт, высокая кровля и яркий декор придали парадной половине Государева двора празднично-нарядный облик.
XVII век был настолько насыщен событиями, что люди, жившие в это столетие, назвали его "бунташным". При этом они имели в виду не только восстания и войны, но и сам характер жизни русского общества. Середина XVII века была отмечена глубоким идеологическим кризисом, вошедшим в историю под названием Великого раскола. Его причиной стала реформа русской церкви, вдохновителем которой был царь Алексей Михайлович - сын царя Михаила Романова, а проводил ее на первых порах царский любимец - патриарх Никон.
В 1652-1656 годах, в период взлета своей карьеры, Никон перестроил патриарший дворец в Кремле. Исполнителями заказа были русские мастера Алексей Корольков и Иван Семенов. Особое восхищение современников вызывал парадный зал дворца - Крестовая палата, где заседали церковные соборы и устраивались пиры в честь высоких гостей. В каменных палатах дворца хранились сокровища Патриаршей ризницы, не менее ценные, чем Государева казна.
При всей устойчивости средневекового быта, в XVII столетии в него стали проникать элементы новой европейской культуры. Так, во времена царя Алексея Михайловича началось увлечение театром. Для спектаклей придворной труппы использовались кремлевские палаты боярина И.Д.Милославского, тестя царя Алексея Михайловича, выстроенные в начале 1650-х годов. И хотя в дальнейшем это здание неоднократно меняло свое назначение, в историю оно вошло под названием Потешного дворца (слово "потеха" означает "развлечение, забава").
Во время царствования Алексея Михайловича значительно вырос и усложнился государственный аппарат. В 1675-1680 годах было возведено новое двухэтажное здание приказов, которое протянулось вдоль бровки холма, от Архангельского собора почти до Спасской башни. Оно завершило формирование ансамбля Ивановской площади, на противоположной стороне которой к этому времени поднялись новые корпуса и храмы Чудова монастыря, и придало более законченный вид панораме Кремля со стороны Москвы-реки.
В 1620-1680-е годы получили ярусные шатровые завершения угловые и проездные башни Кремля (кроме Тайницкой и Никольской). Промежуточные башни, и особенно башни южной, речной стороны, были надстроены скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлевских соборов и дворцов.
К концу XVII века Кремль достиг своего расцвета. Самобытная красота и выразительность его архитектурно-художественного ансамбля вызывала у современников не только искреннее восхищение, но и образное сравнение с райским градом Иерусалимом.
Вместе с XVII столетием закончился средневековый период русской истории с его традиционной культурой, устоявшимся бытом, представлениями о мироздании. "Златоглавая матушка Москва" выполнила свою миссию собирания земель и создания единого Российского государства.
Центр Москвы Первопрестольной
Новый XVIII век начался бурной преобразовательной деятельностью Петра I. В 1712 году столица России была перенесена на берега Невы в город святого Петра - Санкт-Петербург.
А для Москвы (так уж случилось) первый год нового столетия начался страшным пожаром в Кремле. Петр I приказал в его выгоревшей части, между Троицкой и Собакиной башнями, строить Арсенал (Цейхгауз). Шла Северная война, и Карл XII готовил поход на Москву. В связи с этим Кремль был укреплен бастионами и рвами. После знаменитой победы под Полтавой опасность миновала.

Вид Москвы и Кремля при Петре I
Здание Арсенала было достроено только в 1736 году императрицей Анной Иоанновной.

Вид с юго-запада Никольских триумфальных ворот с частью Цейхгауза (Арсенала)
В XVIII и XIX веках Успенский собор Московского Кремля по-прежнему оставался главным храмом России. Как в старину, так и теперь здесь освящалась высшая государственная власть. Для пышной церемонии коронации в Кремль приезжали все императоры и императрицы. Но древний Кремль все меньше и меньше отвечал требованиям престижа, комфорта и вкуса Нового времени. Неизбежно он стал менять свой облик. На месте древних палат и церквей, владений бояр и монастырей стали появляться современные дворцы.
В 1749-1753 годах были разобраны палаты Государева двора XV века, и на их основаниях Ф.Б. Растрелли возвел в стиле барокко новый каменный Зимний дворец, выходивший одной стороной к Соборной площади, а другой - к Москве-реке.
В 1756-1764 годах между Благовещенским и Архангельским соборами, на месте древнего Казенного двора, архитектор Д.В.Ухтомский возвел здание галереи Оружейной палаты, в которой должны были разместиться сокровища царской казны. Но через несколько лет здание снесли в связи с предполагавшейся грандиозной перестройкой Кремля по проекту В.И.Баженова и возведением нового дворца. Замысел не был осуществлен, но в результате сносов, которые предшествовали строительству, Кремль потерял многие древние здания, была оголена и больше не застраивалась юго-восточная часть бровки холма.
В 1776 году по проекту М.Ф. Казакова был построен так называемый Архиерейский дом.
Это небольшое, но представительное здание в стиле классицизма оформило угол Чудова монастыря и сделало более четким пространство Ивановской площади Кремля.
В 1763 году императрица Екатерина II разделила Сенат на департаменты и два из них перевела в Москву. Для строительства здания Сената был отведен участок в Кремле, между Чудовым монастырем и Никольской улицей. Архитектор М.Ф. Казаков учел его конфигурацию и в 1776-1787 годах возвел сооружение в форме равнобедренного треугольника с внутренним двором. Купол Сената, увенчанный статуей Георгия Победоносца, поднялся над крепостной стеной и усилил композиционную связь Кремля с Красной площадью. Новое здание, построенное в стиле классицизма, расположилось напротив Арсенала и образовало цельный ансамбль Сенатской площади, соединив в памяти потомков имена двух наиболее известных правителей и реформаторов России XVIII века - Петра I и Екатерины II.
Новый этап в понимании роли и ценности Кремля нашел отражение в проекте его перестройки архитектора М.Ф. Казакова 1790-х годов. Он также предусматривал создание в Кремле регулярных, "правильных" площадей, классических дворцов и правительственных зданий. Но, в отличие от проекта В.И. Баженова, бережно сохранял древние памятники, считая необходимым придерживаться определенного расстояния между старыми и новыми строениями. И хотя этому проекту также не суждено было осуществиться, он утвердил сложившееся к концу XVIII века представление о Кремле как о едином художественном ансамбле.
"Старый город Кремль"
Начало XIX века стало переломным моментом в судьбе кремлевских сокровищ. В 1806 году император Александр I подписал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей". В том же году на месте Троицкого подворья и Цареборисова двора начали возводить специальное здание музея. К 1810 году строительные работы были завершены, главный фасад музея украсили барельефы на темы отечественной истории, а аттик был увенчан статуями выдающихся просветителей России. Архитектор И.В. Еготов сумел не только вписать новое протяженное здание в ансамбль существовавшей Сенатской площади, но и создать между музеем, Троицкой башней и Арсеналом еще одну небольшую площадь Кремля, получившую название Троицкой.

Вид на старое здание Оружейной палаты
Но сразу разместить музей в новом здании не удалось. В июне 1812 года армия Наполеона перешла границу России. Отступая, русская армия вынуждена была оставить Москву. Царская сокровищница была вывезена в Нижний Новгород. Только в 1814 году, после ремонта, в здании архитектора И.В. Еготова был открыт первый музей отечественной истории, получивший название Московской Оружейной палаты. Перед широкой публикой предстали древние государственные регалии, троны, коронационные одежды, золотая и серебряная посуда, личные царские вещи, старинное оружие, трофеи Полтавской битвы и памятники Отечественной войны 1812 года.
Сожженная, разграбленная, но непокоренная древняя столица вызвала высокие патриотические чувства. Появилось стремление не только поднять город из руин, но и бережно сохранить исторические особенности его застройки и своеобразие архитектурного облика. В возрождении Москвы приняли участие все ведущие зодчие России. В Кремле в прежних формах были восстановлены взорванные стены и башни, Арсенал, Успенская звонница и Филаретова пристройка колокольни Ивана Великого. Постепенно вернулись к жизни опустошенные и оскверненные кремлевские храмы и монастыри.
По указу императора Николая I в 1838-1851 годах в Кремле был возведен в "национальном русском" стиле новый дворцовый комплекс. Он включил Большой Кремлевский дворец, построенный на месте Зимнего дворца, здание Апартаментов и более удобное и торжественное здание музея - Московской Оружейной палаты. Архитектор КА.Тон вел строительство в границах древнего Государева двора с учетом его исторически сложившихся планировки и застройки. Он сумел композиционно объединить новые здания и уникальные памятники архитектуры ХV-ХVII веков. Впервые строительству предшествовала реставрация древних церквей и палат, а архитектурные формы и декор теремов XVII века в значительной степени определили внешний облик возводимого дворца. Новые здания образовали ансамбль единственной в Москве площади, созданной в стиле историзма. Она получила название Дворцовой, или Императорской. Пространство площади было открыто к Москве-реке и свободно перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма. В панораме Кремля дворцовый комплекс создал сильный акцент, утраченный после сноса Запасного дворца Бориса Годунова. Но при этом он не лишил древнюю Соборную площадь ее исконной роли композиционного центра всего архитектурно-художественного ансамбля.
Пространство к востоку от Соборной площади после сноса приказов оставалось открытым и получило название Драгунского плаца - места, где в XIX в. проходили смотры войск. В 1898 году здесь был открыт памятник Александру II. Статуя императора в полный рост располагалась на пьедестале под сенью высокого шатра. С трех сторон ее окружала галерея с лестницами - сходами к подножию холма. Памятник представлял собой масштабное архитектурное сооружение, которое в какой-то степени вернуло этой части Кремля объемный акцент.
В конце XIX - начале XX века Московский Кремль все больше осознавался как памятник истории и культуры. Все чаще сокровища Оружейной палаты, кремлевских соборов и Патриаршей ризницы участвовали во всероссийских и международных выставках. Потешный дворец XVII в. по существу стал хранилищем музейных ценностей. А в 1912 году в ведение Комитета по организации музея Отечественной войны 1812года было передано здание Арсенала. Не хватило нескольких лет мирной жизни, чтобы этот замысел был осуществлен.
Юбилейным для России стал 1913 год: триста лет освобождению Москвы от интервентов и триста лет Дому Романовых. Последняя дата отмечалась особенно торжественно. В Кремле, в митрополичьих покоях Чудова монастыря, была открыта выставка памятников искусства XVII века, собранных из многих монастырей и храмов России. Она имела столь большой резонанс, что в том же году было принято решение о создании рядом с Кремлем Музея церковной старины и древностей, где предполагалось разместить сокровища Патриаршей ризницы и библиотеки. Осуществить эти планы помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Сама же идея продолжала жить, и к 1916 году она приобрела даже более масштабный характер - превратить весь Кремль в "Акрополь искусств и старины". Но следующий 1917 год резко изменил судьбу Москвы и Кремля.
Век двадцатый
В марте 1918 г. Советское правительство переехало из Петрограда в Москву, и она обрела статус столицы Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), с 1922 г. - Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Кремль стал местом работы высших органов власти государства. В 1918 - 1922 годах в здании Сената располагался кабинет и квартира В.И Ленина, а затем, вплоть до 1953 года, - И.В.Сталина. Все это время для свободного посещения Кремль был закрыт.

Вид на Кремль и Москворецкий мост. Конец XIX начало ХХ вв.
В 1935 году были сняты 4 орла, находившиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, и установлены на них пятиконечные звезды.
В 1937 году на пяти башнях Кремля (добавилась еще Водовзводная башня) были установлены рубиновые светящиеся звезды. Размер их различен – от 3 до 3,75 метра.
В результате антирелигиозной пропаганды, которая особенно активно проводилась в 1930-е годы, в стране были не только закрыты, но и разрушены многие монастыри и храмы. Значительные утраты понес и Московский Кремль. Самой большой из них стал снос в 1929 году двух древних и прославленных монастырей - Чудова и Вознесенского. Возведенное на их месте здание Военной школы вряд ли украсило Кремль, но у каждого времени свое лицо...
В грозные годы Великой Отечественной войны все сокровища Оружейной палаты были эвакуированы из Москвы, а сам Кремль, к счастью, практически не пострадал. С 1955 года он вновь стал доступен для осмотра. Миллионы российских и иностранных граждан стали знакомиться с Оружейной палатой, историческими реликвиями и святынями кремлевских храмов, а в бывшем Патриаршем дворце был открыт Музей прикладного искусства и быта России XVII века.
В 1961 году у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведен Дворец съездов, который, как и все, что строили в Кремле, стал символом своего времени. В огромном зале Дворца проходили съезды Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), международные конгрессы и форумы.
В 1970-1980-х годах в Московском Кремле были проведены уникальные по составу и масштабу ремонтно-реставрационные работы.
В 1990 году Московский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В следующем году располагавшиеся на его территории музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", в состав которого вошли знаменитая Оружейная палата, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта России XVII века, архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.
В декабре 1991 года СССР как единое государство, включавшее пятнадцать республик, прекратил свое существование. Москва стала столицей независимой России, а древний Кремль - резиденцией Президента страны.
В 1997 году Москва торжественно отметила свой 850-летний юбилей. Большие реставрационные работы прошли в Московском Кремле. Было восстановлено знаменитое Красное крыльцо Грановитой палаты, возрождены Александровский и Андреевский залы Большого Кремлевского дворца, проведена реставрация здания Сената. В дни больших церковных праздников в соборах проходят торжественные богослужения, после долгого молчания зазвонили кремлевские колокола.
Сохранение для будущих поколений и реставрация уникальных памятников Московского Кремля является для музея важнейшей задачей. Планомерные реставрационные работы в Кремле начались уже со второй половины XIX века. Тогда они проводились под надзором Московского археологического общества (МАО) и Императорской археологической комиссии (ИАК), которые занимались охраной памятников древности.
И сейчас одно из важнейших направлений деятельности Музеев Московского Кремля – обеспечение сохранности памятников архитектуры, находящихся в его пользовании. Научная реставрация объектов культурного наследия проводится в соответствии с принципами, изложенными в Венецианской хартии, принятой в 1965 году Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).
25 лет в ЮНЕСКО. Московский Кремль сегодня
В 2015 г. исполнилось двадцать пять лет с момента включения ансамбля Московского Кремля и Красной площади в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В состав архитектурного комплекса Московского Кремля и Красной площади входят крепостные, церковные и гражданские сооружения, являющиеся произведением творческого гения выдающихся архитекторов и строителей. Это такие бесспорные шедевры средневековой архитектуры как Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, комплекс колокольни «Иван Великий», церковь Ризположения, Теремной дворец, Патриаршие палаты. Собор Василия Блаженного на Красной площади также является непревзойденным памятником храмового средневекового искусства.
Архитектурные памятники Московского Кремля и Красной площади находятся на балансе пяти организаций. Это Управление делами Президента Российской Федерации, которое занимает помещения в здании Сената, Федеральная служба охраны, ответственная за стены и башни Кремля, Большой Кремлевский дворец, Арсенал, Потешный дворец, Мавзолей Ленина на Красной площади. Государственный исторический музей занимает здания Императорского исторического музея и собора Василия Блаженного. Верхние торговые ряды на правах долгосрочной аренды переданы ОАО «Торговый дом ГУМ». В оперативном управлении Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» находятся семь памятников - Успенский, Архангельский и Благовещенский собор, церковь Ризположения, комплекс колокольни «Иван Великий», Патриарший дворец с церковью Собора двенадцати апостолов и Оружейная палата.
Сохранение для будущих поколений и реставрация уникальных памятников Московского Кремля являются для музея приоритетной задачей. За последние годы на территории Кремля было осуществлено несколько крупных реставрационных проектов, связанных с музеефикацией новых, ранее используемых в утилитарных целях, исторических помещений, которые в силу различных причин на протяжении долгих лет были недоступны для посещения.
Одностолпная палата Патриаршего дворца стала одним из первых крупных реставрационных проектов Музея. Построенный в середине XVII века по заказу патриарха Никона Патриарший дворец много раз перестраивался. На первом этаже как раз под Мироваренной палатой в советское время находились общественные туалеты. В ходе комплексных исследований здесь были обнаружены две внутристенные лестницы, ведущие на второй этаж дворца. Утраченные металлические связи в интерьере палаты были восстановлены, они укрепили стены и своды. По завершении реставрации внутреннего помещения и фасадов Одностолпная палата была открыта как выставочный зал музея.
К 200-летнему юбилею Музеев Московского Кремля была отреставрирована колокольня «Иван Великий», которая была закрыта для посетителей около ста лет. Комплекс колокольни «Иван Великий» и соборных звонниц создавался на протяжении трех веков — с 1505 г. по 1815 г., он состоит из трех разновременных зданий: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Колокольня была открыта для посещения в 2005 году. Сейчас на трех ярусах колокольни открыта новая экспозиция, посвященная многовековой истории развития архитектурного комплекса Московского Кремля. Здесь наши гости могут увидеть оригинальные архитектурные фрагменты разрушенных старинных зданий, древние планы и изображения Кремля.
Архангельский собор, построенный в 1505–1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым как усыпальница московских великих князей и царей, занимает в кремлевском ансамбле особое место. Приступая к реставрации Архангельского собора, музеем были выбраны два основных направления: музеефикация помещений собора, закрытых для посещения и реставрация уникальных белокаменных порталов северного и западного фасадов.
Работы по реставрации уникальных порталов собора, начатые в 2005 году, продолжаются до сих пор. Белокаменные детали были опреснены, а утраченная резьба восстановлена. Оригинальные части центрального портала заменены копиями. Отреставрированные колонны и пилястры порталов были переданы в фонд архитектурных деталей Музея.
В 2005 г. был разработан проект реставрации и музеефикации северо-восточного придела Архангельского собора. Этот придел, построенный в XVI в., первоначально был посвящен празднику Покрова Богородицы. В 1848 г. в него перенесли престол придела св. Уара из упраздненного при разборке храма Рождества Иоанна Предтечи на Бору. В 1960-х гг. под приделом устроили камеру кондиционирования Архангельского собора, что окончательно изменило его интерьер. В советское время придел использовался как хозяйственное помещение. После окончания реставрационных работ в приделе открылась новая экспозиция, включающая почитаемые иконы, находившиеся в нем с середины XIX века, а также раку с мощами преподобной Ефросиньи Московской и белокаменный саркофаг, в котором она была похоронена в соборе Вознесенского монастыря.
В 2005 г. был разработан проект реставрации южной пристройки Архангельского собора и приспособления для размещения в ней музейной экспозиции. В 2008 г. здесь начались реставрационные работы. Результатом длительной реставрации и научно-исследовательской работы Музеев Московского Кремля стала экспозиция, посвященная истории разрушенного Вознесенского монастыря.
Одним из долгосрочных реставрационных проектов, который продолжается до сих пор, стала реставрация Благовещенского собора Московского Кремля, которая началась в 2006 г. В процессе исследований памятника за последние 9 лет были сделаны открытия, позволившие ответить на многие вопросы, возникавшие у историков архитектуры на протяжении многих десятилетий. Кроме того, впервые после реставрации, проведенной в 1860-е годы архитектором Рихтером, были проведены комплексные работы, затронувшие все части собора. На основании этих данных были выполнены графические реконструкции первоначального вида собора, который изменялся со временем.
После завершения реставрационных работ в центральной части подклета – древнейшей части Благовещенского собора, относящейся к последней трети XIV века, была открыта постоянная экспозиция, посвященная кладам и археологическим находкам на территории Кремля.
Комплексные натурные исследования были проведены на южной паперти собора. Во время реставрационных работ удалось, пусть фрагментарно, восстановить архитектурное убранство собора Грозненского времени.
Экспозиция на южной галерее Благовещенского собора была дополнена комплексом резных белокаменных блоков грозненского времени из лапидария музея. Таким образом, Благовещенский собор является единственным памятником на территории Московского Кремля, где можно составить цельное впечатление об архитектуре середины XVI в.
В 2012 году на Ивановской площади Кремля была создана новая экспозиционная площадка, где на белокаменном постаменте впервые были выставлены 14 стволов русских артиллерийских орудий XVII – начала XVIII века из коллекции Музеев Московского Кремля. Есть основания считать, что все экспонируемые орудия участвовали в походах русской армии. Вплоть до 2012 года эти орудийные стволы хранились у стен Арсенала среди иноземных пушек – трофеев войны 1812 года. За исключением нескольких орудий хранящихся в музейных фондах практически все богатейшее собрание артиллерии открыто для посетителей Московского Кремля.
В 2014 году были отреставрированы фасады церкви Ризположения.
Также были проведены комплексные реставрационные работы в Успенском соборе, главной святыне Московского Кремля. В последние годы отреставрированы фасады и кровля собора, а также северный и южный порталы, где была произведена замена деструктированных белокаменных блоков цоколя, установлены новые дверные блоки, изготовленные в соответствие с древними образцами, выполнена реставрация старых металлических дверей.
Московский Кремль и сейчас находится в центре культурной и политической жизни страны. Являясь резиденцией президента Российской Федерации, он также доступен для москвичей и гостей нашего города.