На главную
На главную
Купить билет

Архитектурный ансамбль Московского Кремля

Об ансамбле
  • Реставрация
Архитектурный ансамбль Московского Кремля (баннер - 2).webp

ХV-ХVII века. Об отношении к строительным объектам

До ХVII в. в Кремле, как и вообще в России, не ставилась задача сохранения древних сооружений. Древность, как таковая, не представляла ценности. Обветшавшие здания разрушались и на их месте возводились новые, соответствующие вкусам и запросам эпохи. Средством передачи информации об архитектурном сооружении являлось лишь само сооружение, пока оно существовало.

План Московского Кремля

План Московского Кремля. "Кремленаград" начала 1600-х годов

На рубеже ХVI-ХVII веков появились первые графические изображения городов, крепостей или отдельных сооружений. Они носили утилитарный характер и служили, главным образом, военным целям. Эти архитектурные чертежи явились средством сохранения и передачи сведений о старых и об утраченных постройках. Одним из первых планов Московского Кремля, достоверно отображающим его облик на ту эпоху, был план “Кремленаград”, датированный 1601-м годом. Кремль на плане изображен с высоты птичьего полета, сооружения показаны объемно, что позволяет судить не только об архитектурном облике и материале построек, но и о благоустройстве города в целом с его дорогами, мостами, рвами, валами и отдельными дворами.


При Петре I архитектурный чертеж получает дальнейшее развитие. Обмеры старинных зданий производятся с целью проведения в них ремонта для возможного дальнейшего использования. Именно Петр издает первый документ об охране памятника зодчества – “поврежденных… монументов” древней Казани, в котором он повелевает “пещись о сохранении оных”. Что же касается Московского Кремля эпохи Петра, то после переноса столицы в Санкт-Петербург он начал приходить в постепенное запустение и разрушение. Правда, Указ от 19 января 1722 года, определяющий из каких средств должно финансировать “… строение цейгауса (Арсенала), двора его императорского величества и города (крепости)…” свидетельствует о намерении провести некоторые работы в Кремле, но и при Петре и при его ближайших преемниках из-за постоянной нехватки средств, в основном, все ограничивалось составлением описей ремонтных работ и смет и лишь незначительными починками.

ХVIII век. Зарождение патриотического понятия "Памятники старины"

В эпоху императрицы Елизаветы Петровны ориентация на древние отечественные памятники становится частью государственной идеологической политики. Ее деятельность в Московском Кремле была направлена на сохранение и возобновление пришедших в ветхость, полуразрушенных старинных кремлевских построек.


По ее поручению командой архитекторов под руководством Д.В.Ухтомского производится графическая фиксация значительной части сооружений Кремля с целью определения характера и объемов работ для их ремонта и реконструкции. При этом примечательно, что были обмерены и те древние здания, которые из-за ветхости предназначались под слом. И хотя практические работы по восстановлению старого кремлевского ансамбля были осуществлены в весьма незначительном объеме и носили локальный характер, выполненные чертежи и сейчас являются неоценимым материалом для современного изучения утраченных и реставрации сохранившихся архитектурных памятников.

Обмерные чертежи кремлевских построек 1750-1760-х годов Д.В.Ухтомского и его команды.

Обмерные чертежи кремлевских построек 1750-1760-х годов Д.В. Ухтомского и его команды

Проект Кремлевского дворца В.И.Баженова., план третьего этажа

Проект Кремлевского дворца В.И. Баженова., план третьего этажа

Екатерина II, ориентируясь на западную культуры, пренебрегала древнерусским зодчеством, считала его едва ли не варварским.


Проект Кремлевского дворца В.И.Баженова., план третьего этажаСпасти старые постройки от разрушения мог только статус почитаемой святыни или хозяйственные соображения. По ее указу разрушались потерявшие утилитарное значение городские крепости. Аналогичная участь ожидала и Московский Кремль, от которого по проекту нового Кремлевского дворца архитектора В.Баженова оставалось лишь несколько святынь – древние кремлевские соборы и часть старого дворца. Проект не был осуществлен, а из разобранных при начале строительства значительного числа древних построек была воссоздана только утраченная часть кремлевской стены с несколькими башнями.

ХIХ век. Становление научной реставрации

Победа в Великой Отечественной войне 1812 г. способствовала росту патриотического самосознания, наблюдавшемуся в среде русской интеллигенции с начала ХIХ в. Это сказалось и на отношении к памятникам прошлого, как свидетелям и достоянию отечественной истории. Начавшееся сразу после окончания войны восстановление заброшенных и разрушенных французами памятников Московского Кремля, приобрело широкий размах в 1830-е годы в связи со строительством Большого Кремлевского дворца по проекту архитектора К.Тона. Проект предполагал не только сохранение значительного числа древних сооружений, но и увязку их с новым объемом в единый ансамбль. В этот период были восстановлены Теремной дворец, Грановитая палата, Патриаршая ризница и Мироваренная палата, колокольня Ивана Великого. Проведенные работы носили уже характер реставрации, хотя и грешили большим объемом стилизаций и домыслов.

Грановитая палата

Интерьер Грановитой палаты

Вход в Теремной дворец в Московском Кремле

Вход в Теремной дворец в Московском Кремле

К началу ХХ в. в России уже был накоплен значительный опыт практической реставрации древних архитектурных памятников. Начинают формироваться теоретические основы и принципы реставрационной науки. В конце ХIХ – начале ХХ веков в Кремле проводилась первая научная реставрация. Работы были организованы к дню коронации Николая II и продолжились в связи с предстоящим празднованием 300-летия дома Романовых. В этот период фасадам Успенского собора были возвращены древние архитектурные формы, в интерьерах Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов раскрывалась и укреплялась древняя живопись, параллельно отрабатывалась научная методика этих работ.


Фасад Успенского собора

Фасад Успенского собора

Успенский собор (16).webp

Интерьер Успенского собора

Археологические исследования на Соборной площади позволили вернуть ей практически первоначальную отметку и восстановить цокольные части соборов. Вплоть до Первой Мировой войны реставрировались стены и башни Кремля.

Реставрационные работы в Московском Кремле в ХХ веке

После революционных событий и утверждения в Кремле Советского правительства начинается новый период в истории древнего архитектурного ансамбля. Уже в осеннее - зимний период 1917-1918 гг. были ликвидированы последствия революционных боев, а в мае 1918 г. при Наркомпросе РСФСР для выработки концепции возрождения всего ансамбля и руководства практической реставрацией создана специальная комиссия, составленная из ведущих мастеров отечественной реставрации. В задачу, сформулированную комиссией, входило не только устранение разрушений в памятниках, но и их изучение с целью удаления искажающих поздних наслоений и возвращения первоначального облика.


Реставрационно-восстановительные работы в Кремле из-за недостаточного финансирования велись с большими перерывами и были полностью остановлены на период Второй Мировой войны.


Послевоенное возрождение архитектурного ансамбля, начавшееся с первых же мирных дней, было направлено на создание на территории Кремля историко-культурного музея и широкий экспозиционный показ древних памятников. К 1955 году, когда Кремль был открыт для массового экскурсионного показа, были полностью проведены инженерное укрепление и реставрация крепостных стен и башен, возвращен древний облик Патриаршим палатам с церковью Двенадцати Апостолов, церкви Ризположения, подклету Благовещенского собора и церкви Рождества Богородицы в Большом Кремлевском дворце, отреставрировано завершение Верхоспасского собора, раскрыта и законсервирована древняя живопись в интерьерах соборов, отреставрированы иконостасы и предметы прикладного искусства. Усовершенствовано отопление и электроосвещение памятников. Этот реставрационный этап характеризовался комплексностью решения всех задач, единством научно-методической направленности, дальнейшим развитием реставрационной науки и практики, появлением новых реставрационных технологий.

Соборы Кремля после реставрации

Соборы Кремля после реставрации

Главы Верхоспасского собора

Главы Верхоспасского собора

Однако советский период сопряжен также с утратой некоторых высоко значимых древних памятников архитектуры: соборов Чудова и Вознесенского монастырей ХVI века и келейных корпусов ХVII века, Красного крыльца Грановитой палаты ХV-ХIХ веков и памятников классицизма ХVIII-ХIХ веков – Малого Николаевского дворца и здания Оружейной палаты.


Ко второй половине ХХ века в стране сложилась общегосударственная система охраны памятников истории и культуры со своей школой научной реставрации и высоко развитой реставрационно-производственной базой.


В 1960 году часть сооружений Кремля перешла в ведение Министерства культуры СССР с организацией Государственных музеев Московского Кремля, что обеспечило повышение уровня и объема научно-исследовательских работ на памятниках архитектуры. В то же время разделение ансамбля по разным ведомствам осложнило финансирование и общую координацию в организации и проведении реставрационных работ. Положение было усугублено развитием тенденции политизированного подхода к внешнему виду и техническому состоянию архитектурного наследия. Вместо планомерной деятельности по сохранению памятников на объектах периодически организовывались реставрационные авралы, связанные с очередными общественно-политическими событиями отечественного или международного характера, происходящими в стране. Так, реставрация правительственных зданий Кремля – Сената и Большого Кремлевского дворца, осуществленная в 1960-х годах, была связана с Международным съездом компартий в честь 50-летия Советской власти, проводившимся в Кремле в августе 1968 года.


В этот период были отреставрированы фасады Сената и Большого Кремлевского дворца, воссоздана первоначальная полихромная окраска фасадов Теремного дворца, что явилось первым шагом к восстановлению колористического решения ансамбля. Реставрация интерьеров парадных помещений дворца и Сената продемонстрировала высочайшее мастерство отечественной реставрационной школы.

Интерьер Екатерининского зала в Сенате

Интерьер Екатерининского зала в Сенате

Теремной дворец. Московский Кремль

Фасад Теремного дворца

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

После завершения к концу 1960-х годов реставрации Патриарших палат и колокольни Ивана Великого со звонницей эти памятники также перешли в ведение Музеев Московского Кремля.


Следующий реставрационный этап был связан с проведением в Москве в 1980 году ХХ Олимпийских игр. Работы на памятниках Соборной площади и в Оружейной палате развернулись после более чем двадцатилетнего перерыва, что отрицательно сказалось на техническом состоянии памятников. Это определило в значительной степени инженерную направленность проведенных работ: усиление фундаментов, укрепление стен и сводов, глубокая вычинка кирпичной и белокаменной кладки, замена и консервация кровель, установка новых оконных и дверных заполнений, устройство систем кондиционирования. В этот же период была осуществлена реставрация интерьеров Оружейной палаты с реконструкцией экспозиции, а в Благовещенском соборе была раскрыта древняя живопись на фасадах и в галерее. В целом, необходимо отметить, что, несмотря на весьма значимый объем выполненных работ, запущенное состояние памятников, сжатые сроки реализации проекта и недостаточное финансирование не позволили осуществить все мероприятия на должном качественном уровне и в полном объеме.

Роспись сводов Благовещенского собора..webp

Роспись сводов Благовещенского собора.

С конца 1980-х и до середины 1990-х годов в связи с началом проведения в стране социально-экономических реформ, финансирование реставрации памятников архитектуры практически отсутствовало. В это время большой ущерб был нанесен отечественной реставрационной базе.


Тем не менее, с 1992 года, когда Кремль стал резиденцией Президента Российской Федерации, повысились требования к репрезентативности представительских зданий. Это обусловило грандиозный всплеск реставрационно-реконструктивных работ, предполагавших также и воссоздание некоторых памятников, уничтоженных в 1930-х годах. Так в 1990-х годах восстанавливается Красное крыльцо, проводится реставрация - реконструкция здания Сената, а в Большом Кремлевском дворце воссоздаются утраченные интерьеры Александровского и Андреевского залов. Работы сопровождаются модернизацией инженерного оборудования зданий.

Грановитая палата. Соборная площадь

Грановитая палата. Соборная площадь

Здание Сената, кабинет Президента

Здание Сената, кабинет Президента

Интерьер Александровского зала

Интерьер Александровского зала

Реставрация музейных объектов проводилась в 1994-1999 годах в рамках подготовки к празднованию 850-летнего юбилея Москвы по специальному Постановлению Правительства Российской Федерации. Несмотря на то, что реализация Постановления не была обеспечена финансированием, музей, выступивший на данном этапе инициатором и заказчиком этих работ, в крайне тяжелых условиях отсутствия денежных средств и развала реставрационных организаций сумел организовать выполнение большого объема необходимых консервационно-реставрационных мероприятий.

Оружейная палата, вид с юго - востока после реставрации 1990-х годов

Оружейная палата, вид с юго - востока после реставрации 1990-х годов

Оружейная палата, южный фасад, белокаменное оконное обрамление до реставрации

Оружейная палата, южный фасад, белокаменное оконное обрамление до реставрации

Оружейная палата, южный фасад, белокаменное оконное обрамление после реставрации

Оружейная палата, южный фасад, белокаменное оконное обрамление после реставрации

Оружейная палата, южный фасад, разрушение белокаменной капители

Оружейная палата, южный фасад, разрушение белокаменной капители

Оружейная палата, южный фасад, изготовление новой капители взамен разрушенной

Оружейная палата, южный фасад, изготовление новой капители взамен разрушенной

Положение было усугублено очередным пятнадцатилетним перерывом в работах, повышением агрессивности воздушной среды, а также усилением антропологического воздействия на памятники в связи с возросшим потоком посетителей. В эти годы были отреставрированы фасады Архангельского и Благовещенского соборов, церкви Ризположения, ансамбля колокольни Ивана Великого, Патриаршего дворца с церковью Двенадцати Апостолов и Оружейной палаты; проведены ремонтно-реставрационные работы в отдельных интерьерах экспозиционных и служебных помещений.

Вид памятников Соборной площади после реставрации 1990-х годов

Вид памятников Соборной площади после реставрации 1990-х годов

Фрагмент барабана звонницы и завершения колокольни Ивана Великого после реставрации

Фрагмент барабана звонницы и завершения колокольни Ивана Великого после реставрации

Фрагмент шатра Филаретовой пристройки после воссоздания покраски под историческую черепицу

Фрагмент шатра Филаретовой пристройки после воссоздания покраски под историческую черепицу

Параллельно Комендатура Кремля провела реставрацию крепостных сооружений, фасадов Арсенала и Большого Кремлевского дворца. В настоящее время заканчивается реставрация главного фасада и воссоздание древнего завершения Потешного дворца с восстановлением первоначального цветового решения.


Перечисленные ранее серьезные недоработки в организации реставрационного дела и на этом этапе не позволили полностью осуществить намеченную музеем программу по обеспечению сохранности памятников. Работы на объектах продолжаются по мере их финансирования. Помимо текущих консервационных мероприятий, в качестве первоочередных работ проводятся реставрация древних подземных палат у Архангельского собора с приспособлением их под Усыпальницу великих русских княгинь и цариц и реставрация одностолпной палаты в первом этаже Патриаршего дворца с целью использования ее в качестве выставочного зала. Запланированы работы по реконструкции покрытия Соборной площади, инженерному укреплению каменного постамента под “Царь-колокол”, реставрации резных белокаменных порталов Архангельского собора, реставрации и музеефикации интерьеров колокольни Ивана Великого.


Высокая историко-художественная и общественно-политическая значимость ансамбля Московского Кремля возлагает особую ответственность за его сохранность на те организации и ведомства, в чьем ведении находится этот уникальный памятник отечественной истории и культуры.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов после реставрации, вид с северо-востока

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов после реставрации, вид с северо-востока

Колокольня Ивана Великого после реставрации, вид с юго-востока

Колокольня Ивана Великого после реставрации, вид с юго-востока

Церковь Ризположения после реставрации, вид с юго-востока

Церковь Ризположения после реставрации, вид с юго-востока

Реставрационные работы в Московском Кремле в ХХI веке

Сохранение для будущих поколений и реставрация уникальных памятников Московского Кремля является для Музея важнейшей задачей. Научная реставрация объектов культурного наследия проводится Музеем в соответствии с принципами, изложенными в Венецианской хартии, принятой в 1965 году Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).


В соответствии с международной хартией производству работ на памятнике предшествуют архивные, архитектурно-археологические и натурные исследования, а также графическая и фотофиксация зондажей и шурфов. Исследования и фиксация всех работ проводятся также в процессе реставрации. При осуществлении реставрационных работ основное внимание уделяется сохранению памятника в его целостности, с наслоениями разных эпох, привнесенных в его архитектуру. Элементы, предназначенные для замены недостающих фрагментов, выполняются из современных материалов, сочетающихся с материалами подлинника и вместе с тем отличающихся от них.


Для поддержания сохранности памятников архитектуры, находящихся в оперативном пользовании Музеев Московского Кремля, организована система мониторинга за их статическим состоянием и поддержанием в них оптимального температурно-влажностного режима.


За двадцать пять лет, прошедших с момента включения ансамбля Московского Кремля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Музеями были проведены большие работы по сохранению уникальных памятников. В 2005 г. была разработана долгосрочная программа их реставрации. Целями этой программы, которая осуществляется в настоящее время, являются научная реставрация, проведение натурных исследований с применением новейших научных методик, а также музеефикация и открытие для посетителей тех помещений и частей памятников, которые в силу различных причин на протяжении долгих лет были недоступны для посещения.


За последние годы музеем было осуществлено несколько крупных реставрационных проектов, связанных с музеефикацией новых, ранее используемых в утилитарных целях, исторических помещений.


Одностолпная палата Патриаршего дворца стала одним из первых крупных реставрационных проектов Музея. Патриарший дворец с церковью Собора двенадцати апостолов — интереснейший памятник гражданской архитектуры. Построенный в середине XVII века по заказу патриарха Никона, дворец много раз перестраивался.


На первом этаже как раз под  Мироваренной палатой в советское время находились общественные туалеты. После демонтажа поздних перегородок, покрытия полов и стен в одностолпной палате были проведены натурные исследования, которые позволили обнаружить первоначальные внутристенные камеры и две внутристенные лестницы, ведущие на второй этаж дворца. В палате были проведены большие работы по укреплению стен и перекрытий, восстановлены утраченные металлические связи. Была восстановлена первоначальная планировка первого этажа дворца.

Реставрационные работы в Патриаршем дворце Московского Кремля

Реставрационные работы в Патриаршем дворце Московского Кремля

Реставрационные работы в Патриаршем дворце Московского Кремля

Реставрационные работы в Патриаршем дворце Московского Кремля

После завершения реставрации фасадов и благоустройства территории, Одностолпная палата была открыта как выставочный зал музея.


К 200-летнему юбилею Музеев Московского Кремля была отреставрирована колокольня «Иван Великий», которая была закрыта для посетителей около ста лет. Комплекс колокольни «Иван Великий» и соборных звонниц создавался на протяжении трех веков — с 1505 г. по 1815 г., он состоит из трех разновременных зданий: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.


В 2005 году начались реставрационные работы, целью которых являлось открытие и экспонирование интерьеров уникального памятника архитектуры. На первом и втором этажах первого яруса колокольни выявили и отреставрировали подлинные элементы ордерной декорации интерьера – импосты, розетки в сводах, карнизы. Были освобождены от поздней штукатурки своды в помещении тамбура и в одной из камер на втором этаже для демонстрации техники кладки из кирпича и белого камня, применявшейся древними мастерами. В помещении церкви Иоанна Лествичника под позднейшими белокаменными плитами был раскрыт кирпичный пол XVIII века. Реставраторы восстановили пол, использовав кирпич, изготовленный по найденным образцам. При проведении работ руководствовались принципом фрагментарной реставрации, преследующей цель максимального сохранения подлинника. В интерьере колокольни сохранились уникальные белокаменные винтовые лестницы. Блоки, из которых сложены опорные столбы и ступени, консервировались и укреплялись. Заменялись лишь незначительные, полностью разрушенные фрагменты. На главной лестнице, ведущей на второй и третий этажи колокольни, отреставрировали выполненные в XIX в. чугунные декоративные плиты, закрывающие белокаменные ступени, а полностью утраченные или разрушенные плиты изготовили заново. 


Особенную сложность при реставрации интерьеров колокольни представляло ее оснащение современными инженерными коммуникациями, необходимыми для функционирования новой экспозиции, в которой предполагалось использовать аудиовизуальное оборудование. Для того чтобы максимально сохранить подлинный уникальный интерьер колокольни инженерные сети прокладывали так, чтобы они были скрыты от посетителей. Использовались подпольные каналы, электропроводку проложили в швах между кирпичами. Вертикальные коммуникации были спрятаны в короб, проходящий вдоль внутренней стены основной лестницы под поручнем.

Реставрационные работы в колокольне Иван Великий Московского Кремля

Реставрационные работы в колокольне Иван Великий Московского Кремля

Реставрационные работы в колокольне Иван Великий Московского Кремля

Реставрационные работы в колокольне Иван Великий Московского Кремля

Сейчас на трех ярусах колокольни открыта новая экспозиция, посвященная истории архитектурного ансамбля Московского Кремля; ее основу составляют белокаменные фрагменты памятников из фонда архитектурных деталей. На первом этаже, в пространстве церкви Иоанна Лествичника, размещена экспозиция, повествующая о белокаменных постройках начала XIV в., времени Ивана Калиты. На втором этаже рассказывается об «итальянском периоде» в истории кремлевского ансамбля, конца XV – первой половины XVI в. Экспозиция третьего этажа посвящена его изменениям в XVIII–XIX столетиях. В экспозицию включили виды древнего Кремля, графические реконструкции уже не­существующих памятников. Ее также дополняет панорама Кремля и всей Москвы, открывающаяся посетителям с колокольни, с высоты птичьего полета.


Архангельский собор, построенный в 1505–1508 гг. ита­льянским зодчим Алевизом Новым как усыпальница московских великих князей и царей, занимает в кремлевском ансамбле особое место. Приступая к реставрации Архангельского собора, музеем были выбраны два основных направления: музеефикация помещений собора, закрытых для посещения и реставрация уникальных белокаменных порталов северного и западного фасадов.


В 2005 г. был разработан проект реставрации и музеефикации северо-восточного придела Архангельского собора. Этот придел, построенный в XVI в., первоначально был посвящен празднику Покрова Богородицы. В 1848 г. в него перенесли престол придела св. Уара из упраздненного при разборке храма Рождества Иоанна Предтечи на Бору. В 1960-х гг. под приделом устроили камеру кондиционирования Архангельского собора, что окончательно изменило его интерьер. В советское время придел использовался как хозяйственное помещение.


В 2007 г. в приделе были разобраны поздние перегородки, была отреставрирована и укреплена кирпичная и белокаменная кладка стен и сводов. Придел пристроен к северной апсиде собора. В ее верхней части, выходящей в интерьер приде­ла, восстановили фрагмент первоначальной фасадной декорации: белокаменную филенку и кирпичное обрамление оконных проёмов. Была восстановлен также окраска под кирпич, таким образом был окрашен собор в XVII веке.


После окончания реставрации в приделе открылась новая экспозиция, включающая почитаемые иконы, находившиеся в нем с середины XIX века, а также раку с мощами преподобной Ефросиньи Московской и белокаменный саркофаг, в котором она была похоронена в соборе Вознесенского монастыря.


В 2005 г. продолжились работы по реставрации уникальных рез­ных белокаменных порталов собора, которые продолжаются до сих пор. В течение ряда лет проводились технологические исследования состояния белого камня, была найдена и основная причина их разрушения — сильная засоленность известняка и как следствие — разрушение поверхностного слоя с резьбой. На основании этих исследований разработали технологию реставрации белокаменных деталей порталов. Реставраци­онные работы начались с демонтажа колонок и пилястр центрального портала, после чего их обессолили и реконструи­ровали резьбу на тех местах, где она была утрачена. Подлин­ные детали центрального портала были заменены копиями. В дальнейшем отреставрированные колонки и пилястры пор­талов переданы в фонд архитектурных деталей музея.

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

В 2005 г. был разработан проект реставрации южной пристройки Архангельского собора и приспо­собления для размещения в ней музейной экспо­зиции, посвященной истории Вознесенского монастыря. В 2008 г. здесь начались реставрационные работы. Были разобраны междуэтажные перекрытия, металлическая лестница и перегородка, возведенные в 1978 г. В палате восстановлена конструкция свода, отреставри­рованы медная кровля и фасады с воссозданием в прежнем виде оконных проемов. В интерьере южной пристройки на северной и восточной ее стенах в виде зондажа демонстри­руется освобожденная от штукатурного слоя кирпичная клад­ка конца XV в. с фрагментами перестроек XVII–XVIII вв.


В 2014 году в Южной пристройке открылась экспозиция музея, посвященная истории Вознесенского монастыря.

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Архангельском соборе Московского Кремля

Одним из долгосрочных реставрационных проектов, который продолжается до сих пор, стала реставрация Благовещенского собора Московского Кремля, которая началась в 2006 г.


В процессе исследований памятника за последние 9 лет были сделаны открытия, позволившие ответить на многие вопросы, возникавшие у историков архитектуры на протяжении многих десятилетий. Кроме того, впервые после реставрации, проведенной в 1860-е годы архитектором Рихтером, были проведены комплексные работы, затронувшие все части собора. На основании этих данных были выполнены графические реконструкции первоначального вида собора, который изменялся со временем. Экспозиция в интерьере была дополнена зондажами с архитектурными фрагментами, относящимися к различным этапам формирования облика памятника.  


Интереснейшие открытия были сделаны во время реставрации подклета. Более ста белокаменных блоков, покрытых резным орнаментом или фрагментами росписи, были обнаружены в забутовке под северным крыльцом. После разборки верхнего яруса собора 1416 г. они были использованы при строительстве Иваном III собора конца XV в. Найденные фрагменты фасадного декора во многом расширяют представления о разнообразии декоративных форм московской архитектуры времени великого князя Василия Дмитриевича. Фрагменты монументальной живописи из интерьера собора относятся к началу XV века и атрибутированы специалистами реставраторами как живопись круга Рублева.


После завершения реставрационных работ в центральной части подклета – древнейшей части собора, относящейся к последней трети XIV века, была открыта постоянная экспозиция, посвященная кладам и археологическим находкам на территории Кремля.

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

омплексные натурные исследования были проведены на южной паперти. Они позволили уточнить атрибуцию и датировку белокаменного резного декора, который был выполнен после перестроек в этой части памятника. После большого московского пожара 1547 г. по приказу Ивана Грозного южная паперть полностью перестраивается. Заново выполняются даже крестовые своды. К югу от дьяконника устраивается новый придел Василия Кесарийского, перенесенный сюда с хоров собора. Во время реставрационных работ удалось, пусть фрагментарно, восстановить архитектурное убранство собора Грозненского времени. В восточной части южной паперти были восстановлены портал и окно времени Ивана Грозного, воссозданы по сохранившимся образцам полы середины XVI века из керамической плитки, а также раскрыта и отреставрирована ниша в южной стене четверика собора - часть придела Василия Кесарийского.


После завершения реставрационных работ экспозиция на южной галерее была дополнена комплексом резных белокаменных блоков грозненского времени из лапидария музея. Таким образом, Благовещенский собор является единственным памятником на территории Московского Кремля, где можно составить цельное впечатление об архитектуре середины XVI в.

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Реставрационные работы в Благовещенском соборе Московского Кремля

В 2014 году были отреставрированы фасады церкви Ризположения. В ближайших планах музея – комплексные реставрационные работы в Успенском соборе, главной святыне Московского Кремля.


Демонтаж 14 корпуса Кремля, завершившийся в апреле 2016 года, открыл ученым уникальную перспективу археологического изучения восточной части Кремлевского холма, где находились уничтоженные в 1929 году Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец. В ноябре 2015 года были начаты работы по выявлению местоположения исторических сооружений и определению степени их сохранности, что включало закладку нескольких шурфов и раскопы между Ивановской площадью и Спасской башней. В шурфах были выявлены части построек Малого Николаевского дворца, Екатерининской церкви Вознесенского монастыря, трапезной, соединенной с церковью Благовещения и Алексеевской церковью Чудова монастыря. Полученные материалы позволили весьма точно локализовать некоторые утраченные постройки. Увидеть фрагменты зданий, входивших в монастырские комплексы, посетители смогут, заглянув в археологические окна на Ивановской площади – посещение экспозиции с открытыми шурфами входит в программу новой тематической экскурсии «Древний Кремль и святые обители», маршрут которой проходит по Новому кремлевскому скверу.

Ивановская площадь. Вид на археологические «окна»

Ивановская площадь. Вид на археологические «окна»

Археологические «окна» на Ивановской площади

Археологические «окна» на Ивановской площади

Московский Кремль и сейчас находится в центре культурной и политической жизни страны. Являясь резиденцией президента Российской Федерации, он также доступен для москвичей и гостей нашего города. Музеи Московского Кремля, недавно отметившие свой двухсотлетний юбилей, принимают более двух миллионов посетителей в год.

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади9:30 — 18:00
Кассы9:00 — 17:00
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Официальные документы
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
Made by ONY