Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
История палат
По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Пётр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.
Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.
В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.
Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем — личные покои патриарха.
Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.
В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.
В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.
Дворы московских митрополитов
Впервые в Московском Кремле двор духовного владыки был построен в 1325 году для митрополита Петра, переехавшего на жительство в Москву. Великий князь Иван Калита выстроил для него двор в центре Кремля, севернее Успенского собора. Известий о первоначальных постройках митрополичьего двора не сохранилось. В летописях упоминается лишь «горница» митрополита Фотия (1410–1431), по-видимому, она была деревянной, как и все кремлёвские постройки того времени.
Начало каменному строительству на митрополичьем дворе положил митрополит Иона, который в 1450 году возвёл возле церкви Ризположения жилую палату. Летописное свидетельство об этом стало первым упоминанием о каменном гражданском строительстве в Кремле. Во время московского пожара 1473 года, опустошившего значительную часть Кремля, двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него Святые ворота — парадный въезд на подворье, большую палату на четырёх подклетах белого камня и новую домовую церковь Ризположения – cтройный одноглавый храм, который сохранился до наших дней.

Закладка палат митрополитом Ионой в 1450 г. (слева). Закладка палат митрополитом Зосимой в 1493 г. (справа)
16 июля 1493 года в Кремле случился очередной страшный пожар, во время которого выгорел и митрополичий двор. Митрополит Зосима, которому пришлось заниматься восстановлением подворья, распорядился поставить три новые каменные жилые кельи. Строительство, по-видимому, активно продолжалось и в XVI веке. Однако прямых известий о строительстве почти не встречается – возведение каменных палат стало делом обычным, поэтому установить, как последовательно расширялся и отстраивался двор в XVI веке, не представляется возможным.
В 1589 году вместо прежней митрополии учредили патриархию во главе с единоличным главой церкви — патриархом Московским и всея Руси Иовом. С русскими патриархами связан следующий значительный этап в застройке двора духовных владык в московском Кремле.
Патриаршее подворье в Кремле
На чертеже Московского Кремля начала XVII века, известном как Годунов план, хорошо видны постройки патриаршего двора. На патриаршем подворье стояли три домовые церкви: Разположения, Соловецких чудотворцев, построенная в 1566 году, и Трёх Святителей московских Петра, Алексея и Ионы, заложенная в 1597 году. Жилые и парадные палаты тянулись вдоль северо-западной стены Успенского собора и заканчивались церковью Соловецких чудотворцев. На плане виден внутренний двор с церковью Трёх Святителей и «брусяными» кельями за ней, высокая ограда со Святыми воротами, патриарший сад. Дом патриарха всегда был связан крытыми переходами с царским дворцом.

«Кремленаград» – Годунов план Кремля, 1605 г. Под № 19 – здание Патриарших палат.
Во время польско-литовской интервенции Патриаршие палаты, как и другие постройки Кремля, пришли в запустение. Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Романова, вынужден был не только заново отстраивать патриарший дом, но и восстанавливать почти оконченное строение после пожара 1626 года. Заново отремонтированный с 1627 по 1633 годы патриарший дом не уступал царскому дворцу по обширности и красоте постройки. Очевидно, отстроенный Филаретом дом устраивал его преемника Иоасафа I, при котором ничего не перестраивалось.
Следующий этап строительных работ начинается в 1643 году и связан с именем патриарха Иосифа. Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений были возведены под одной кровлей. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. Сохранился чертёж расположения палат, выполненный Антипой Константиновым, более ранних чертежей патриаршего дома не существует.
Интереснейший этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича и примыкавшем к патриаршему подворью. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но ещё три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка многих помещений, включая домовые церкви. Летом-осенью 1656 года домовую церковь патриарха Никона расписывали мастера известных художественных центров России — Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря во главе с царскими изографами Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым и Федором Козловым (живопись не сохранилась). В 1653–1655 была перестроена Крестовая палата — приёмный зал патриарха. Её расширили за счёт соседних помещений, превратив в огромный зал площадью в 280 квадратных метров, превосходивший свой аналог Грановитую палату царского дворца. В 1655 году на внутреннем дворе, помимо служебных и хозяйственных построек, соорудили деревянные, в два этажа, жилые кельи (не сохранились), которые соединялись переходами с палатами патриарха.
Формирование и переустройство дворцового ансамбля продолжалось при патриархе Иоакиме, который в 1680 году приказал перестроить возведенную при Никоне домовую церковь. Церковь была заново расписана и освящена 13 сентября 1681 года во имя Двенадцати апостолов.
При патриархе Адриане в 1690–1699 годах на уровне четвертого этажа была выстроена новая палата — Петровская, потом каменные палаты для Дворцового приказа (управлявшего патриаршими делами). Это было последнее переустройство патриаршего дома, после 1700 года с отъездом местоблюстителя патриаршего престола, он пустовал.
Патриарший дворец в XVIII и XIX вв
В 1703 году Пётр I упразднил патриаршество. С тех пор патриаршие владения постепенно приходили в запустение. 12 марта 1718 года царь Пётр посетил дворец патриарха и повелел устроить на третьем этаже библиотеку из хранившихся там книг и рукописей. В 1720 году в Крестовой палате заседал последний церковный собор по поводу учреждения Синода, и здесь же, до перевода в Петербург в 1731 году, проходили заседания Синода. В первой четверти XVIII века, здание палат неоднократно перестраивалось. В 1722–1725 годах под руководством архитектора Ивана Зарудного велись работы в церкви Двенадцати апостолов и трапезной. Церковь разделили деревянным потолком на два этажа и на капитально устроенном втором этаже разместили патриаршую библиотеку, а в жилых покоях – ризницу. В изменившую свой облик церковь Двенадцати апостолов поставили новый резной золоченый иконостас, стены церкви и Трапезной по свежей штукатурке расписал маслом Пётр Жеребцов. В 1763 году из церкви Трёх Святителей в Крестовую палату Патриарших палат была перенесена печь для приготовления церковного масла – миро, и с тех пор палату стали чаще называть Мироваренной.
В середине XIX века в церкви Двенадцати апостолов был снят деревянный настил, образовавший второй этаж. Стены храма и Трапезной снова расписали маслом, установили резной иконостас во всю высоту церкви. Работы проводились под руководством архитектора Чичагова, который, выполняя высочайшее указание «сделать церковь светлой», растесал старые окна и прорубил новые, а также изменил наружный декор.
В XIX столетии в помещениях Патриарших палат располагались различные учреждения Синодального ведомства.
Реставрация и музеефикация XX – начала XXI века
В начале XX века церковь Двенадцати апостолов, Трапезную и Мироваренную палаты вновь расписали масляной живописью по свежей штукатурке.
Новая страница в истории и реставрации комплекса связана уже с советским периодом. Во время артиллерийского обстрела Кремля в ноябре 1917 года Патриарший дворец сильно пострадал; были пробиты апсиды церкви Двенадцати апостолов и южная стена Трапезной палаты. Патриаршие палаты были в числе первых кремлевских зданий, в которых после 1917 года начались архитектурные исследования и реставрационно-восстановительные работы.
В январе 1918 года был принят декрет об отделении церкви от государства, а в марте — об упразднении придворного духовенства. Из Патриарших палат выселили всех служащих и ризничих Синодальной конторы. В том же 1918 году национализировали все церковные здания и имущество Московского Кремля. В 1922 году Патриаршие палаты наряду с соборами перешли в ведение Управления музеев-соборов, в 1924 году реорганизованного в отдел «Памятники Кремля». В 1926 году кремлевские музеи-соборы открыли для посещения. На всех трёх этажах патриаршего дома в эти годы шли ремонтно-восстановительные работы. Они продолжались до середины 1930-х годов, а затем прервались до 1949 года.
20 июля 1955 года Кремль открыли для свободного осмотра посетителями. Группы с экскурсоводами посещали Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, осматривали территорию, Царь-колокол, Царь-пушку. Но Патриаршие палаты были по-прежнему закрыты: в них размещались различные службы комендатуры Кремля, склады музейных вещей, мастерские реставраторов. Осенью 1955 года Патриаршие палаты стали освобождать от хранившихся там предметов, проводить отопление и освещение. Лишь в 1961 году в залах на втором этаже была открыта первая музейная экспозиция, посвященная старому московскому быту. Но уже в ноябре 1963 открытый музей закрыли. Внутри здания прокладывались коммуникации, шел монтаж системы сигнализации.
Музей в Патриарших палатах возобновил работу в 1967 году. Его предметная экспозиция (более 800 экспонатов), сохранив многое из старого, пополнилась новыми материалами. Например, русский художественный металл был представлен не только изделиями мастеров Кремля, но и серебряных дел мастеров Москвы, Ярославля, Костромы, Сольвычегодска и других российских городов. В витринах были впервые выставлены личные вещи патриархов, коллекции русского костюма и настольных часов. В 1979 году в связи с очередными ремонтно-реставрационными работами Музей прикладного искусства и быта России XVII века вновь надолго закрыли. В мае 1987 года на втором этаже Патриарших палат открылась третья постоянная экспозиция. Её основой стали коллекции музеев Кремля, в том числе ранее не выставлявшиеся произведения прикладного искусства. Третий этаж до сих пор закрыт для посетителей. Сначала он использовался как запасник, затем там хранились вещи из закрытого Музея подарков Советскому Союзу, позже разместился фонд уникальных тканей.
Отбирая материалы для экспозиции, сотрудники музея обращали внимание на мемориальную принадлежность вещей, наличие пробирных и именных клейм, важных для датировки экспонатов, и, конечно, на их художественную ценность. В музее представлены светские и культовые вещи, принадлежавшие царям и патриархам, известным деятелям эпохи; изделия замечательных серебряников; подписные иконы; рукописные и печатные книги. Исторически достоверная экспозиция показывает в комплексе архитектуру, убранство палат, предметы патриаршего, царского и боярского обихода.
В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.
Сегодня посетители музея имеют уникальную возможность прикоснуться к живому искусству замечательных мастеров прошлого. Подлинные предметы быта, оформление экспозиции — позволяют представить средневековую столицу и её прекрасный Кремль, всегда привлекавший на свои площади толпы горожан. Погрузившись в созерцание удивительных и загадочных вещей, чудом сохранившихся в круговороте времени, вообразить пышность и церемониал придворного быта XVII века, почувствовать дух той эпохи, одной из поворотных в российской истории, продолжавшей традиции предшествующих столетий и внесшей много нового в культуру страны.