Ансамбль колокольни «Иван Великий»
Музей
Для всех паломников, посещавших кремлёвские святыни, подъём к колоколам «Ивана Великого» был запоминающимся на всю жизнь восхождением. Отсюда, с ярусов звона, открывался вид на всю Первопрестольную столицу. Так было до 1918 года, когда Кремль стал для православных «закрытым городом» — служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились. В отличие от соборов и дворцов, «Иван Великий» не стал музеем, а, скорее, экспонатом в общем музейном пространстве Кремля, но при этом закрытым для посещений. Только спустя 90 лет, в 2008 году в отреставрированную кремлёвскую колокольню вошли посетители.
Музей в «Иване Великом» открывает посетителям историю Московского Кремля на протяжении девяти веков: изменение его границ и крепостных укреплений, строительство и перестройку его дворцов и храмов, многие из которых не сохранились до нашего времени. Здесь можно увидеть драгоценные фрагменты Кремлёвских построек, известных лишь по летописным упоминаниям, представить себе облик кремлевских церквей и монастырей, исчезнувших в начале XX века.

Первый ярус звона колокольни «Иван Великий»
Впервые Музеи Московского Кремля показывают экспонаты из своего лапидария. Для этой цели был избран «Иван Великий» прежде всего потому, что он на протяжении последних пятисот лет является композиционным центром всего кремлёвского ансамбля. Кроме того, особенности его многоярусного построения позволяют посетителю, как археологу, подняться от нижних, древнейших археологических слоёв к верхним, наиболее приближенным к нам по времени. Пространственная организация «Ивана Великого» становится моделью кремлёвской истории.
Экспозиция
Размещенная в специально оборудованных выставочных залах колокольни «Иван Великий» экспозиция посвящена истории Московского Кремля на протяжении девяти веков. Она соотносится с перспективными видами, которые могли бы открыться из окон в ту или иную эпоху, соединяя малое пространство интерьеров колокольни с гигантским внешним пространством Кремля.
Во время экскурсии посетителям предоставляется аудиогид, рассказывающий об истории и архитектуре колокольни и Кремля на русском и английском языках. В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям. По окончании экскурсионного маршрута посетители выходят на обходную галерею, откуда открывается прекрасный вид на Кремль и окрестности с высоты птичьего полёта.
История Кремля — это история Москвы и Московского государства. Изменение границ Кремля и его крепостных укреплений, строительство и перестройка его храмов и дворцов были непосредственно связаны с меняющимся положением Москвы, становившейся постепенно центром всей Русской земли и русского православия. Тот облик Кремля, который зафиксировали фотография и киноплёнка, сложился в основном в конце XV — середине XIX века. Однако даже тот Кремль, который видели москвичи до 1918 года, нам не дано увидеть. Большевистские чистки коснулись не только людей, но и памятников. Исчезли многие церкви и все кремлёвские монастыри. Разобраны Малый Николаевский дворец и Старая Оружейная палата. Изменения в облике Кремля закончились в 1960 году. В 1990-е годы начался процесс восстановления тех утрат, которые Кремль понёс в XX веке. Музей в «Иване Великом» позволяет открыть, пользуясь археологическим языком, культурный слой, образовавшийся за девять веков. Именно здесь можно увидеть драгоценные фрагменты кремлёвских построек, известных лишь по летописным упоминаниям. (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013)
Кремль XII — середины XV века
Войдя в церковь-колокольню через небольшой, но значительный по высоте притвор посетители оказываются в восьмерике первого яруса, состоящем из двух этажей, в нижнем из которых разместился храм. Толщина стен первого яруса достигает 5 метров. Из притвора открывался вход в церковь Иоанна Лествичника, а также на две внутристенные лестницы — северную, прямую, и южную, винтовую. Храм освещается только четырьмя окнами. В пространстве церкви Св. Иоанна Лествичника, патронального святого великого князя Иоанна Даниловича I, основателя династии московских Рюриковичей, размещается экспозиция, посвященная первому зафиксированному источниками этапу в создании нового политического центра Северо-Восточной Руси — Москвы. Здесь представлены уникальные археологические объекты, ставшие документальным свидетельством жизни на Боровицком холме в XIII в.
Здесь начинается рассказ о древнейшей истории Кремля. В экспозиции представлены подлинные артефакты, установленные на стеклянных постаментах в экседрах храма. Это белокаменные блоки из кладки древнейших храмов Кремля, построенных князем Иваном Калитой, фрагмент аркатуры с фасадов первого Успенского собора 1326 года, заложенного первым московским святым — митрополитом Киевским Петром. В другой нише — деталь портала первой церкви-колокольни Иоанна Лествичника 1329 года, небольшой фрагмент с резным орнаментом. Рядом — блоки из фриза церкви Спаса на Бору — соборного храма древнейшего кремлёвского монастыря 1330 года (храм находился рядом с великокняжеским двором и служил первой усыпальницей великих княгинь). В одной из ниш можно увидеть и совсем недавние находки — фрагменты орнаментального фриза Благовещенского собора 1416 года, построенного великим князем Василием Дмитриевичем, фрагменты знаменитой иконы «на рези» — белокаменного скульптурного образа святого Георгия Победоносца, установленного на Фроловских воротах Кремля.
Кремль конца XV-XVII века
Экспозиция второго этажа первого яруса посвящена периоду кремлёвской истории, в котором действуют итальянские мастера, приглашённые в Москву Иваном III и его сыном Василием. Здесь представлен процесс превращения Кремля из города-крепости в резиденцию власти, политический и духовный центр Русского государства.
Итальянцы превратили Кремль в неприступную цитадель, соответствующую принятым в Европе конца XV века требованиям фортификационного искусства. В последней четверти XV века началось строительство новых кремлёвских укреплений из красного кирпича. Одновременно с возведением кремлёвских стен началось строительство великокняжеского дворца. Оно длилось более двадцати лет. Приглашённые из Италии строители Пьетро Антонио Солари и Марко Фрязин успели построить только здание Грановитой палаты. Затем работы по сооружению дворцового комплекса были прерваны и возобновились лишь в самом конце столетия новыми мастерами во главе с Алоизио да Карезано — уже упомянутым Алевизом Фрязином (Старым). Дворец был окончен в 1508 году. Первым государем, торжественно въехавшим в новый дворец 7 мая 1508 года, был Василий III. Облик укреплений и дворца значительно изменился к нашему времени. Почти все кремлёвские башни, построенные итальянцами, надстраивались шатрами в течение всего XVII века. Затем исчезли крепостные рвы, некоторые проездные башни лишились своих отводных стрельниц. В XVII-XIX веках перестраивался комплекс дворца. Впервые можно увидеть уникальную белокаменную плиту с летописью на латыни, некогда находившуюся на Фроловских воротах. На ней был начертан титул Ивана III, содержащий столь важные для статуса московского великого князя слова «и всея России государь» и имя архитектора, создавшего главные ворота крепости, — Пьетро Антонио Солари.
От дворца, созданного при Иване III и Василии III, сохранились лишь Грановитая палата и северное крыло, надстроенное при Михаиле Феодоровиче Теремным дворцом. Однако многолетние исследования реставраторов помогли воссоздать облик дворца, и главное, обнаружить и идентифицировать архитектурные фрагменты утраченного ренессансного декора. В одной из камор, окружающих центральное восьмигранное помещение над храмом в «Иване Великом», экспонируются детали, исполненные руками итальянских резчиков в конце XV—начале XVI века. В другой каморе рассказывается история Чудова монастыря, принадлежавшего московским митрополитам и патриархам и перестроенного в начале 1500-х годов при участии итальянских архитекторов. Монастырь был уничтожен в 1928 году. Однако порталы собора были разобраны и спасены сотрудниками Оружейной палаты и реставраторами. Теперь их можно увидеть и понять, где они находились в уничтоженном соборе.
На протяжении второй половины XVI-XVII веков дворцовый ансамбль расширялся и перестраивался по мере увеличения царской семьи. В правление Бориса Годунова на кромке кремлёвского холма был выстроен новый дворец, получивший название Запасного. Дворец подвергся реконструкции при династии Романовых. К этому периоду в истории этого исчезнувшего сооружения относится обнаруженный археологами фриз с титулом государя общей длиной около 50 метров, который состоял из резных белокаменных плит с надписями в обрамлении растительного орнамента. Каждый из титулов царя обозначал отдельное владение русской короны. Несколько подобных блоков можно увидеть теперь в открытой экспозиции.
Одно из наиболее заметных изменений в положении Русского царства в XVII веке — это исчезновение традиционной для предшествующих столетий опасности осады Кремля. С этим связана и надстройка шатрами кремлёвских башен. В 1624-1625 годах Фроловская башня приобрела многоярусную надстройку, увенчанную шатром. Английский мастер Христофор Головей установил на башне часы, а богатый белокаменный декор башни дополнили резные скульптуры, в том числе геральдических зверей — львов и медведей. При московских пожарах они обгорали, и их заменяли с максимальной приближённостью к оригиналу. Копия одного из таких львов, выполненных в XIX веке, выставлена в одной из длинных камор, ведущих к окну. Перестройка Кремля итальянцами при Иване III связана со строительством новой высотной доминанты Кремля — колокольни «Иван Великий». Именно на втором этаже первого яруса начинается рассказ о самой церкви-колокольне, о её композиционной структуре.
Кремль XVIII-XIX веков. Ярус звонов
Посетители выходят на площадку лестницы и поднимаются на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая, лестница. Главным экспонатом здесь становится сама архитектура. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метра) сузил стены восьмигранного столпа. Так образовался средний восьмерик. Снаружи столпа была устроена крытая галерея, пилоны которой соединены арочными перемычками. Между пилонами повешены колокола: «Широкий», «Новгородский», «Лебедь» и «Медведь». Почти все колокола «Ивана Великого» были в разное время перелиты, но сохраняли свои старинные названия. Родословие колокола излагается в памятных надписях, вылитых на их поверхности. Колокола первого яруса звона - "Новгородский", "Лебедь", "Медведь" - самые крупные на колокольне, имеют наиболее низкие по звучанию голоса.
Их дополняют колокола второго яруса, так называемые «средние», весом от 50 до 200 пудов. Среди них древнейшие из сохранившихся в Кремле — «Немчин» и «Корсунский» середины XVI века. Наконец, самые маленькие колокола, от 10 пудов, образуют третий ярус звонов. Среди них колокол знаменитого мастера Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку.
Над третьим ярусом звонов возвышается круглый барабан, надстроенный в 1600 году при царе Борисе Годунове. О дате надстройки свидетельствует трёхъярусная надпись, прочесть которую можно, только трижды обойдя колокольню.
Аудиогид расскажет как менялся Кремль в XVIII-XIX веках. Постепенное превращение Кремля после переезда двора в Санкт-Петербург в церемониальную резиденцию российских императоров повлекло и переосмысление его пространства. Кремль начинает восприниматься как символ преемственности и незыблемости государственной власти. Центром повествования становится реконструкция грандиозного дворца, задуманного Екатериной Великой. Спроектированный архитектором Василием Баженовым, этот дворец воплощал в архитектуре образ новой просвещённой России. Он должен был представить всему миру могущество Российской империи, создаю-щей архитектуру, равную великим творениям античности.
Продолжение экспозиции ждёт посетителя уже на гульбище. Для этого надо выйти снова на галерею и войти в дверь, ведущую на винтовую лестницу. Поднявшись по этой винтовой лестнице посетитель оказывается на гульбище, где услышит историю Кремля ХХ-ХХI веков.