Ансамбль колокольни «Иван Великий»
Колокола
Коллекция Музеев Московского Кремля насчитывает тридцать три колокола. Этот исторически сложившийся уникальный комплекс включаетв себя памятнки XVI-XIX веков, многие из которых созданы выдающимися литейщиками. В составе коллекции присутствуют тяжелые колокола больших размеров, почти каждый из которых отмечен своеобразным декором и исторической надписью.
За небольшим исключением все колокола были отлиты из специального сплава, так называемой колокольной бронзы, в состав которой входили медь и олово. Зачастую колокола были подвержены разрушениям, связанным с образованием и расширением трещин из-за особенностей металла, натсупившей после выработки ресурса прочности, неправильной подвески колокола или его языка, слишком сильных ударов во время звона. Разбившийся колокол обычно переплавляли в новый, иногда с добавлением металла. Не менее сорока колоколов Московского Кремля погибло в 1929 году "в связи с изысканием цветных металлов". Среди них были колокола XVII-XVIII веков с колоколен «Иван Великий», Чудова и Вознесенского монастырей, со звонницы собора Спаса на Бору, Боровицкой и Благовещенской башен работы таких замечательных мастеров, как Федор и Иван Моторины, Семен Можжухин.
Большая часть колоколов Кремля размещена на колокольне «Иван Великий» и примыкающей к ней Успенской звоннице. Над церковью святого Иоанна Лествичника «под колоколы», построенной при князе Василии III в 1508 году, была сооружена двухъярусная звонница с колоколами. В 1600 году при Борисе Годунове появился третий ярус колокольни. Рядом с колокольней в 1543 году построили звонницу для наиболее тяжелых колоколов — Успенскую, называему так в связи тем, что она находилась за алтарной частью Успенского Собора. При митрополите Филарете в 1624 году с северной стороны к ней добавили пристройку, получившую название Филаретовой, для еще одного большого колокола.
Сегодня на трех ярусах звона колокольни «Иван Великий» и пристройках висит двадцать два колокола. Далеко не все из них можно услышать в настоящее время. Внедрение современных мультимедийных технологий в экспозиционное решение музея позволило реконструировать и воспроизвести звучание самых крупных колоколов «Ивана Великого», расположенных на первом ярусе звона: «Новгородского», «Лебедь» и «Медведь», имевших соответственно самые «низкие» голоса. Их дополняют колокола второго яруса, «средние», весом от 50 до 200 пудов. Среди них — древнейшие из сохранившихся в Кремле: «Немчин» и «Корсунский» середины XVI века. Наконец, самые маленькие колокола, от 10 пудов, образуют третий ярус звонов, в том числе колокол знаменитого мастера Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку.
Колокола «Ивана Великого»
По описи начала XVIII века в комплексе построек ансамбля «Иван Великий» числилось 34 колокола, из которых использовалась примерно половина: остальные не имели языков. Поскольку колокола разрушались вследствие пожаров, падений самые древние из сохранившихся в Кремле относятся только к XVI веку (хотя известно, что еще в 1346 г. мастер Борис Римлянин отлил пять колоколов — вероятно, для церкви св. Иоанна Лествичника, построенной при Иване Калите). Три самых величественных колокола Кремля можно увидеть на звоннице. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — «Успенский». Один из них, «Успенский», виден в центральном проеме Петроковой звонницы. В 1817-1819 гг. московские мастера Яков Завьялов, девяностолетний патриарх литейного дела, и пушечный мастер 14-го класса Русинов, работавшие на заводе купца Михаила Богданов, перелили его из поврежденного при взрыве старого колокола. Корпус колокола украшают литые изображения Деисуса, Успения Богоматери, царей Алексея и Петра, а также императора Александра I с семьей и московского архиепископа Августина.

Колокола «Ивана Великого» и Царь-колокол
В литературных и архивных источниках «Успенский» колокол иногда фигурирует под названием «Большой», «Большой Успенский» и даже «Царь». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,23-4,3 м составляет 1750 кг, а сам колокол весит около 4000 пудов. Огромный размер «Успенского» колокола вызывал опасения: владелец колокололитейного завода купец Богданов с трудом получил разрешение на его подъем на колокольню. Рядом со звонницей соорудили специальную каланчу. Когда колокол подняли до середины нужной высоты, кто-то закричал, что Иван Великий шатается. В собравшейся толпе началась паника — возможно, намеренно вызванная мошенниками, покушавшимися на чужие карманы. Но все обошлось благополучно, и колокол занял предназначенное ему место. В него звонили только по высокоторжественным дням и великим праздникам, а купец Богданов, пожертвовавший на отливку немалые средства, приходил к звоннице, садился на ступени, слушал и плакал от умиления. ( Г. Истомин. Ивановская колокольня в Москве. М., 1893 г.)
Следующий по размеру колокол, Реут (то есть Ревун — колокол с низким и тяжелым звучанием), весом в 1200 пудов, был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым, автором Царь-пушки. При падении вследствие взрыва в 1812 г. от колокола откололись уши, но после починки звук не изменился. Когда же сорок с лишним лет спустя в Кремле начался торжественный звон в честь восшествия на престол Александра II, Реут сорвался, проломив своды звонницы и убив несколько человек. По этому поводу митрополит Филарет предсказал неблагополучный конец царствования Александра.
Третий большой колокол в 1017 пудов, фигурирующий в документах под названием «Семисотный», «Великопостный», «Воскресный», обладал таким красивым тембром, что его специально приходил слушать композитор А.Г. Рубинштейн. В этот богато декорированный колокол Филаретовой пристройки, отлитый в начале XVIII века Иваном Моториным, звонили в Великий пост.
Первый ярус звона
На нижнем, первом, ярусе Ивановского столпа висели шесть колоколов: «Медведь», «Лебедь», «Новгородский», «Широкий» (его диаметр больше высоты), «Слободской» и «Ростовский». Четыре из них участвуют в звонах. До XVII столетия звон в колокола первого яруса осуществлялся очепным способом (т.е. с колокол раскачивали с земли с помощью рычага). Почти все колокола «Ивана Великого» были в разное время перелиты, но сохраняли свои старинные названия. Родословие колокола излагается в памятных надписях, вылитых на их поверхности.
Колокол «Новгородский» царь Иван Грозный вывез из Софийского собора Новгорода как военный трофей в Александрову слободу, откуда уже после смерти царя его переправили в столицу. Вес «Новгородского» колокола составляет 430 пудов, то есть около 7 тонн. Украшающий его орнаментальный пояс примечателен изображением апостолов Петра и Павла, которые держат свиток с видом Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Колокола «Медведь» и «Лебедь» были перелиты в 1775 году литейщиком Семеном Мозжухиным. Оба они, весом около 450 пудов, имеют свою историю, которая началась еще в XVI веке. «Медведь» был отлит в 1571 г. в Александровой Слободе мастером Иваном Афанасьевым для Новгорода, но оказался на кремлевской колокольне, получив название по низкому ревущему голосу. Автором «Лебедя» — благовестного колокола Василия III — был работавший в Москве в 1532 г. немец Николай Обракер. Все три упомянутые колокола были перелиты из старых в XVIII веке с сохранением древних надписей, что является довольно редким случаем: на колоколах почти никогда не ставят литые надписи об их предшественниках.
«Ростовский» колокол привезли из Белогостицкого монастыря Ростовской епархии, отстроенного в XVII веке на средства митрополита Ионы Сысоевича — заказчика Ростовского Кремля и знаменитой ростовской звонницы.
Колокол «Широкий» был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес — 300 пудов. Название «Широкий» колокол получил из-за своих пропорций. На колоколе размещен необычно мелкий и плоский орнамент, который напоминает скань. Надпись занимает два ряда в верхней части колокола и продолжается на валу. Буквы рельефные и хорошо проработаны, поэтому надпись читается очень легко. Необычно лишь то, что слова отделены друг от друга точками. Звучание «Широкого» колокола очень певучее, продолжительное и долго не угасает после окончания звона.
Второй ярус звона
Второй, средний, ярус колокольни занимают восемь колоколов меньшего размера, в том числе украшенный иностранной надписью «Немчин», негромко звонивший «Глухой» работы Андрея Чохова и Игнатия Максимова и «Марьинский», выполненный для несуществующей ныне церкви Преподобной Марии Египетской московского Сретенского монастыря. «Даниловский» колокол Федора Моторина, родоначальника целой колокололитейной династии, украшен красивым фризом из шестикрылых серафимов, что напоминает о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб. Еще пять колоколов располагались внутри яруса. А наверху поместили два Корсунских «зазвонных» колокола с очень резким звуком, объяснявшимся большим содержанием серебра, и еще шесть других, по большей части безымянных.
Наиболее древние из колоколов относятся к XVI веку. История колокола «Немчин» неизвестна: возможно, его привезли в качестве трофея в период Ливонской войны 1558-1583 годов. На верхней части колокола размещена надпись на немецком языке, выполненная красивым готическим шрифтом, с указанием даты создания колокола — 1550 год — и текст из Евангелия от Иоанна, приведенный в Описи колоколов 1749 года. (И. Костина. Колокола Московского Кремля. М., 1893 г.)
Немного моложе «Немчина» колокол «Корсунский», перелитый мастером Нестером Псковитиновым в 1559 году из колокола, вывезенного из Херсона, в те времена носившего название Корсунь. Третий колокол XVI века, выполненный неизвестным русским литейщиком, интересен абсолютно гладким корпусом, отсутствием декора и особенной формой, которая, наряду с известными аналогами, свидетельствует о его древности.
Еще пять колоколов воторого яруса были отлиты в XVII столетии. Колокол, известный в литературе под именем «Глухой», в настоящее время для звона не используется из-за имеющейся в его корпусе трещины. Видимо, благодаря ей тембр звучания колокола был глухим. Непригоден для звона и колокол «Марьинский». Его орнаментальное решение позволяет предположить, что отливал колокол Федор Моторин. К сожалению, дефекты литья отразились на качестве выполнения декора, а скола металла по нижнему краю свидетельствуют о возможном падении колокола в 1812 году.
Два колокола второго яруса изготовлены Федором Моториным: «Даниловский» и «Новый». Красавец «Даниловский», отлитый в 1678 году, декорирован двумя орнаментальными поясами, из которых верхний с растительными мотивами и жемчужником, нижний — с необычайно пластичными изображениями херувимов и серафимов с надписями. Из нее следует, что колокол предназначался для Свято-Троицкого Данилова монастыря, откуда его позже переместили на колокольню «Иван Великий». Колокол не используется при звонах, поскольу иммет трещину.
При возобновлении звонов в наше время на второй ярус были подняты два колокола XVII века, длительное время находившиеся на Соборной площади Кремля. Скорее всего, ранее они были установлены на звоннице Вознесенского или Чудова монастыря, и их сняли в 1929 году при сносе монастырских построек.
Третий ярус звона
На третьем ярусе колокольни «Иван Великий» висят всего лишь три колокола, тогда как в 1749 году их было десять. К сожалению, в 1929 году, по решению советского правительства десять колоколов были отправлены на переплавку. Три оставшиеся колокола этого яруса отличаются небольшими размерами.
Колокол 1621 года весит 480 килограмм. Дата создания, форма и декор колокола с трилистником свидетельствуют о том, что он были отлит Андреем Чоховым и Игнатием Максимовым сыном Шпилиным. Почти такого же веса колокол 1647 года, украшенный изящным травным орнаментом, тонко проработанным рельефным изображением Голгофского креста и красиво исполненной вязью надписью. Третий колокол на этом ярсе выполнен Филиппом Андреевым в 1687 году для Белогостицкого монастыря.
Царь-колокол

Для Ивановской звонницы предназначался и знаменитый Царь-колокол. История его начинается со времен Бориса Годунова, повелевшего отлить колокол весом более чем в тысячу пудов и повесить на деревянном срубе. Однако в один из кремлевских пожаров деревянная звонница сгорела, колокол упал и разбился. Алексей Михайлович приказал перелить его с большой добавкой металла, доведя вес до 8000 пудов, и поместить на Филаретову пристройку. Но царский благовестник повторил судьбу предшественника, разбившись при пожаре 1701 г.
В 1730 г. только что взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна пожелала еще раз перелить обломки. Новый колокол должен был весить 13000 пудов (более 200 тонн). Отливка колокола такого размера представляла чрезвычайно сложную техническую задачу. Разрешить ее взялся мастер Иван Моторин. Прямо на площади летом 1734 г. начали устраивать печи. Первая отливка оказалась неудачной: печи прорвало, и металл ушел в землю, к тому же чуть было не начался пожар. Моторин начал подготовку ко второй отливке, но не успел завершить работу. Дело успешно продолжил его сын Михаил. Когда все снова было готово к отливке, на площадь на всякий случай собрали 400 пожарных, и коломенский архиепископ Вениамин после молебна собственноручно затопил первую печь. 25 ноября 1735 г. литье было благополучно закончено.
В целом декоративное убранство Царь-колокола — образец искусства барокко, в октором нашли отражение тенденции русского изобразительного искусства первой половины XVIII века и итальянская выучка скульптора. Скульптор Ф. Медведев, некогда посланный Петром I для обучения в Венецию, украсил литейную форму множеством орнаментов, надписей и рельефными фигурами Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, которые надо было очистить и прочеканить. Поэтому колокол так и оставался в яме, на решетчатом помосте, до 1737 г., когда в Кремле в очередной раз разбушевалась огненная стихия. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, а при тушении огня водой колокол неравномерно охладился и треснул. Вначале его думали перелить, но по составленной смете расходы оказались больше, чем затратили на первоначальную отливку. Затем возник проект (правда, вряд ли осуществимый) припаять отколовшийся край, однако автор проекта, архитектор Форстенберг, умер от чумы 1770 г. Тем временем колокол продолжал оставаться в яме. В 1821 г. по повелению Александра I яму расчистили и спустили в нее лестницу для удобства любителей достопримечательностей. На поверхность земли Царь-колокол извлекли только в 1836 г., водрузили на постамент и приварили сверху проушины-кронштейны, несущие державу с крестом; механизмы для подъема колокола сконструировал строитель Исаакиевского собора в Петербурге, архитектор и инженер О. Монферран.
Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее — о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела. (И.Д. Костина Колокола Московского Кремля. Москва, 2007 г.)