На главную
На главную
Купить билет

Ансамбль колокольни «Иван Великий»

О музее
  • История
Колокольня «Иван Великий» (баннер История).webp

Ансамбль колокольни

Ансамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков — с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни «Иван Великий», Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.

Колокольня «Иван Великий» в ансамбле Ивановской площади Московского Кремля.webp

Колокольня «Иван Великий» в ансамбле Ивановской площади Московского Кремля

Колокольня была возведена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату — 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532–1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом — Филаретову пристройку.


В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп «Иван Великий» устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814–1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI–XVII веков.


На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры — колокольне «Иван Великий» открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля. В экспозиции колокольни представлены подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля, известных лишь по летописным упоминаниям. Осмотр музея сопровождают индивидуальные аудиогиды. По окончании аудиоэкскурсии посетители выходят на обходную галерею, откуда открывается прекрасный вид на Кремль и окрестности с высоты птичьего полёта.  

Колокольня «Иван Великий»

Колокольня «Иван Великий».webp

Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505–1508 гг. вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника «иже под колоколы», возведенной при Иване Калите на Соборной площади. Итальянский архитектор Бон Фрязин создал ярусное сооружение — «восьмерик на восьмерике» высотой около 60 м, завершающееся главой. В первом ярусе был размещен престол древнего храма.


В конце ХVI в. Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Необычайная легкость и стройность башнеобразного сооружения достигается композиционным построением объемов: каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и по высоте и имеет слегка выраженную коническую форму. Два нижних яруса завершаются открытыми звонами. Верхний звон, находящийся в основании третьего восьмерика, плавно переходит в круглый барабан, верх которого увенчан главой. Гладь стен в каждом ярусе прорезана щелевидными окнами, в барабане они ложные. Декор колокольни: угловые лопатки, неглубокие ниши-впадины и фигурные межъярусные карнизы, — сдержан и лаконичен. Верх барабана украшен золоченой памятной надписью, возвещающей о начале правления династии Годуновых.


Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.


В 1812 г. французские оккупанты пытались взорвать ансамбль колокольни «Иван Великий» при отступлении из Москвы. При этом колокольня была лишь слегка повреждена и в 1814–1815 гг. восстановлена.


В ХХ в. памятник неоднократно реставрировался. Исследования показали, что в древности кирпичные фасады с белокаменными деталями имели натуральный цвет.


В настоящее время в этом уникальном памятнике древнерусской архитектуры открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника 1329 г.

Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника 1329 г.

Колокольня, получившая название «Иван Великий», была возведена в 1505–1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным вместо разобранной белокаменной церкви типа «иже под колоколы», возведенной при Иване Калите на Соборной площади.


Согласно летописным данным, в мае 1329 года на Соборной площади Кремля была заложена, а в сентябре уже освящена, церковь св. Иоанна Лествичника, византийского богослова, жившего в VI–VII веках, автора трактата «Лествица» (от старославянского «лестница»). Самые ранние сведения о существовании в сакральной топографии Москвы престола св. Иоанна Лествичника относятся ко времени княжения Ивана Калиты, с 1325 по 1340 гг.


Хотя колокольня «Иван Великий» является одним из ключевых памятников средневековой русской архитектуры, причины посвящения престола главной церкви-колокольни Москвы, как и церкви 1329 года, святому Иоанну Лествичнику по‑прежнему неизвестны. По одной из версий престол был посвящён патрональному святому одного из членов великокняжеской семьи, возможно — сына Калиты, Ивана Ивановича Красного. По другой — оба князя, сын и отец, имели покровителем одного святого — Иоанна Лествичника. Однако на печатях, привешенных к духовным грамотам этих князей, изображены другие святые. Поэтому исследователь Иван Егорович Забелин предположил, что выбор посвящения и замысел строительства имели политическую мотивацию: храм был сооружён по обету после удачного бескровного похода на Псков, где скрывался тверской князь Александр Михайлович. Многие разделяют позицию И.Е. Забелина и в наши дни, однако и его мнение является гипотезой. (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013).


Об истории церкви известно немного. По мнению исследователей, возведенный за три месяца храм был, скорее всего, малых размеров. В 1346 году при великом князе Симеоне Гордом церковь Иоанна Лествичника была расписана; в том же году некий мастер «Бориско», судя по прозвищу, данному в одном из летописных сводов, — Римлянин — итальянского происхождения, отлил для неё колокола — три больших благовестника и два малых, зазвонных. В 1475 году в летописи упоминаются саркофаги с мощами московских святителей, перенесенные под своды церкви из Успенского собора на время строительства нового храма.


Храм 1329 года был разобран, вероятно, в конце весны 1505 года. Вопреки устоявшейся традиции строительство новой каменной церкви Иоанна Лествичника, судя по некоторым сообщениям летописи и мнению исследователей, велось уже на другом месте, намного дальше к востоку. В 1913 году возможные остатки первой церкви XIV века были выявлены при земляных работах на Соборной площади: фрагменты основания небольшого восьмигранного белокаменного сооружения, найденные к западу от современной нам церкви-колокольни. Однако находку сочли часовней XVIII в., частично срыли, частично опять засыпали. (Кавельмахер В.В., Панова В.Д. Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Московского Кремля // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995 г.)

Церковь-колокольня «Иван Великий»

Строительство нового храма-колокольни осуществил в 1508 году итальянский архитектор Бон Фрязин. В первом ярусе колокольни, представляющей собой трехъярусный столп высотой около 60 м, был размещен престол древней церкови Иоанна Лествичника храма. Два ее нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой.


Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве мин, заложенных во время Отечественной войны 1812 года французскими войсками под соборные звонницы. Видимо, характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента. Он возведён на сплошном свайном поле — на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу. На этом свайном поле был сложен фундамент, а выше него — ступенчатый белокаменный стилобат. На нём из кирпича был возведён уникальный столпообразный храм «под колоколы», достигавший сначала более 60 метров в высоту.

Колокольня Ивана Великого. Миниатюра ХVI в.

Колокольня Ивана Великого. Миниатюра ХVI в.

Начало строительства колокольни в начале XVI в. с указанием местоположения колокольни и церкви Иоанна Лествичника 1329 г.

Начало строительства колокольни в начале XVI в.

План нижнего яруса колокольни «Иван Великий». 1508 г.

План нижнего яруса колокольни «Иван Великий», 1508 г.

Церковь-колокольня «Иван Великий». Западный фасад. 1505-1508 гг.

Церковь-колокольня «Иван Великий». Западный фасад, 1505-1508 гг.

В 1600 году по указу царя Бориса Годунова колокольня была надстроена еще одним ярусом и высоким барабаном с золоченой главой, верхняя часть которого украшена золоченой памятной надписью на синем фоне, возвещающей о начале правления династии Годуновых: «Извалением святыя Троицы, повелением Великого государя, царя и Великого князя Бориса Фёдоровича, Всея Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя царевича Великого князя Фёдора Борисовича Всея Руси храм совершён и позлащён во второе лето государство их…» (А. Баталов. Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. Музейный гид, 2013). К этому же времени относится и пояс килевидных кокошников у основания барабана купола, который соединил воедино восьмигранник третьего яруса и цилиндр барабана, подчеркнув устремленность колокольни вверх. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 м. мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского.


Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни — «Иван Великий». Значение столпа как главной и поэтому самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше «Ивана Великого». Факт запрещения не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на «Иване Великом». В народе о высоком человеке говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».

Колокольня Ивана Великого в XVII веке (c надстройкой 1600 г.)

Колокольня Ивана Великого в XVII веке (c надстройкой 1600 г.)

Купол и барабан с золоченой памятной надписью

Фрагмент золоченой памятной надписи на куполе и барабане колокольни «Иван Великий».webp

Фрагмент золоченой памятной надписи на куполе и барабане

Панорама Кремля начала XIX в.

Панорама Кремля начала XIX в.

В начале XVIII века князь А.Д. Меншиков поставил в Москве церковь Архангела Гавриила (Меншикову башню). Первоначально над существующими ныне четырьмя каменными ярусами башни возвышался деревянный пятый, украшенный часами и увенчанный высоким шпилем со статуей архангела Гавриила, так что в общей сложности башня была на 3 метра выше «Ивана Великого». Меншикову башню стали называть в народе «сестрой Ивана Великого». Но главенствовала она в небе Москвы недолго. Ударом молнии огромный шпиль Меншиковой башни снесло. И опять Иван Великий стал самым высоким зданием в Москве. В народе это событие было немедленно истолковано как наказание светлейшему князю, поставившему себя выше царских особ, за гордыню. И даже в 1913 году при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы ее высота была одним метром ниже кремлевской звонницы.


На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.

Звонницы и Филаретора пристройка

Считается, что в 1532–1543 гг. рядом со столпом колокольни «Иван Великий» была сооружена звонница для больших колоколов, строительством которой первое время руководил итальянец Петрок Малый. По мнению С.С. Подъяпольского, впервые высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с «Иваном Великим» не звонницу, а храм Воскресения Христова. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII века подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560-х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1624 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней «Иван Великий» висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова. В течение XVII века церковь была преобразована в каменную четырехъярусную звонницу псковского типа и получила название Успенской.

Вид на ансамбль колокольни «Иван Великий» с Соборной площади.webp

Вид на ансамбль колокольни «Иван Великий» с Соборной площади

Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене звонницы, была возведена архитектором Баженом Огурцовым в 1624 г. по распоряжению патриарха Филарета. Под кар­низом пристройки по примеру Годунова (повелевшего разместить на барабане купола колокольни трехъярусную надпись о начале правления династии Годуновых) поместили утраченную в нача­ле XIX века надпись о сооружении здания по указу Михаила Феодоровича всея Русии самодержца, по благословению и по совету святейшего патриарха Филарета Никитича. Надпись Годунова на колокольне замазали; она была открыта впоследствии по повелению Петра I. К концу XVII века сложение ком­плекса Ивановской звонницы завершилось.

Чертеж «Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника и звонницы»

Чертеж «Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника и звонницы»

Чертеж «Совмещенные чертежи восточного фасада колокольни Ивана Великого по обмерам Злобина 1910 г. и стереобмерам 1961 г. Филаретовой пристройки. Петров Л.А.»

Чертеж «Совмещенные чертежи восточного фасада колокольни Ивана Великого по обмерам Злобина 1910 г. и стереобмерам 1961 г. Филаретовой пристройки. Петров Л.А.»

Вид на Соборную площадь.webp

Вид на Соборную площадь

В 1812 г. оба сооружения — звонница и Филаретора пристройка — были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814–1815 гг. восстановлены (с введением ряда классицистических деталей) Д. Жилярди по проекту И. Еготова и Л. Руска.

Вид на колокольню и Звонницу, разрушенную в 1812 г.

Вид на колокольню и Звонницу, разрушенную в 1812 г.

Фотография «Ивановская колокольня и Звонница (вид с лесов Успенского собора).webp

Фотография «Ивановская колокольня и Звонница (вид с лесов Успенского собора)

«Помимо названных пристроек при Ивановской колокольне в разное время бывали иные пристройки, замечательные по своему назначению. Б.Ф. Годуновым была пристроена палата для бархатной и парчовой фабрики. Алексеем Михайловичем была сделана новая пристройка для помещения огромного глобуса, подаренного ему Генеральными Штатами. В половине прошлого [т.е. XVIII] столетия при Ивановской колокольне находилось губернское казначейство и палатка, где хранились старая утварь и разные вещи Успенского собора; в тоже время во 2-ом ярусе Ивановского столпа были поставлены чаны с водой для фонтанов в дни викториальные и высокоторжественные». «По описанию протоиерея Левшина (1783) под лестницей, ведшей в Рождественский собор, были сделаны две палатки, одна над другой, где жили Успенского собора псаломщики и пономари. В царствование Павла I, на месте этих палаток была, устроена военная гауптвахта, существовавшая здесь до половины настоящего [т.е. XIX] столетия. До 1807 г. на Ивановском столпе стояли часовые для наблюдения Городской части от пожаров» Г. Истомин. Ивановская колокольня в Москве. М., 1893 г.

«Иван Великий» в XVIII–XIX веках

В октябре 1812 г., при отступлении французских войск, ансамбль колокольни «Иван Великий» был взорван. Несмотря на то, что Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены, основной столп колокольни устоял благодаря прочности несущих конструкций и фундамента, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве. Французы также предприняли снятие креста с колокольни в том же году, в виду существовавшей в то время московской легенде о том, что крест на «Иване Великом» был выполнен из чистого золота. Крест оказался отнюдь не золотым, а деревянным, обитым позолоченной медью.


До слуха Наполеона дошло, что крест на Ивановской колокольне золотой, и что в народе сохраняется предание, что со снятием сего креста неминуемо должны пасть свобода и слава России. Наполеон приказал снять крест, но никто из французов не решился на это дело. Тогда выискался один русский, и Наполеон был свидетелем, с какой легкостью и проворством охотник этот по веревке взобрался на крест, с необыкновенною скоростью расклепал его и спустил на землю. Но когда Наполеон увидел, что крест был только позолоченный, то, или, досадуя на обманувшую его надежду, или во имя правила своего «пользоваться предательством, но презирать предателя», — приказал тут же расстрелять изменника. (Москва. Иллюстрированный исторический путеводитель, 1872 г.)


В проекте восстановления колокольни были задействованы архитекторы И. Еготов, А. Бакарев, И. Таманский, Д. Жи­лярди, Л. Руска, О. Бове. Архитекторы-классицисты трактовали некоторые детали в духе господствующего стиля: так появился вполне классичес­кий фронтон во втором ярусе Петроковой звонницы, а также обрамле­ние окон колоннами с раковинами над ними (очевидно, раковины в данном случае воспринимались как принадлежность «древности»). Впервые после изгнания Наполеона москвичи услышали звон колоколов «Ивана Великого» в декабре 1813 г. Полностью ансамбль колокольни «Иван Великий» был восстановлен в 1814–1815 гг.

Вид на колокольню и Звонницу, разрушенную в 1812 г.

Вид на колокольню и Звонницу, разрушенную в 1812 г.

Вид на Соборную площадь с юго-восточной стороны

Вид на Соборную площадь с юго-восточной стороны

В XIX в. в звонницу, на место церкви Рождества Христова, еще ранее называвшейся Воскресенской, перенесли престол церкви св. Николы Гостунского. В 1849–1852 гг. К.А. Тон пристроил со стороны Соборной площади ведущее в нее крыльцо в «древнерусском вкусе», так как пер­воначальное крыльцо разобрал М.Ф. Казаков по требованию Павла I для строительства на этом месте кордегардий (они были уничтожены взры­вом в 1812 г.). А поскольку комплекс звонниц «Ивана Великого» относил­ся к Успенскому собору, в нижних ярусах устроили квартиры пятнадца­ти сторожей и звонарей этого храма.

Военный парад в Московском Кремле

Военный парад в Московском Кремле

Выезд царской семьи на Ивановской площади Московского Кремля

Выезд царской семьи на Ивановской площади Московского Кремля

Фотография «Ивановская колокольня и Звонница (вид с лесов Успенского собора)

Фотография «Ивановская колокольня и Звонница (вид с лесов Успенского собора)

Колокольня «Иван Великий» использовалась при оформлении Соборной площади во время торжественных событий. В середине XIX в. на втором ее ярусе устанавливали чаны с водой для фонтанов, а при коронации Николая II на колокольне устроили электрическую иллюми­нацию. Ток вырабатывали 22 локомобиля и 70 динамомашин, разме­щенных в пяти специально построенных сараях.

Колокольня Ивана Великого и звонница со стороны Соборной площади после реставрации 1913-14 гг.

Колокольня Ивана Великого и звонница со стороны Соборной площади после реставрации 1913-14 гг.

Колокольня Ивана Великого и Успенская звонница после обстрела Московского Кремля 1-3 ноября 1917 г. (со стороны Ивановской площади)

Колокольня Ивана Великого и Успенская звонница после обстрела Московского Кремля 1-3 ноября 1917 г. (со стороны Ивановской площади)

Ансамбль колокольни «Иван Великий».webp

Ансамбль колокольни «Иван Великий»

Для всех паломников, посещавших кремлёвские святыни, подъём к колоколам «Ивана Великого» был запоминающимся на всю жизнь восхождением. Отсюда, с ярусов звона, открывался вид на всю Первопрестольную столицу. Поднимаясь на огромную высоту, посетители тайком от сопровождавших их звонарей оставляли на белокаменных столбах, вокруг которых обвивались винтовые лестницы, свои имена. В 1918 году Кремль стал для православных «закрытым городом» — служба в его храмах и колокольный звон на его звонницах прекратились. В отличие от соборов и дворцов «Иван Великий» не стал музеем, но экспонатом в общем музейном пространстве Кремля, но при этом закрытым для посещений. Только спустя 90 лет, в 2008 году в отреставрированную кремлёвскую колокольню вошли посетители. В «Иване Великом» открылся новый музей, в котором главным экспонатом стал сам храм-колокольня, с его уникальным внутренним пространством. При этом «Иван Великий» стал также музеем самого Кремля, его девятивековой истории.

Успенская звонница


Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни «Иван Великий», было возведено в 1814–1815 гг. архитекторами Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки ХVI в. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала ХIХ в. Над трехпролетной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849–1852 гг. архитектором К.А. Тоном.

Успенская звонница.

Успенская звонница

Чертеж «Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника и звонницы»

Чертеж «Церковь-колокольня св. Иоанна Лествичника и звонницы»

Колокольня Ивана Великого и звонница со стороны Соборной площади после реставрации 1913-14 гг.

Колокольня Ивана Великого и звонница со стороны Соборной площади после реставрации 1913-14 гг.

Барабан главы и купол Успенской звонницы

Барабан главы и купол Успенской звонницы

О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532–1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в 1543–1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже «Кремленаград» начала 1600-х годов. В течение ХVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской.


В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

Филаретова пристройка

Филаретова пристройка, примыкающая непосредственно к северной стене Успенской звонницы, воссоздана одновременно с ней в 1814–1815 гг. после разрушения французами. Первоначально она была построена в 1624 г. зодчим Баженом Огурцовым в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола. Башнеобразное квадратное в плане сооружение завершается живописным шатром, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка. Архитектурная обработка фасадов аналогична фасадам главной звонницы.

Чертеж «Совмещенные чертежи восточного фасада колокольни Ивана Великого по обмерам Злобина 1910 г. и стереобмерам 1961 г. Филаретовой пристройки. Петров Л.А.»

Чертеж «Совмещенные чертежи восточного фасада колокольни Ивана Великого по обмерам Злобина 1910 г. и стереобмерам 1961 г. Филаретовой пристройки. Петров Л.А.»

Колокольня «Иван Великий», звонница и Филаретова пристройка

Колокольня «Иван Великий», звонница и Филаретова пристройка

Шатер Филаретовой пристройки

Шатер Филаретовой пристройки

Сейчас в памятнике располагаются научные отделы музея.

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади9:30 — 18:00
Кассы9:00 — 17:00
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Официальные документы
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
Made by ONY