На главную
На главную
Купить билет

Архитектурный ансамбль Московского Кремля

Об ансамбле
  • Царь-пушка
  • Царь-колокол
  • Артилерийские орудия
Царь-колокол.webp

С восточной стороны колокольни "Иван Великий" на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1735 г. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф. Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.

Царь - колокол.

Главный вид

Царь - колокол.

Ракурс

История колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Литейная яма была диаметром и глубиной в 10 метров, укреплена дубовым срубом и облицована кирпичом. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев, П. Серебряков и мастер формовального дела П. Луковников. Недавно стало известно и имя скульптора — это Ф. Медведев, получивший образование в Италии. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла. Через некоторое время была обнаружена его утечка из печей, и плавку пришлось остановить. Затем работы возобновились, но в августе 1735 г. мастер И.Ф. Моторин скончался, и завершение работ возложили на его сына Михаила. 


В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно закончилось, однако он оставался в яме, где происходила его дополнительная обработка – очистка, дочеканка и шлифовка поверхности. Там колокол и застал страшный Троицкий пожар, возникший в Кремле в мае 1737 г. После пожара были обнаружены трещины по нижнему валу колокола, две из них сошлись, отколов кусок весом 11,5 тонн.


Неоднократно возникали проекты извлечения Царь-колокола из ямы. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору О. Монферрану, строителю Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Под его руководством были построены леса над литейной ямой и сооружен подъёмный механизм, состоящий из блоков и канатов. Первая попытка поднять колокол оказалась неудачной. Повторная – увенчалась успехом: колокол извлекли из ямы за 42,5 минуты и как образец литейного искусства установили на восьмигранный кирпичный постамент, облицованный так называемым «диким камнем» Надзор за устройством постамента и установкой над колоколом бронзовой державы, отлитой по проекту О.Монферрана, осуществлял скульптор И.Л. Мироновский.


В 1837 г. на постаменте была закреплена мраморная доска с памятной надписью. В тексте имеется неточность: судили о времени отливки Царь-колокола по имеющейся на нём дате, а не по фактическому времени создания по документам.


Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.

Царь-колокол. Подъем

Подъем

Царь-колокол. Подъем колокола из ямы

Подъем колокола из ямы

Постамент Царь-колокола изнутри.

Постамент Царь-колокола изнутри

Царь - колокол.

Фрагмент

Царь-колокол. Деталь

Фрагмент с горельефным портретом императрицы Анны Иоановны

Царь-колокол. Фрагмент скульптурного декора.webp

Фрагмент скульптурного декора

Царь-колокол. Деталь

Фрагмент с горельефным портретом царя Алексея Михайловича

Царь-колокол. Деталь

Фрагмент с клеймом с именами Моториных

"Посетители Кремля часто задают вопрос о возможности отреставрировать уникальный колокол, чтобы он мог звучать. Этой проблемой интересовались еще в XVIII веке. Сначала появились исходившие от литейщиков предложения о перелитии колокола. Позднее — о возможном впаивании осколка. Наиболее интересными были проекты 1890-х годов известных российских инженеров Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова. В конце XIX века в прессе даже развернулась дискуссия о необходимости реставрации колокола. Современное состояние техники, конечно, позволяет запаять существующие трещины и даже вернуть на место осколок. Однако при этом неизбежно пострадает неповторимый декор Царь-колокола. Тем более, невозможна его переливка в новый звучащий колокол, поскольку он является памятником истории, искусства и литейного дела."


И.Д. Костина "Колокола Московского Кремля". Москва, 2007

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади10:00 — 17:00
Кассы9:30 — 16:30
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Открытые данные
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
  • Использование материалов сайта
Made by ONY