Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
Об иконостасе
Сегодня в церкви Двенадцати апостолов экспонируется иконостас из Вознесенского собора, поступивший в Музеи в 1929 году из не сохранившегося Вознесенского монастыря. Иконостас был установлен в церкви Двенадцати апостолов в 1930 году. Его состав был несколько изменен из-за несовпадения размеров двух храмов. С краёв были убраны вертикальные ряды икон, а также демонтированы праотеческий и пророческий ряды. Иконостас Вознесенского собора относится к типу «метрических» рамочных иконостасов, широко распространенных в России во второй половине XVII века. Рама иконостаса и иконы изготавливались одновременно. Работы над иконостасом были завершены в 1679 году, изготовлением серебряного оклада на царские врата, из пожертвованного царицей Натальей Кирилловной (второй женой царя Алексея Михайловича) серебра.
Этот иконостас — удивительный памятник церковной реформы второй половины XVII века, связанный с идеей патриарха Никона осуществления через Москву Вселенского православного царства. В нём нашли отражение изменение церковной практики второй половины XVII века, а также западные веяния, активно усваиваемые и претворяемые русскими мастерами в своих произведениях. В составе иконостаса над Деисусом появился страстной ряд, а также навершие, размещённое над ним. Введение распятия в русский иконостас — новация второй половины XVII века, утвердившаяся под влиянием южнорусских мастеров, а страстные ряды в иконостасах монастырей появились по решению церковного собора 1667 года.
Рама иконостаса украшена пышной высокорельефной резьбой. Такая же резьба покрывает панели. Лейтмотив резьбы — виноградная лоза, её листья и кисти, листья аканта, плоды и цветы. Стиль резьбы столбцов, картушей, ремней, бусин, профилей карнизов сохраняет однотипный характер сверху донизу. Манера резьбы рамы иконостаса и комбинации его деталей близки работам белоруса Клима Михайлова. Манера письма, композиционные построения икон, вошедших в местный, праздничный, деисусный и страстной ряды, позволяют рассматривать их как произведения царских изографов. Образцами для письма ряда икон служили гравюры из Библии Пискатора.

Иконостас церкви Двенадцати апостолов
Рама иконостаса

Рама иконостаса деревянная, резная, золочёная, на высоком цоколе с панелями, украшенными резными картушами, с овальными медальонами в центре. Панели разделяют прямоугольные сильно выступающие лопатки. На трёх сторонах их вырезаны связки фруктов, листьев и цветов, заключённых в узкие рамки. Между рамами в местном ряду находятся увитые резной, объёмной лозой колонны с резными коринфскими капителями. Такие же колонны стоят по сторонам царских врат и центральных икон деисусного, пророческого и праотеческого рядов, которые располагались над царскими вратами и равны им по ширине. Лейтмотивом резьбы, украшающей иконостас Вознесенского собора, является: виноградная лоза, её листья и кисти, листья аканта, плоды и цветы. Резной растительный орнамент в украшение иконостасов уподобляли «райскому саду». В Евангелии от Иоанна сохранились слова Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто прибывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода...» (Ин. XV, 5). Для наших предков виноградная лоза имела глубокий символический смысл. Главное значение лозы, виноградных кистей было в их символической связи с таинством Причащения. Блаженный Иероним считал, что кисть винограда означает кровь Христа и кровь святых мучеников. Виноградная лоза, собранные в связки плоды граната и смоквы, яблоки, лилии, тюльпаны, листья аканта легко узнаются в резьбе иконостаса. Стиль резьбы столбцов, картушей, ремней, бусин, профилей карнизов сохраняет однотипный характер сверху донизу. Манера резьбы рамы иконостаса и комбинации его деталей близки работам Клима Михайлова. Работы этого мастера, выходца из белорусского города Шклова, оказали большое влияние на развитие искусства резьбы по дереву в России во второй половине XVII века. Русские мастера подражали манере и заимствовали сюжеты у этого талантливого резчика, много работавшего по заказам русского государя и членов его семьи.
Панели иконостаса
Нижняя часть иконостаса оформлена резными панелями с изображениями по центру. В овальных рамах представлены четыре библейских сюжета: «Христос, читающий Библию Богоматери», «Вознесение Богоматери», «Добрый пастырь», «Хождение по водам».
В XVII веке на панелях иконостаса Вознесенского собора в резных овальных картушах находились изображения сивилл (пророчиц, предсказывавших пришествие Спасителя). В начале XIX века образы сивилл были утрачены. В Описи 1820 года сохранился текст: «В нижнем поясе иконостаса от полу пять клеймов деревянных позлащенных. В них писаны по правую сторону царских дверей: первый образ Спасителев «О взыскании погибшего овча», другой образ «Христос, простирающий руку к утопающему Петру», а по левую сторону в том же поясе: первый образ Богоматери, другой образ Ангел в царице, третий «Чудо Николая Чудотворца о трех девицах»». Все эти изображения с уточнением иконографии отмечены в Описях 1859 и 1910 гг. В Описи 1910 г. на панелях упомянуто еще одно шестое изображение — «Спаситель, вверяющий апостолу Петру ключи Царствия Небесного», но эта икона и икона «Чудо Николая Чудотворца о трех девицах» в музей не поступали. Остальные четыре изображения в 1929 году установлены в иконостасе церкви Двенадцати апостолов. Написаны они ремесленно. По монастырским Приходо-расходным книгам известно, что в 1814–1825 годах в монастыре работали несколько мастеров — живописец Лев Александров, живописец цеховой мастер Иван Сергеев и мещанин Пётр Агафонов, которые поновляли иконы и расписывали стены в храмах Вознесенского монастыря. Сохранившиеся четыре образа написаны разными художниками. Невысокий уровень исполнения позволяет предположить, что иконы писали художники-любители. Возможно, что они были написаны «за послушание» монахинями Вознесенского монастыря.
Местный ряд
В иконостасе Вознесенского собора местный ряд состоял из икон, написанных в разное время. Они свидетельствовали о вкладах и о живописных работах для монастыря с XV по начало XX века. Согласно Описи 1910 года в местный ряд входили: царские врата с сенью, на которой расположен образ «Тайная вечеря»; дверь в жертвенник с изображением архидьякона Стефана; дверь в дьяконник — с праотцем Мелхиседеком. Эти четыре иконы созданы около 1679 года. Над дверями находятся изображения двух серафимов, написанных на жести в конце XIX века.
Слева от царских врат стояли: «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.) ныне находится в ГТГ, «Благовещение» (1630–1640-е гг.), сейчас здесь представлены иконы: «София — премудрость Божия» (вторая половина XVII в.) и «Богоматерь Федоровская» (XVIII в.).
Справа от царских врат находятся иконы: «Спас на престоле» (около 1679 г.), «Вознесение» (вторая половина XVIII в.), «Святая Троица» (1630–1640-е гг. (?) хранится в фондах Музеев). Местный ряд поступил из Вознесенского собора в 1929 году. Царские врата, двери в жертвенник и дьяконник и изображения над ними, иконы «Спас на престоле» и «Вознесение» установлены в иконостасе церкви Двенадцати апостолов в 1930 году.
Праздничный ряд
В иконостасе Церкви двенадцати Апостолов экспонируется десять из четырнадцати икон, входивших в состав праздничного ряда иконостаса Вознесенского собора. С кругом живописных произведений второй половины XVII века праздничный ряд иконостаса Вознесенского собора связывают такие особенности, как — расположение «Праздников» в иконостасе между местными иконами и «Деисусом»; выделение из праздничного ряда Триодного цикла в страстной ряд и расположение его по сторонам «Распятия», завершающего иконостас, использование в композициях и в их отдельных деталях элементов западноевропейской гравюры.
Иконы праздничного ряда близки по стилистическим и иконографическим признакам иконам из других рядов. У них похожая манера лично́го письма, совпадают орнаменты на одеждах и способы обработки и крепления досок. Праздничный ряд датируется, как и весь иконостас 1679 годом, по документу о вкладе на изготовление оклада царских врат.
Деисусный ряд
Деисусный ряд представляет вариант апостольского чина в рост. Расположение «Деисуса» над праздничным и под пророческим рядами характерно для русских иконостасов второй половины XVII века. Для апостольского «Деисуса» иконостаса Вознесенского собора образцом послужила иконографическая схема «Деисуса» 1653 года из иконостаса Успенского собора Московского Кремля, в котором на две иконы с изображениями евангелистов Марка и Луки больше (не пятнадцать, а семнадцать икон). В «Деисус» Успенского собора входит икона апостола Варфоломея, которой нет в деисусном чине Вознесенского собора. Место этой иконы занимает образ апостола Иакова Алфеева. Сейчас в иконостасе представлено одиннадцать икон.
В русской иконописной традиции центром деисусного ряда с конца XVI – начала XVII веков стал образ «Спас Великий Архиерей». По сторонам от «Спаса» располагаются, слева: Богородица, архангел Михаил, апостол Пётр и Иоанн Богослов, справа: Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел и Иаков Заведеев.
Близость манеры лично́го письма образов с другими иконами иконостаса позволяет сказать, что они были написаны одновременно, около 1679 года.
Страстной ряд
Страстной ряд был шестым самым верхним рядом главного иконостаса Вознесенского собора. В церкви Двенадцати апостолов представлено четырнадцать икон страстного ряда, которые поступили из Вознесенского собора в 1929 году.
Страстной ряд иконостаса является образом событий Страстного четверга и Страстной пятницы. Поводом к выделению страстного ряда в отдельный цикл, послужила реформа русской церкви по греческому образцу. В иконостасе Вознесенского собора он был выделен над иконостасом, к подножию «Распятия», создавая еще некое «мистическое» вечное сопереживание «страстей» предстоящими. Выделение страстных икон из праздничного чина в самостоятельный ряд можно назвать яркой особенностью русской живописи последней четверти XVII века.
Иконографическим источником для страстных икон Вознесенского собора послужили гравюры Библии Пискатора, которые иконописцы немного упростили. В это время Гравюры Библии Пискатора были широко распространены в разных слоях русского общества. Довольно точное следование им характерно для мастеров Оружейной палаты. Обращение русских иконописцев к гравюрам Библии является отражением пристального внимания к культуре Западной Европы во второй половине XVII века.
Навершие
Главный иконостас Вознесенского собора, экспонируемый в церкви Двенадцати апостолов заканчивается навершием, состоящим из резного деревянного Распятия и четырёх икон: Богоматери и Марии Магдалины (слева), Иоанна Богослова и Лонгина-сотника (справа), вставленных в деревянные резные позолоченные рамы.
«Распятие» и иконы с изображениями предстоящих венчали главный иконостас Вознесенского собора по первоначальному замыслу, что подтверждают рамы, созданные одновременно с иконами. В 1930 году навершие было опилено и установлено в церкви Двенадцати апостолов.
Судя по архивным фотографиям «Распятие» было установлено на капители колонны, возвышающейся в разрыве треугольного фронтона. Под ногами распятого Иисуса Христа располагалось изображение черепа и костей Адама. На фронтоне под «Распятием» в резной золоченой раме помещалась икона «Положение во гроб». На Руси подобные резные «Распятия», окружённые резной рамой и предстоящими, изображёнными на отдельных иконах, появляются во второй половине XVII века под влиянием южнорусских мастеров, что подтверждают навершия, сохранившиеся в церквах Большого Кремлевского дворца. Иконы Богоматери и апостола Иоанна Богослова были установлены на колоннах с резными капителями вровень с подножием Креста, а иконы Марии Магдалины и Лонгина-сотника стояли ниже на верхнем тябле иконостаса между иконами страстного ряда. Таким образом, навершие как бы вписывалось в треугольник. Композиция, приёмы резьбы и стилистическая близость письма икон предстоящих с иконами праздничного и деисусного рядов этого иконостаса позволяют предположить, что навершие было выполнено одновременно с рамой иконостаса и иконами, деисусного и праздничного рядов мастерами Оружейной палаты около 1679 года.