Архангельский собор
Стенопись
Единодержавие, освященное церковью, союз государства и церкви составляют суть программы росписи главного великокняжеского собора. Роспись храма изначально была задумана как живописное оформление некрополя московского правящего дома. Изображенные здесь московские князья, первый ярус стенописи, и их предки, нижние ярусы столпов, находятся под защитой небесных сил, представленных в куполах, на сводах, верхних ярусах столпов и стен здания.
К середине XVII столетия стенопись времени царя Ивана IV сильно обветшала. Существующая ныне настенная роспись Архангельского собора была выполнена в 1652–1666 годах, в правление царя Алексея Михайловича. Перед началом работ было составлено описание композиций с указанием их местонахождения, что помогло сохранить идейный замысел и систему фресок XVI века.
По традиции вся стенопись разбита на отдельные пояса. В куполах, в барабанах представлены силы небесные, пророки, праотцы. На сводах – сюжеты из Нового Завета, связанные с земной жизнью Христа. Ниже – апостолы, святые угодники, воины-мученики, а также сцены чудес архангела Михаила, которому посвящен храм. Тема прославления архангелов раскрыта с большой полнотой: она начинается в куполах, расположенных над боковыми нефами, с поясных изображений архангелов Михаила и Гавриила. В тимпанах северной и южной стен, слева и справа от иконостаса, развернуты композиции, которые именуются «соборами архангелов». Наконец, этой теме посвящена значительная часть росписи северной и южной стен собора. За иконостасом представлены традиционные сюжеты, объясняющие символику литургии и причастия. Над алтарем – композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери».
В создании стенописи Архангельского собора принимали участие девяносто два художника, отобранные Симоном Ушаковым, знаменитым изографом XVII века. Среди них – Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Федор Зубов, Федор Козлов – мастера Оружейной палаты Московского Кремля; Иосиф Владимиров из Ярославля, Гурий Никитин и Сила Савин – из Костромы; искусные художники из других городов Руси.
Роспись Архангельского собора монументальна и величественна. Явственно чувствуется тяготение мастеров к масштабности и вместе с тем к простоте и ясности композиций.
Купола и своды
В куполах Архангельского собора, в барабанах представлены силы небесные, пророки, праотцы. На сводах – сюжеты из Нового Завета, связанные с земной жизнью Христа.
В центральном куполе, на месте традиционного изображения Христа Вседержителя, расположена композиция Отечество, иллюстрирующая основной догмат о Божественном Триединстве. «Символ веры» размещен частично на сводах и западной стене и вплетен в евангельские сюжеты. В центре главного свода представлена композиция Отечество, иллюстрирующая второй член Символа веры. Сцены Благовещение и Рождество Христово, находящиеся на южном склоне свода, поясняют третий член: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
На северном склоне главного свода изображен Первый Вселенский собор, созванный в 325 году в Никее по инициативе императора Константина. На этом соборе был утвержден Символ веры и заключен союз императорской власти с христианством.
В западных куполах помещены поясные образы архангелов Михаила и Гавриила. Считалось, что именно они являются за душой упокоившегося праведника.
Западная стена
Подробное изображение «Символ веры» впервые получает развитие в росписях московского некрополя, где занимает почти треть всей стенописи. Мощным аккордом звучит она на западной стене собора, плавно переходя сюда с прилагающих сводов. Перед взором созерцающего предстает грандиозная картина мироздания: от Сотворения мира до Страшного суда, на котором будут решаться судьбы всех живых и умерших.
Южная стена
Поскольку Архангельский собор посвящен предводителю «небесных сил» архангелу Михаилу, на его южной и северной стенах, в четырех ярусах из пяти, расположены композиции, повествующие о деяниях архистратига, первым поднявшегося на борьбу с падшим ангелом Сатанаилом.
В этом цикле значительная часть отведена воинской тематике, в которой отражены решающие победы русского народа в XIV–XV веках: Куликовская битва, падение монголо-татарского ига.
На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона», в которой рассказывается о первой победе евреев во главе с Иисусом Навином, назначенным «начальником народа» самим Моисеем по велению Божию. Рядом с композицией «Крушение стен Иерихона» располагается «Посечение войска мадианитян израильтянами во главе с Гедеоном». Эта библейская сцена вызывала ассоциации с победами Ивана IV над Казанским и Астраханским царствами, поскольку на Руси татар считали потомками библейских мадианитян.
Северная стена
На северной стене продолжен рассказ о деяниях архангела Михаила. В третьем ярусе представлено «Видение звездного креста императору Константину». Оно предвещало победу над Максенцием – последним из императоров Древнего Рима, стремившимся возродить былое величие языческой империи. Именно эта победа Константина определила начало становления христианства как государственной религии. Божественная помощь в борьбе с неверными – основная идея композиций, в которых главным действующим лицом является архангел Михаил, хранитель христианской веры. Один взмах его меча повергает в ужас врагов и вселяет уверенность и спокойствие в ряды поборников истинной веры. Не кто иной, как архангел Михаил был послан к отдыхающему в шатре Константину для истолкования видения звездного креста – знамения победы над язычниками.
Столпы
Более шестидесяти условных «портретов» русских князей расположено на столпах и в первом ярусе росписи стен. Открывают эту уникальную галерею образы княгини Ольги (восточная грань северо-западного столпа, второй ярус) и великого князя Киевского Владимира Святославича, крестившего Русскую землю (западная грань северо-восточного столпа, второй ярус).
На соседних гранях того же столпа изображены сыновья Владимира – Борис и Глеб, погибшие во время междоусобной борьбы за киевский престол и причисленные за мученическую кончину к лику святых. Первые русские святые Борис и Глеб почитались как помощники воинства в защите родной земли от врагов. Период великого княжения Владимирского представлен образом Андрея Боголюбского (северная грань юго-восточного столпа, первый ярус) - первого князя, отказавшегося от киевского престола. При нем на главенствующую роль среди русских княжеств стала претендовать Владимиро-Суздальская земля.
На северной грани юго-западного столпа, в первом ярусе изображен Александр Ярославич, великий князь Владимирский, доблестный полководец и мудрый политик. За победу над шведами на реке Неве в 1240 году получил прозвище Невский. На западной и южной гранях того же столпа, представлены владимирские князья Ярослав и Георгий Всеволодовичи, отец и дядя Александра Невского. Георгий Всеволодович погиб в битве с монголами на реке Сити в 1237 году. Он, как и его прославленный племянник, причислен Русской православной церковью к лику святых. О сложившихся прочных связях Руси с православной Сербией свидетельствуют изображения князя Лазаря, последнего независимого правителя Сербии, погибшего в 1389 году в сражении против турецких войск на Косовом поле (восточная грань северо-восточного столпа, второй ярус) и чудотворцев Симеона и Саввы, собирателей сербских земель (западная грань северо-восточного столпа, первый ярус). О мужественной борьбе русского народа против монголо-татарского владычества напоминают фигуры князя Михаила Черниговского и его боярина Федора, принявших мученическую смерть в Орде, но не опозоривших себя унизительным языческим обрядом (северные грани юго-восточного и юго-западного столпов, четвертый ярус).
Прямая связь царствующего московского дома с последней династией византийских императоров нашла отражение в образе Михаила Палеолога, основателя этой династии (западная грань юго-восточного столпа, первый ярус). Великий князь Иван III в 1472 году взял в жены Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора Константина Палеолога.
Архангельский собор – древняя усыпальница московских правителей, поэтому родословная московских князей представлена в росписи наиболее полно. Даниил Александрович, сын Александра Невского, стал родоначальником династии московских князей. Князь Даниил представлен в монашеском одеянии (южная грань северо-западного столпа, первый ярус), напротив изображения своего отца.
На этом же столпе (западная грань, первый ярус) запечатлен ктитор храма, великий князь Московский и «всея Руси» Василий III.
Надгробные портреты князей

Роспись южной стены
На стенах собора, над гробницами изображены погребенные здесь великие и удельные князья. Большинство их обращено к алтарю, они изображены с молитвенно простертыми руками и непокрытой головой – как будто пришли в храм для молитвы. Головы князей очерчены нимбом. Однако нимб над головой может указывать, что изображенный принадлежит уже к миру мертвых, а не живых.
Открывается «портретная галерея» изображением московского князя Ивана Даниловича (южная стена) прозванного Калитой за интенсивную политику собирания земель вокруг Москвы, начатую еще его отцом Даниилом Александровичем. Он один из первых московских князей, кто получил ярлык на великое княжение Владимирское, благодаря собиранию для хана дани с других княжеств и городов феодальной Руси. Эта хитрая тактика позволила Калите подчинить их себе. Внуки Ивана Калиты, великий князь Московский Дмитрий Иванович и удельный князь Серпуховской Владимир Андреевич, объединив практически все силы удельных княжеств, выступили против ига Золотой Орды и одержали трудную, но судьбоносную победу на Куликовом поле в 1380 году. В честь этого события великого князя Дмитрия Ивановича стали называть Донским, а серпуховской князь вошел в историю под именем Владимир Андреевич Храбрый. Изображения обоих князей присутствуют в росписи на южной стене.
У самого алтаря на южной стене находится «портрет» великого князя Московского Ивана III Васильевича. При нем Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Иван III был первым из русских великих князей, который никогда не ездил к хану в Орду. Он первым начал княжить без прямой санкции ханской власти. Именно ему удалось преодолеть феодальную раздробленность Руси. На смену великому княжеству Московскому пришло государство всея Руси.
Большая, многоликая галерея «портретов» русских князей призвана была проиллюстрировать процесс объединения вокруг Москвы всех земель Северо-Восточной Руси.