Церковь Ризположения
Внешний облик храма
Церковь Ризположения была возведена в 1484–1485 гг. псковскими мастерами на месте более древнего храма, основанного в 1450–1451 гг. Годы строительства церкви приходятся на время грандиозной перестройки Кремля. Известные своим искусством каменщики из Пскова одновременно с митрополичьим храмом построили новый великокняжеский Благовещенский собор. Однако архитектурный облик небольшой изящной церкви Ризположения почти лишен псковских черт: о происхождении мастеров напоминает лишь узор тройного кирпичного фриза, опоясывающего барабан главы. В своих основных чертах храм развивает традиции раннемосковского зодчества. Церковь возведена из кирпича, заменившего в Москве во второй половине XV столетия белый камень. В плане здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, поставленный на высокий цокольный этаж (подклет), с тремя полукруглыми апсидами (алтарная часть) с восточный стороны и входами-порталами с южной, северной и западной стороны. Стены церкви, разделенные вертикальными лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Высокий барабан главы на граненом постаменте увенчан шлемовидным золотым куполом.
Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану выполнен без использования парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Стены храма расчленены на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо.
Талант мастеров и тонкое чувство ансамбля проявились в блестящем разрешении ими сложной архитектурной задачи — возвести небольшой храм рядом с монументальным Успенским собором: выразительный контраст изящного облика Ризположенской церкви и строгих торжественных форм кафедрального собора обогатил архитектурный ансамбль Соборной площади Кремля.
Реставрация
Архитектурный облик церкви Ризположения менялся вследствие многочисленных пожаров, перестроек и разрушений. Реставрационные работы с целью вернуть ему изначальный вид проводились в несколько этапов.
В 1919–1922 гг. были убраны пристройки позднего времени с южной стороны храма и восстановлены формы окон и южного портала XV века. В 1930–1940-х гг. было восстановлено первоначальное покрытие храма по закомарам, форма купола, северный и западный порталы XVII века. Тогда же была разобрана как поздняя пристройка Печерская часовня, при этом был навсегда утрачен образ Печерской Богоматери. После восстановления в 1965 году терракотового фриза апсид храм приобрел свой современный облик.
Для поддержания сохранности памятника, изучения и восстановления его отдельных архитектурных деталей или элементов декора, утраченных или измененных в результате позднейших перестроек, регулярно проводятся реставрационно-косметические работы на фасадах и в интерьере церкви Ризположения. Например, в 1996 году на северном фасаде церкви, в нише, была раскрыта фреска на мотив храмового праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы, создание которой относят к XVII веку. В 2006 г. на восточной стене северной паперти церкви, над лестницей, были частично расчищены остатки живописи конца XIX века. В связи с её поздним происхождением было принято решение о полной реставрации и воссоздании утраченных частей этого живописного сюжета, в то время как в отношении древней живописи при реставрации применяется только метод консервации сохранившихся фрагментов. В 2008 г. живопись была полностью расчищена, укреплена и дописана. В том же году были расчищены и отреставрированы кирпичная кладка и цветовой декор северного перспективного портала церкви со стороны паперти.
Архитектурный декор
Орнаментальное решение стен храма развивает традиции московского зодчества. Южный вход в церковь оформлен перспективным белокаменным порталом с килевидным завершением. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Горизонтальный фриз из кирпича и терракоты охватывает южную стену храма, продолжаясь в верхней части алтарных апсид. Декоративные детали немногочисленны, но нарядны: керамические балясины, нишки и уступы, изящный пояс из терракотовых плиток с мотивами лилий-кринов смотрятся как искусная вышивка. Полукруглые выступы апсид украшает ряд килевидных арочек на пилястрах с капителями в форме стилизованных перевязанных снопов. Этот мотив перекликается с аркатурно-колончатым фризом на стенах соседствующего с церковью Успенского собора. Расположенный под золотым куполом, на барабане главы, тройной фриз, узор которого напоминает об орнаментальных мотивах псковской архитектуры, служит своеобразной подписью псковских зодчих. В центральной части южной стены, над орнаментальным поясом и окном, выполнена небольшая ниша в виде раскрытого складня, очевидно, предназначенная для живописных изображений. Сведений о сюжете росписи не сохранилось.
Ниши с фресками над галереей
С севера и запада к храму примыкает построенная в 1643–1645 гг. невысокая, с крытым крыльцом, галерея, в западной части соединенная переходами с Теремным дворцом. Над галереей на стенах храма расположены ниши, долгое время хранившие живописные образы.
В нише на западной стене раньше находился знаменитый образ Печерской Богоматери, созданный, предположительно, в XVII веке. Богоматерь была представлена сидящей на престоле с предстоящими святыми Антонием и Феодосием Печерскими, московскими святителями Петром и Алексеем и преподобным Сергием Радонежским (по другим сведениям — московским святителем Филиппом). Признанная со временем чудотворной эта икона пользовалась такой славой, что в XIX веке церковь Ризположения иногда называли церковью Печерской Богоматери. Для приобщения к святыне было устроено специальное высокое крыльцо с лестницей, а позднее — небольшая каменная часовня. В ходе реставрационных работ 1930–1940-х гг. Печерская часовня, как поздняя пристройка, была разобрана; тогда же была утрачена и фреска.
Над галереей с северной стороны расположена ниша с фреской на мотив храмового праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы, раскрытая в 1996 году. Фреска обнаруживает подлинные фрагменты росписи XVII века.