На главную
На главную
Купить билет

Церковь Ризположения

О музее
  • История
Церковь Ризположения (баннер История).webp

История храма

Византийский праздник Положения ризы пресвятой Богородицы, в честь которого была названа митрополичья церковь, связан с почитанием священной реликвии — ризы (одежды, точнее — покрывала, по-гречески — мафория), принадлежавшей, по преданию, Деве Марии. В «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» рассказывается: незадолго до своего чудесного успения Богоматерь завещала свою одежду одной служившей ей вдовице, после смерти которой святыня передавалась от одной девицы к другой и хранилась в великом почитании.


Несколько веков спустя, в царствование императора Льва I (457–474 гг.), в доме одной из благочестивых девиц реликвию увидели два брата Галвин и Кандид, аристократы из Константинополя, путешествующие по святым местам Палестины. Став свидетелями многочисленных чудес и исцелений, совершающихся посредством обращения к ризе, они подменили ковчег с реликвией и увезли ее в Константинополь. Тайно хранимая в домовой церкви братьев, риза и дальше обнаруживала возможности творить чудеса, о чем было сообщено византийскому императору Льву и константинопольскому патриарху Геннадию I. В середине V века риза была помещена в золотом ковчеге в великолепном храме Божией Матери, построенном по указу императора на берегу Влахернского залива. В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» 2 июля (15 по новому стилю).

Церковь Ризположения. Вид с юго-востока.webp

Вид с юго-востока

Церковь Ризположения. Южный фасад.webp

Южный фасад

Церковь Ризположения. Северный фасад.webp

Северный фасад

Храм, сохранившийся до нашего времени, был заложен митрополитом Геронтием в 1484 году. Относительно даты возведения храма-предшественника единого мнения у историков нет. До середины XV столетия здесь находилась усадьба русских митрополитов, которые с XIV века жили в Москве. В 1448 году на русский митрополичий престол был избран рязанский епископ Иона, впоследствии канонизированный Русской православной церковью как один из ее выдающихся деятелей. Назначение митрополита собором русских епископов, а не константинопольским патриархом, означало разрыв с многовековой традицией и являлось важным шагом на пути к становлению независимой Русской церкви.


Закладка первой церкви Ризположения митрополитом Ионой.webp

Закладка первой церкви Ризположения митрополитом Ионой

Митрополит Иона.webp

Икона в окладе «Митрополит Иона»

Иона, митрополит Московский.webp

Крышка раки (?). Иона, митрополит Московский

Рака митрополита Ионы в Успенском соборе Московского Кремля.webp

Рака митрополита Ионы в Успенском соборе

Митрополит Иона стал деятельным союзником московского великого князя Василия II Темного, что отразилось на укреплении митрополичьей кафедры. Вскоре в Кремле, на митрополичьем дворе, появились каменные палаты с домовой церковью, возведение которой связывают с 1451 годом — с событием, которое вошло в русскую историю под именем «скорой татарщины». Летом 1451 года татарские войска под предводительством золотоордынского царевича Мазовши внезапно подошли к Москве, сожгли посад и обложили Кремль. Всю ночь защитники города готовились к обороне, вдохновленные и укрепленные непрестанными молитвами и службами, проводимыми митрополитом Ионой. Утром, 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, татары, бросив награбленную добычу, сняли осаду города и отступили. В память избавления Москвы от татарской угрозы был заложен домовой храм митрополитов, который получил название Ризположенского.


Домовой храм

Первая церковь Ризположения простояла до середины 70-х гг. XV столетия: сгорела вместе со всем митрополичьим двором во время большого пожара. Строительство нового храма на том же месте было начато при митрополите Геронтии в 1484 г. и завершено год спустя псковскими мастерами, приглашенными в Москву для выяснения причин разрушения Успенского собора. Церковь была возведена в период грандиозного строительства в Кремле, вызванного возросшим значением Русского государства, только что сбросившего многовековое татарское иго.

Закладка церкви Ризположения митрополитом Геронтием в 1484 г..webp

Закладка церкви Ризположения митрополитом Геронтием в 1484 г.

Освящение церкви Ризположения в 1485 г..webp

Освящение церкви Ризположения в 1485 г.

Более полутора столетий церковь оставалась домовым храмом московских святителей. Церемония поставления в сан завершалась торжественным выходом митрополитов через ее сени (паперть, галерею). После учреждения патриаршества в 1589 году первый Патриарх Московский Иов продолжил традицию, и церковь стала патриаршей.


Как и другие архитектурные памятники Кремля, церковь Ризположения неоднократно страдала от пожаров и подвергалась перестройке. Во время польского нашествия в 1605–1612 году Кремль и патриарший двор были настолько разорены, что патриарх Филарет смог переехать в свои покои только в 1624 году. Двумя годами позднее он устроил в алтаре церкви особый придел в честь великомученика Георгия, скорее всего, в память о победе над польско-шведскими интервентами в 1612 году. Во время пожара 1626 года убранство церкви также сильно пострадало, что привело к необходимости полного восстановления стенной росписи храма, а также иконостаса, который был выполнен в 1627 году по заказу патриарха Филарета. В 1644 году, при патриархе Иосифе, стены церкви были украшены новой росписью, а с северной и с западной стороны церкви была пристроена крытая галерея.

Иконостас церкви Ризположения.webp

Иконостас

Интерьер церкви Ризположения.webp

Фресковые росписи юго-западного столпа и южной стены

Северный фасад церкви Ризположения с северной галереей.webp

Северный фасад с северной галереей

Переход из церкви Ризположения в Теремной дворец. Западная галерея.webp

Переход в Теремной дворец. Западная галерея

Дворцовая церковь

В середине XVII века, при патриархе Никоне были возведены новые патриаршие палаты с патриаршим храмом — собором Двенадцати Апостолов. С переселением туда патриарха церковь Ризположения стала одной из домовых церквей. По-видимому, тогда были построены переходы-галереи, соединившие ее с теремами царицы и царевен, находившимися в той части царского дворца, которая располагалась по соседству с церковью. С этого времени галерея храма служила для прохода в Успенский собор женщин царской семьи. Вплоть до начала XX века через церковь Ризположения нередко проходил в Успенский собор император.


После Октябрьской революции, в 1918 году, все кремлевские храмы и монастыри были закрыты и превращены в музеи. Позже чем другие соборы Кремля, в 1965 году, была открыта для посещения и церковь Ризположения, чему предшествовали масштабные реставрационные работы по восстановлению самого здания, а также росписей и икон.

Церковь Ризположения (фото, XX век).webp

Фасад алтарных апсид до разборки лестницы, ведущей в часовню Печерской Божией Матери, и до реставрации алтарных окон

Южный фасад церкви Ризположения до реставрации..webp

Южный фасад до реставрации

Рисунок, 1948 г.

Вид на церковь Ризположения и Верхоспасский собор..webp

Вид на церковь Ризположения и Верхоспасский собор

Переход из церкви Ризположения в Теремной дворец. Южный фасад..webp

Переход из церкви в Теремной дворец (южный фасад)

В 1933 году в храме была возобновлена церковная служба. Патриаршее служение совершается один раз в году — 15 июля, в день храмового праздника.

Праздник Положения ризы пресвятой Богородицы

Византийский праздник Положения ризы пресвятой Богородицы, в честь которого была названа митрополичья церковь, связан с почитанием священной реликвии — ризы (одежды, точнее — покрывала, по-гречески — мафория), принадлежавшей, по преданию, Деве Марии. В «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» рассказывается: незадолго до своего чудесного успения Богоматерь завещала свою одежду одной служившей ей вдовице, после смерти которой святыня передавалась от одной девицы к другой и хранилась в великом почитании.


Несколько веков спустя, в царствование императора Льва I (457–474 гг.), в доме одной из благочестивых девиц реликвию увидели два брата Галвин и Кандид, аристократы из Константинополя, путешествующие по святым местам Палестины. Став свидетелями многочисленных чудес и исцелений, совершающихся посредством обращения к ризе, они подменили ковчег с реликвией и увезли ее в Константинополь. Тайно хранимая в домовой церкви братьев, риза и дальше обнаруживала возможности творить чудеса, о чем было сообщено византийскому императору Льву и константинопольскому патриарху Геннадию I. В середине V века риза была помещена в золотом ковчеге в великолепном храме Божией Матери, построенном по указу императора на берегу Влахернского залива. В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» 2 июля (15 по новому стилю).

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах.webp

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

Среди рассказов о чудесах, связанных с ризою Богородицы в Константинополе, самый известный — о спасении города от неприятеля. Его относят к разным историческим событиям: нашествию персов и аваров в 626 году, сарацин в 673 и 716 годах и даже русских витязей Аскольда и Дира в 866 году. В предании говорится о том, что во время осады города ризу Богоматери с пением и молитвами вынесли на морской берег, и, едва она коснулась воды, как море взволновалось, и поднявшаяся буря сокрушила вражеский флот. В течение многих веков риза хранилась во Влахернском храме, «чудесами своими побеждая естество и время», как писал в XIV веке греческий историк Никифор Каллист.

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля..webp

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля

После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение реликвии теряется. Известно, что частицы ризы находятся в различных храмах и церквях, расположенных в России, Италии, Грузии и ряде других мест.


В России почитание праздника Ризположения было известно с давних пор. В конце XIV века частица ризы Богородицы была привезена из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, входящих в состав «ковчега Дионисия» — мощевика, ставшего одной из самых значимых святынь московских правителей. Другая часть ризы с XVII века хранится в ковчеге в Успенском монастыре. В честь праздника Ризоположения было построено большое количество монастырей и храмов, один из которых находится в Московском Кремле.

Ковчег Дионисия Суздальского..webp

Ковчег Дионисия Суздальского

Ковчег для Ризы Богоматери в киоте (крышка, лицевая сторона)..webp

Ковчег для Ризы Богоматери в киоте (крышка, лицевая сторона)

Ковчег для Ризы Богоматери, в киоте, из Успенского собора..webp

Ковчег для Ризы Богоматери в киоте (внутри)

Ковчег для Ризы Богоматери в киоте (крышка)..webp

Ковчег для Ризы Богоматери в киоте (крышка)

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади9:30 — 18:00
Кассы9:00 — 17:00
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Официальные документы
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
Made by ONY