Церковь Ризположения
История храма
Византийский праздник Положения ризы пресвятой Богородицы, в честь которого была названа митрополичья церковь, связан с почитанием священной реликвии — ризы (одежды, точнее — покрывала, по-гречески — мафория), принадлежавшей, по преданию, Деве Марии. В «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» рассказывается: незадолго до своего чудесного успения Богоматерь завещала свою одежду одной служившей ей вдовице, после смерти которой святыня передавалась от одной девицы к другой и хранилась в великом почитании.
Несколько веков спустя, в царствование императора Льва I (457–474 гг.), в доме одной из благочестивых девиц реликвию увидели два брата Галвин и Кандид, аристократы из Константинополя, путешествующие по святым местам Палестины. Став свидетелями многочисленных чудес и исцелений, совершающихся посредством обращения к ризе, они подменили ковчег с реликвией и увезли ее в Константинополь. Тайно хранимая в домовой церкви братьев, риза и дальше обнаруживала возможности творить чудеса, о чем было сообщено византийскому императору Льву и константинопольскому патриарху Геннадию I. В середине V века риза была помещена в золотом ковчеге в великолепном храме Божией Матери, построенном по указу императора на берегу Влахернского залива. В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» 2 июля (15 по новому стилю).
Храм, сохранившийся до нашего времени, был заложен митрополитом Геронтием в 1484 году. Относительно даты возведения храма-предшественника единого мнения у историков нет. До середины XV столетия здесь находилась усадьба русских митрополитов, которые с XIV века жили в Москве. В 1448 году на русский митрополичий престол был избран рязанский епископ Иона, впоследствии канонизированный Русской православной церковью как один из ее выдающихся деятелей. Назначение митрополита собором русских епископов, а не константинопольским патриархом, означало разрыв с многовековой традицией и являлось важным шагом на пути к становлению независимой Русской церкви.
Митрополит Иона стал деятельным союзником московского великого князя Василия II Темного, что отразилось на укреплении митрополичьей кафедры. Вскоре в Кремле, на митрополичьем дворе, появились каменные палаты с домовой церковью, возведение которой связывают с 1451 годом — с событием, которое вошло в русскую историю под именем «скорой татарщины». Летом 1451 года татарские войска под предводительством золотоордынского царевича Мазовши внезапно подошли к Москве, сожгли посад и обложили Кремль. Всю ночь защитники города готовились к обороне, вдохновленные и укрепленные непрестанными молитвами и службами, проводимыми митрополитом Ионой. Утром, 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, татары, бросив награбленную добычу, сняли осаду города и отступили. В память избавления Москвы от татарской угрозы был заложен домовой храм митрополитов, который получил название Ризположенского.
Домовой храм
Первая церковь Ризположения простояла до середины 70-х гг. XV столетия: сгорела вместе со всем митрополичьим двором во время большого пожара. Строительство нового храма на том же месте было начато при митрополите Геронтии в 1484 г. и завершено год спустя псковскими мастерами, приглашенными в Москву для выяснения причин разрушения Успенского собора. Церковь была возведена в период грандиозного строительства в Кремле, вызванного возросшим значением Русского государства, только что сбросившего многовековое татарское иго.
Более полутора столетий церковь оставалась домовым храмом московских святителей. Церемония поставления в сан завершалась торжественным выходом митрополитов через ее сени (паперть, галерею). После учреждения патриаршества в 1589 году первый Патриарх Московский Иов продолжил традицию, и церковь стала патриаршей.
Как и другие архитектурные памятники Кремля, церковь Ризположения неоднократно страдала от пожаров и подвергалась перестройке. Во время польского нашествия в 1605–1612 году Кремль и патриарший двор были настолько разорены, что патриарх Филарет смог переехать в свои покои только в 1624 году. Двумя годами позднее он устроил в алтаре церкви особый придел в честь великомученика Георгия, скорее всего, в память о победе над польско-шведскими интервентами в 1612 году. Во время пожара 1626 года убранство церкви также сильно пострадало, что привело к необходимости полного восстановления стенной росписи храма, а также иконостаса, который был выполнен в 1627 году по заказу патриарха Филарета. В 1644 году, при патриархе Иосифе, стены церкви были украшены новой росписью, а с северной и с западной стороны церкви была пристроена крытая галерея.
Дворцовая церковь
В середине XVII века, при патриархе Никоне были возведены новые патриаршие палаты с патриаршим храмом — собором Двенадцати Апостолов. С переселением туда патриарха церковь Ризположения стала одной из домовых церквей. По-видимому, тогда были построены переходы-галереи, соединившие ее с теремами царицы и царевен, находившимися в той части царского дворца, которая располагалась по соседству с церковью. С этого времени галерея храма служила для прохода в Успенский собор женщин царской семьи. Вплоть до начала XX века через церковь Ризположения нередко проходил в Успенский собор император.
После Октябрьской революции, в 1918 году, все кремлевские храмы и монастыри были закрыты и превращены в музеи. Позже чем другие соборы Кремля, в 1965 году, была открыта для посещения и церковь Ризположения, чему предшествовали масштабные реставрационные работы по восстановлению самого здания, а также росписей и икон.
В 1933 году в храме была возобновлена церковная служба. Патриаршее служение совершается один раз в году — 15 июля, в день храмового праздника.
Праздник Положения ризы пресвятой Богородицы
Византийский праздник Положения ризы пресвятой Богородицы, в честь которого была названа митрополичья церковь, связан с почитанием священной реликвии — ризы (одежды, точнее — покрывала, по-гречески — мафория), принадлежавшей, по преданию, Деве Марии. В «Сказании о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви» рассказывается: незадолго до своего чудесного успения Богоматерь завещала свою одежду одной служившей ей вдовице, после смерти которой святыня передавалась от одной девицы к другой и хранилась в великом почитании.
Несколько веков спустя, в царствование императора Льва I (457–474 гг.), в доме одной из благочестивых девиц реликвию увидели два брата Галвин и Кандид, аристократы из Константинополя, путешествующие по святым местам Палестины. Став свидетелями многочисленных чудес и исцелений, совершающихся посредством обращения к ризе, они подменили ковчег с реликвией и увезли ее в Константинополь. Тайно хранимая в домовой церкви братьев, риза и дальше обнаруживала возможности творить чудеса, о чем было сообщено византийскому императору Льву и константинопольскому патриарху Геннадию I. В середине V века риза была помещена в золотом ковчеге в великолепном храме Божией Матери, построенном по указу императора на берегу Влахернского залива. В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» 2 июля (15 по новому стилю).

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах
Среди рассказов о чудесах, связанных с ризою Богородицы в Константинополе, самый известный — о спасении города от неприятеля. Его относят к разным историческим событиям: нашествию персов и аваров в 626 году, сарацин в 673 и 716 годах и даже русских витязей Аскольда и Дира в 866 году. В предании говорится о том, что во время осады города ризу Богоматери с пением и молитвами вынесли на морской берег, и, едва она коснулась воды, как море взволновалось, и поднявшаяся буря сокрушила вражеский флот. В течение многих веков риза хранилась во Влахернском храме, «чудесами своими побеждая естество и время», как писал в XIV веке греческий историк Никифор Каллист.

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля
После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение реликвии теряется. Известно, что частицы ризы находятся в различных храмах и церквях, расположенных в России, Италии, Грузии и ряде других мест.
В России почитание праздника Ризположения было известно с давних пор. В конце XIV века частица ризы Богородицы была привезена из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, входящих в состав «ковчега Дионисия» — мощевика, ставшего одной из самых значимых святынь московских правителей. Другая часть ризы с XVII века хранится в ковчеге в Успенском монастыре. В честь праздника Ризоположения было построено большое количество монастырей и храмов, один из которых находится в Московском Кремле.