Успенский собор
История собора
Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1475-1479 гг. по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

Успенский собор в ансамбле Соборной площади
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, важнейшие из которых хранили в алтаре на престоле, служили молебны перед военными походами и праздничные службы в честь победоносного возвращения русских войск, отсюда начинались крестные ходы с чудотворными иконами. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Храмы-предшественники
Ныне существующему Успенскому собору 1479 года предшествовали более древние постройки. Еще во второй половине XII–XIII веке на этом месте находился культовый центр Москвы с кладбищем и, вероятно, деревянной церковью. Первое каменное здание Успенского собора было возведено в XIV веке, когда Москва стала центром самостоятельного княжества, а ее Кремль – резиденцией великого князя Ивана Калиты и митрополита Петра.

Закладка Успенского собора митрополитом Петром в 1326 г.
Четвертого августа 1326 года состоялась торжественная закладка собора. Освятили собор накануне престольного праздника – 14 августа 1327 года. Архитектурный облик нового храма и его размеры были близки к владимиро-суздальским постройкам начала XIII века и, в частности, к Георгиевскому собору в Юрьеве Польском (1230–1234), который, по-видимому, и послужил для него образцом. Небольшой одноглавый трехапсидный Успенский собор первоначально имел три притвора, а затем был обстроен приделами, примыкавшими к алтарным помещениям с севера и юга.
В южной алтарной апсиде Успенского собора, вероятно, изначально помещался Дмитриевский придел, посвященный великомученику Дмитрию Солунскому. 13 августа 1329 года грек Феогност - наследник Петра на митрополичьем престоле, - основал у северной стены жертвенника Петроверигский придел «во имя святого апостола Петра, поклонения честных его вериг» – мемориальный храм в память своего предшественника. Позже Петроверигский придел был переименован в Петропавловский. В 1459 году митрополит Иона основал еще один - юго-восточный придел, посвященный празднику Похвалы Богоматери, в честь победы юного князя Ивана III Васильевича над татарским ханом Сеид-Ахметом.
В таком виде Успенский собор простоял до начала 1470-х годов. За полтора столетия он сильно обветшал, чему в немалой степени способствовали пожары, не раз испепелявшие Москву. Но не только ветхость здания требовала его кардинальной перестройки. Оно уже не могло отвечать новым требованиям, которые предъявлялись к кафедральному храму Москвы – теперь уже столицы не отдельного княжества, но объединенного Русского государства.
13 апреля 1472 года состоялась торжественная церемония закладки нового Успенского собора митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III. В качестве образца для московского храма избрали Успенский собор во Владимире. Это было не только самое торжественное здание домонгольской архитектуры, но и символ былого могущества великокняжеской власти, живой образ преемственной связи новой столицы с «первопрестольным» Владимиром. Призванные для строительства московского храма мастера Кривцов и Мышкин еще до начала строительства тщательно обмерили владимирский собор и заложили новый фундамент – «шире и доле полуторою саженью».
Однако Кривцову и Мышкину не было суждено довести постройку до конца. Двадцатого мая 1474 года почти завершенное здание неожиданно обрушилось. Приглашенные Иваном III из Пскова зодчие объяснили эту неудачу несовершенством конструкции и недостаточной крепостью известкового раствора. Одной из причин катастрофы летописи называют и редкое явление – произошедшее в тот день землетрясение.
Недостаток опыта у местных зодчих при возведении столь грандиозного здания вынудил Ивана III искать искусных мастеров во Пскове, а после их отказа - в Италии, славившейся по всей Европе своими архитекторами. В Италию было отправлено особое посольство, возглавляемое Семеном Толбузиным, который 25 марта 1475 года привез с собой из Венеции «мастера муроля (то есть зодчего) кои ставит церкви и полаты, Аристотеля именем тако же и пушечник тои нарочит лити их и бити ими, и колоколы и иное все лити хитр велми».
Собор Аристотеля Фиораванти
Аристотель Фиораванти прибыл в Москву вместе с сыном Андреем и «паробком Петрушею» 26 марта 1475 года. Действовал он с непривычной для москвичей быстротой, применяя новые технические средства и приемы. В основание фундамента забили дубовые сваи, рвы засыпали битым камнем и залили известью, что должно было обеспечить крепость и устойчивость здания. Фиораванти строил собор в смешанной технике, перемежая традиционные тесаные блоки белого камня, употреблявшегося им в кладке стен, с особо прочным кирпичом, которым были выложены столпы, своды и барабаны глав, что значительно облегчило нагрузку верхних частей здания на стены и опоры.

Северо-восточный фасад
Вместо обычно применявшейся в русском зодчестве кладки стен с забутовкой битым камнем между двумя рядами белокаменных блоков Аристотель использовал более прочную кладку из тесаных квадров. Для укрепления конструкции храма в стены были заложены не традиционные дубовые, а железные связи. Само здание возводилось «все в кружало да в правило», то есть с помощью циркуля и линейки, на основе точных расчетов. Применение итальянским зодчим новых, изумлявших москвичей приспособлений и инструментов, значительно ускоряло и удешевляло строительство.
На то время, пока возводился новый собор, гробницы митрополитов были перенесены в церковь Иоанна Лествичника «что под колоколы», а по окончании строительства торжественно перезахоронены в новом здании на прежних местах.
Итальянскому зодчему, как и его предшественникам, было предписано возводить новый московский кафедральный собор по образцу древнего владимирского Успенского храма. И подобно им, Аристотель Фиораванти в первый же строительный сезон, лишь только здание собора было выведено из земли, отправился во Владимир, прежнюю столицу Северо-Восточной Руси. Однако, ориентируясь на владимирский образец, болонский мастер уже изначально внес существенные изменения в архитектурный замысел своей будущей постройки, что предопределило принципиально новый характер архитектуры московского собора.
Двенадцатого августа 1479 года состоялось торжественное освящение нового Успенского собора митрополитом Геронтием в присутствии епископов и великого князя.
Церемонии и обряды в Успенском соборе
Успенский собор был не только общерусским соборным храмом, но и важнейшим общественным зданием, где проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение.
Четвертого февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол, во время которого Иван III торжественно возложил древние регалии – бармы и Шапку Мономаха – на своего внука Дмитрия. До этого на Руси не существовало подобного чина: великокняжеский титул передавался по наследству вместе с вотчиной, а в период монголо-татарского ига ярлык на великое княжение вручался князьям в Орде.
Ключевым событием русской истории стало венчание на царство юного Ивана IV, совершившееся в Успенском соборе 16 января 1547 года. В чине венчания Ивана IV были впервые торжественно и официально приняты титулы царя и самодержца, а в число регалий включены наперсный крест, что свидетельствовало о святости царской власти, а также скипетр и цепь. Позже, при венчании на царство сына Ивана IV Федора, было введено таинство миропомазания – символ богоизбранности царской власти. Во время венчания Бориса Годунова 1 сентября 1598 году ему, вместе со скипетром, была вручена держава или, как ее именовали тогда, «яблоко державное» – древняя инсигния власти византийских императоров. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
В 1721 году царь Петр I принимает титул императора, объявляет Россию империей и вводит обряд коронации. Впервые этот обряд был проведен при коронации Екатерины I, жены Петра I, который сам возложил на нее корону. Последним в Успенском соборе 14 мая 1896 года короновали императора Николая II.
В кафедральном Успенском соборе поставляли глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. До середины XV столетия русские митрополиты должны были ездить к патриарху константинопольскому на поставление в сан. В 1448 году митрополит Иона впервые был избран здесь собором русских епископов, что фактически положило начало независимости русской митрополии от Константинополя. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе совершилось поставление в первые русские патриархи Иова Иеремией II, патриархом Константинопольским, в присутствии царя Федора Ивановича.
В XIV – XVII веках собор служил усыпальницей глав Русской Православной церкви. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
В Успенском соборе проводились и другие действа. Издавна повелось, что у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы торжественными молебнами.
В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.
Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Как повествует библейское сказание, они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться языческим идолам и спасены посланным Господом ангелом, усмирившим огонь, который «попалил» их мучителей – «халдеев». Для этого чина в центре собора устанавливалась деревянная печь, а из-за иконостаса спускался изображенный на пергаменте ангел. По окончании действа невредимые отроки и «халдеи» приглашались в покои патриарха, где их ждали угощение и дары.
Здесь же проводились другие чины и священнодействия, например «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия». А в четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей. Водой из лохани кропили и прихожан.
Бракосочетания совершались, как правило, в домовой великокняжеской церкви Благовещения; лишь те из них, которым придавалось государственное значение, проводились в Успенском соборе. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал здесь великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году, как уже упоминалось, состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Восьмого марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.