На главную
На главную
Купить билет

Успенский собор

О музее
  • Стенопись
  • Алтарная преграда
  • Алтарные помещения
  • Центральная часть собора
Св. мученик Созонт.webp

Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов

В пяти главах Успенского собора представлены различные образы Бога: в скуфье центрального купола – Спас Вседержитель, в юго-восточном куполе - младенец Христос в образе воплотившегося Бога Слова в композиции «Богоматерь Знамение», в северо-восточной главе Предвечного Логоса в типе Спаса Еммануила, что означает «С нами Бог». В юго-западном куполе помещен аллегорический образ неизобразимого Бога Отца – Саваофа с восьмиконечным нимбом, символизирующим вечность, а в северо-западном – образ Спаса Нерукотворного. В барабане центральной главы изображены торжественно предстоящие Вседержителю ангелы в рост. Под ними в оконных простенках – библейские праотцы со свитками в руках. В парусах традиционно располагаются четыре евангелиста, распространившие в своих Евангелиях свет учения Христа по всему миру. 

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель

Спас Нерукотворный.

Спас Нерукотворный

Саваоф

Саваоф

На сводах представлены двунадесятые, то есть двенадцать особо чтимых церковью праздников, отмечаемых в годичном круге богослужений. На юго-восточном своде помещена композиция «Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов, благовестия пастухам и омовения Младенца. На северо-восточном своде – «Сретение», то есть принесение младенца Христа во храм, где его с радостью встречают старец – первосвященник Симеон Богоприимец, которому было открыто, что он не умрет прежде, чем увидит Спасителя мира, и пророчица Анна.


На западном своде помещено «Преображение», когда на горе Фавор Христос явился своим ученикам во славе и сиянии, как сын Божий. Рядом, на северо-западном своде, находится композиция «Воскрешение Лазаря», а на юго-западном своде – «Сошествие во ад», то есть воскресение Христа и изведение им из ада всех праведников, искупленных его крестной жертвой.  


На центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами, изображено «Вознесение», когда на сороковой день после воскресения Христос на глазах своих учеников и Богоматери вознесся во славе на небо.

Рождество Христово

Рождество Христово

Сретение.

Сретение

Преображение.

Преображение

Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

Сошествие во ад.

Сошествие во ад

В люнетах представлены притчи, то есть евангельские повествования, в которых в иносказательной форме раскрывается учение Христа. Здесь изображены «Притча о мытаре и фарисее» и «Притча о блудном сыне», повествующие о возможности искупления грехов и спасения раскаявшихся грешников, обретших веру.

Вознесение.

Вознесение

Исцеление расслабленного

Исцеление расслабленного

Притча о блудном сыне.

Притча о блудном сыне

Притча о мытаре и фарисее

Притча о мытаре и фарисее

На круглых столпах в центральной части храма помещены сто тридцать пять фигур мучеников, почитавшихся как «столпы церкви». В нижнем ярусе юго-восточного столпа находится композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Она представляет библейский сюжет, повествующий о том, что иудейскому полководцу у стен Иерихона явился «архистратиг сил Господних», который остановил на небе солнце, чтобы войско Иисуса Навина могло одержать победу.

Уверение Фомы

Уверение Фомы

Святой Касторий.

Святой Касторий

Святой Порфирий.

Святой Порфирий

Святой Селевк.

Святой Селевк

Цикл "Земная жизнь Христа"

Христос, беседующий с фарисеями..webp

Христос, беседующий с фарисеями

Второй ярус сверху на южной и северной стене храма посвящен сценам, иллюстрирующим учительную миссию Христа, его чудесам и исцелениям. На южной стене это – «Христос, беседующий с фарисеями», «Христос, беседующий с Петром и другими учениками», две композиции посвящены теме «Иисус Христос в доме Марфы и Марии». Чудесам и исцелениям Христа посвящены композиции «Учение Христа о молитве», «Исцеление бесноватого», «Изобличение хулы на Духа Святого», «Иисус на обеде у фарисея, обличение законников», «Исцеление согбенной жены».


Этот цикл продолжается на западной и северной стенах, где помещаются сцены, иллюстрирующие евангельские события, предшествующие Пасхе и Страстям Христовым.


На северной стене - это «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Восхождение на гору Елеонскую», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу» («Целование Иуды»), «Отречение Петра», «Суд Синедриона (Христос перед Анной и Каиафой)», «Иисус Христос перед Пилатом». Далее следуют сцены этого же цикла, находящиеся в алтарной части собора и скрытые за иконостасом.

Христос, беседующий с учениками.

Христос, беседующий с учениками

Христос у Марфы и Марии.

Христос у Марфы и Марии

Исцеление бесноватого.

Исцеление бесноватого

Тайная вечеря.

Тайная вечеря

Моление о чаше.

Моление о чаше

Поцелуй Иуды.

Поцелуй Иуды

Христос перед Пилатом.

Христос перед Пилатом

Цикл "Земная жизнь Богоматери"

Благовещение Анне.

Благовещение Анне

Третий и четвертый ярусы стенописи Успенского собора в соответствии с посвящением храма заняты богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из апокрифических (то есть неканонических) сказаний о Житии Богоматери, известных уже с III–IV веков, и в первую очередь из Протоевангелия Иакова. На Руси эти тексты были переведены уже со времени ее крещения. В них подробно рассказывается о родителях Девы Марии – Иоакиме и Анне, о ее рождестве, детстве и юности. Цикл начинается с южной стены. Первые две композиции в третьем ярусе, «Принесение жертвы» и «Отвержение жертвы», изображают праведных Иоакима и Анну, приносящих в храм ежегодную жертву – двух голубей, но первосвященник не принимает ее из-за их бездетности, что в Иудее считалось большим грехом. Две следующие сцены – «Моление Иоакима и Анны о даровании дитяти»– отличаются особой поэтичностью. Иоаким изображен в пустыне, где к нему слетает ангел-благовестник. Анна получает благую весть от ангела в саду, среди цветущих деревьев, а за ее спиной перед домом сидит служанка, в испуге обернувшаяся при виде ангела. В своей молитве Анна дает обет, что если у нее будет дитя, она посвятит его Богу. Далее следуют две сцены «Благовестие Иоакиму и Анне»: престарелые супруги получают откровение о даровании им долгожданного дитяти, а два вестника сообщают Анне о возвращении Иоакима. Последние две композиции на южной стене изображают Иоакима среди своих стад в пустыне и радостную встречу у Золотых ворот супругов, узнавших о разрешении их бездетности – «Зачатие Анны» .

Благовещение Иоакиму.webp

Благовещение Иоакиму

Встреча Иоакима и Анны.

Встреча Иоакима и Анны

Иоаким и Анна приносят дары.

Иоаким и Анна приносят дары

Обличение Марии Иосифом.

Обличение Марии Иосифом

Обличение Марии старцами.

Обличение Марии старцами

Молитва Богоматери.

Молитва Богоматери

На северной стене с запада на восток цикл продолжается сценами отрочества и юности Марии. Первая сцена изображает Иоакима, представляющего Святую Деву иереям во храме. Затем помещена «Молитва первосвященника о жезлах», повествующая об избрании для Марии обручника по чудесно процветшему жезлу. Далее следуют сцены «Обручение Марии и Иосифа» и «Прощание Иосифа с Марией». За ними расположены композиции, изображающие «Благовещение у кладезя», когда ангел возвещает Марии о рождении от нее богомладенца Иисуса, «Обличение Марии Иосифом», «Явление ангела Иосифу во сне», раскрывающего ему тайну непорочного зачатия Девы , «Обличение Марии старейшинами» и испытание ее в соответствии с древним обычаем «водой обличения», доказавшим ее непорочность. Две последние сцены изображают Богородицу перед Успением, когда она ходила на Елеонскую гору, где деревья поклонялись ей, а ангел-благовестник сообщил Богородице о скорой кончине, и ее «Молитва у гроба Христа» после его вознесения.

Цикл "Акафист"

Сцены Жития Богородицы с его чудесами и повествовательными подробностями получают развитие в самом поэтическом цикле – Великом Акафисте, который разворачивается в четвертом ярусе росписей. Посвященный Богородице Акафист, что в переводе с греческого означает «неседальный», то есть гимн, исполняемый стоя, был создан в Византии в VI веке.


Акафист состоит из двадцати пяти стихов, так называемых кондаков и икосов. Первые двенадцать песен Акафиста излагают основные события евангельской истории от Благовещения до Сретения  и иллюстрируются подобно традиционным евангельским сюжетам. В росписях Успенского собора они помещаются на южной стене с батальной сцены первого кондака «Взбранной воеводе».


На северном участке западной стены и далее на северной стене этот цикл продолжают композиции, иллюстрирующие вторую – символико-догматическую часть Акафиста. В иллюстрации к икосу 7 «Новую показа тварь» на западной стене Христос указывает ученикам на Евангелие, лежащее на аналое, – основу своего учения, а сам он и есть это «новое творение», пришедшее в мир и воплотившееся от Девы, воспеваемой как «носившую во чреве искупителя пленных». В композиции «Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеcе преложше» (кондак 8) изображены монахи, молитвенно обращенные к вознесенному на высокую гору Христу Еммануилу и изображенную над ним «Богоматерь Знамение» – символ воплощения Сына Божия. Эта тема продолжается в иллюстрации к икосу 8 «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу». Здесь Христос Еммануил – предвечный Бог Слово, восседающий на огненных серафимах, изображен в окружении сияния «славы» и сил небесных, а у ног его – сестры воскрешенного Христом Лазаря Марфа и Мария.

Осада Константинополя.

Осада Константинополя

«Взбранной воеводе победительная…» и Благовещение

«Взбранной воеводе победительная…» и Благовещение

«Странное рождество видевше...»

«Странное рождество видевше...»

«Всякое естество ангельское удивися великому твоего человечения делу…»

«Всякое естество ангельское удивися великому твоего человечения делу…»

«Стена еси девам…»

«Стена еси девам…»

«Светоприимную свещу…»

«Светоприимную свещу…»

«О всепетая мати…»

«О всепетая мати…»

Богоматерь в Акафисте уподобляется то стене, которая ассоциируется с понятием защиты, то горящей во тьме свече, просвещающей ум и наставляющей к божественному разуму, то «одушевленному храму» – олицетворению земной церкви. Завершает этот цикл композиция на тему 13-го кондака, которая изображает поклонение иконе «Богоматерь Владимирская» и содержит моление, обращенное к Богородице «О всепетая Мати… от всякой скорби всех и будущей избави муки».

Цикл "Вселенские соборы"


I Вселенский собор

I Вселенский собор

I Вселенский собор.

I Вселенский собор

Нижний ярус росписей Успенского собора посвящен исторической теме, также связанной с богородичными циклами. Это «Семь вселенских соборов» – съездов высших церковных иерархов, происходивших в IV–VII веках, на которых в упорной полемике утверждались основные догматы христианского вероучения, в том числе догмат о троичности Бога, почитании Богоматери и святых, решались вопросы взаимоотношений между церковной и светской властью, сурово осуждались ереси. Эти сюжеты были особенно актуальны в момент составления программы первых росписей, в начале XVI века, когда только что были осуждены и казнены проповедники распространившихся в то время еретических учений.

II Вселенский собор.

II Вселенский собор

II Вселенский собор.

II Вселенский собор

III Вселенский собор.

III Вселенский собор

IV Вселенский собор.

IV Вселенский собор

VII Вселенский собор.

VII Вселенский собор

Композиция "Страшный Суд"

Центральная часть композиции.

Центральная часть композиции

Праведники перед престолом уготованным

Праведники перед престолом уготованным

Западную стену почти целиком занимает грандиозная композиция Страшного Суда. В центре в ореоле небесной славы изображен Христос Вседержитель – Судия мира, восседающий на радуге. К нему с обеих сторон обращаются Богоматерь и Иоанн Предтеча – главные ходатаи за человеческий род, представляющие Новый и Ветхий Завет. За ними представлены восседающие на тронах апостолы – ученики Христа с Евангелиями в руках, а позади них – сонмы ангелов. Еще выше, в люнете над окном, написаны ангелы, свивающие свиток небес, что символизирует конец света, а по сторонам от окна – в небесных сферах образы «Новозаветной Троицы» и сцена благословения Богом Отцом Бога Сына и ниспослания его в мир. Под ореолом Вседержителя изображены коленопреклоненные Адам и Ева, чей первородный грех был искуплен крестной жертвой Христа. Между ними под ореолом Христа Судии изображена «Рука Божия», держащая души праведные, и весы, на которых взвешиваются дела человеческие. Еще ниже, в центре композиции – «Престол уготованный» с возложенными на него орудиями страстей Христовых – крестом, копьем, губкой с уксусом и желчью, и багряницей – одеждой поругания Христа. От пяты Адама вниз извивается огромный змей с кольцами «мытарств», обозначающих грехи человеческие. В этом, третьем сверху, регистре слева представлены праведники, идущие на суд, а слева – грешники, среди которых и еретики-иноверцы в европейских костюмах с круглыми воротниками, и мавры. В нижнем ярусе слева изображены рай и праведные души, пребывающие в небесных селениях в виде цветных домиков, а в круглой славе – Богоматерь с поклоняющимися ей ангелами. Справа же помещены грешники, которых ожидает Геенна Огненная и сам Сатана, сидящий на адском звере с душой Иуды на коленях. Над ними – символы некогда великих, но падших за грехи царств в виде четырех зверей, этот образ навеян пророчеством Даниила. Наконец, в центре, над входом в храм – ангелы, низвергающие копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки, изображенные справа в кругах.

Неправедные народы

Неправедные народы

Изображение рая.

Изображение рая

Богоматерь в раю.

Богоматерь в раю

Символ четырех царств.

Символ четырех царств

Ангел, низвергающий змея.

Ангел, низвергающий змея

Земля и вода отдают своих мертвецов.

Земля и вода отдают своих мертвецов

Лоно Авраамово

Лоно Авраамово

Христос во Славе

Христос во Славе

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади10:00 — 17:00
Кассы9:30 — 16:30
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Открытые данные
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
  • Использование материалов сайта
Made by ONY