Успенский собор
Роспись куполов, сводов, люнетов, столпов
В пяти главах Успенского собора представлены различные образы Бога: в скуфье центрального купола – Спас Вседержитель, в юго-восточном куполе - младенец Христос в образе воплотившегося Бога Слова в композиции «Богоматерь Знамение», в северо-восточной главе Предвечного Логоса в типе Спаса Еммануила, что означает «С нами Бог». В юго-западном куполе помещен аллегорический образ неизобразимого Бога Отца – Саваофа с восьмиконечным нимбом, символизирующим вечность, а в северо-западном – образ Спаса Нерукотворного. В барабане центральной главы изображены торжественно предстоящие Вседержителю ангелы в рост. Под ними в оконных простенках – библейские праотцы со свитками в руках. В парусах традиционно располагаются четыре евангелиста, распространившие в своих Евангелиях свет учения Христа по всему миру.
На сводах представлены двунадесятые, то есть двенадцать особо чтимых церковью праздников, отмечаемых в годичном круге богослужений. На юго-восточном своде помещена композиция «Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов, благовестия пастухам и омовения Младенца. На северо-восточном своде – «Сретение», то есть принесение младенца Христа во храм, где его с радостью встречают старец – первосвященник Симеон Богоприимец, которому было открыто, что он не умрет прежде, чем увидит Спасителя мира, и пророчица Анна.
На западном своде помещено «Преображение», когда на горе Фавор Христос явился своим ученикам во славе и сиянии, как сын Божий. Рядом, на северо-западном своде, находится композиция «Воскрешение Лазаря», а на юго-западном своде – «Сошествие во ад», то есть воскресение Христа и изведение им из ада всех праведников, искупленных его крестной жертвой.
На центральном своде, поддерживаемом четырьмя круглыми столпами, изображено «Вознесение», когда на сороковой день после воскресения Христос на глазах своих учеников и Богоматери вознесся во славе на небо.
В люнетах представлены притчи, то есть евангельские повествования, в которых в иносказательной форме раскрывается учение Христа. Здесь изображены «Притча о мытаре и фарисее» и «Притча о блудном сыне», повествующие о возможности искупления грехов и спасения раскаявшихся грешников, обретших веру.
На круглых столпах в центральной части храма помещены сто тридцать пять фигур мучеников, почитавшихся как «столпы церкви». В нижнем ярусе юго-восточного столпа находится композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Она представляет библейский сюжет, повествующий о том, что иудейскому полководцу у стен Иерихона явился «архистратиг сил Господних», который остановил на небе солнце, чтобы войско Иисуса Навина могло одержать победу.
Цикл "Земная жизнь Христа"

Христос, беседующий с фарисеями
Второй ярус сверху на южной и северной стене храма посвящен сценам, иллюстрирующим учительную миссию Христа, его чудесам и исцелениям. На южной стене это – «Христос, беседующий с фарисеями», «Христос, беседующий с Петром и другими учениками», две композиции посвящены теме «Иисус Христос в доме Марфы и Марии». Чудесам и исцелениям Христа посвящены композиции «Учение Христа о молитве», «Исцеление бесноватого», «Изобличение хулы на Духа Святого», «Иисус на обеде у фарисея, обличение законников», «Исцеление согбенной жены».
Этот цикл продолжается на западной и северной стенах, где помещаются сцены, иллюстрирующие евангельские события, предшествующие Пасхе и Страстям Христовым.
На северной стене - это «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Восхождение на гору Елеонскую», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу» («Целование Иуды»), «Отречение Петра», «Суд Синедриона (Христос перед Анной и Каиафой)», «Иисус Христос перед Пилатом». Далее следуют сцены этого же цикла, находящиеся в алтарной части собора и скрытые за иконостасом.
Цикл "Земная жизнь Богоматери"

Благовещение Анне
Третий и четвертый ярусы стенописи Успенского собора в соответствии с посвящением храма заняты богородичными циклами. Первый из них связан с сюжетами, почерпнутыми из апокрифических (то есть неканонических) сказаний о Житии Богоматери, известных уже с III–IV веков, и в первую очередь из Протоевангелия Иакова. На Руси эти тексты были переведены уже со времени ее крещения. В них подробно рассказывается о родителях Девы Марии – Иоакиме и Анне, о ее рождестве, детстве и юности. Цикл начинается с южной стены. Первые две композиции в третьем ярусе, «Принесение жертвы» и «Отвержение жертвы», изображают праведных Иоакима и Анну, приносящих в храм ежегодную жертву – двух голубей, но первосвященник не принимает ее из-за их бездетности, что в Иудее считалось большим грехом. Две следующие сцены – «Моление Иоакима и Анны о даровании дитяти»– отличаются особой поэтичностью. Иоаким изображен в пустыне, где к нему слетает ангел-благовестник. Анна получает благую весть от ангела в саду, среди цветущих деревьев, а за ее спиной перед домом сидит служанка, в испуге обернувшаяся при виде ангела. В своей молитве Анна дает обет, что если у нее будет дитя, она посвятит его Богу. Далее следуют две сцены «Благовестие Иоакиму и Анне»: престарелые супруги получают откровение о даровании им долгожданного дитяти, а два вестника сообщают Анне о возвращении Иоакима. Последние две композиции на южной стене изображают Иоакима среди своих стад в пустыне и радостную встречу у Золотых ворот супругов, узнавших о разрешении их бездетности – «Зачатие Анны» .
На северной стене с запада на восток цикл продолжается сценами отрочества и юности Марии. Первая сцена изображает Иоакима, представляющего Святую Деву иереям во храме. Затем помещена «Молитва первосвященника о жезлах», повествующая об избрании для Марии обручника по чудесно процветшему жезлу. Далее следуют сцены «Обручение Марии и Иосифа» и «Прощание Иосифа с Марией». За ними расположены композиции, изображающие «Благовещение у кладезя», когда ангел возвещает Марии о рождении от нее богомладенца Иисуса, «Обличение Марии Иосифом», «Явление ангела Иосифу во сне», раскрывающего ему тайну непорочного зачатия Девы , «Обличение Марии старейшинами» и испытание ее в соответствии с древним обычаем «водой обличения», доказавшим ее непорочность. Две последние сцены изображают Богородицу перед Успением, когда она ходила на Елеонскую гору, где деревья поклонялись ей, а ангел-благовестник сообщил Богородице о скорой кончине, и ее «Молитва у гроба Христа» после его вознесения.
Цикл "Акафист"
Сцены Жития Богородицы с его чудесами и повествовательными подробностями получают развитие в самом поэтическом цикле – Великом Акафисте, который разворачивается в четвертом ярусе росписей. Посвященный Богородице Акафист, что в переводе с греческого означает «неседальный», то есть гимн, исполняемый стоя, был создан в Византии в VI веке.
Акафист состоит из двадцати пяти стихов, так называемых кондаков и икосов. Первые двенадцать песен Акафиста излагают основные события евангельской истории от Благовещения до Сретения и иллюстрируются подобно традиционным евангельским сюжетам. В росписях Успенского собора они помещаются на южной стене с батальной сцены первого кондака «Взбранной воеводе».
На северном участке западной стены и далее на северной стене этот цикл продолжают композиции, иллюстрирующие вторую – символико-догматическую часть Акафиста. В иллюстрации к икосу 7 «Новую показа тварь» на западной стене Христос указывает ученикам на Евангелие, лежащее на аналое, – основу своего учения, а сам он и есть это «новое творение», пришедшее в мир и воплотившееся от Девы, воспеваемой как «носившую во чреве искупителя пленных». В композиции «Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеcе преложше» (кондак 8) изображены монахи, молитвенно обращенные к вознесенному на высокую гору Христу Еммануилу и изображенную над ним «Богоматерь Знамение» – символ воплощения Сына Божия. Эта тема продолжается в иллюстрации к икосу 8 «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу». Здесь Христос Еммануил – предвечный Бог Слово, восседающий на огненных серафимах, изображен в окружении сияния «славы» и сил небесных, а у ног его – сестры воскрешенного Христом Лазаря Марфа и Мария.
Богоматерь в Акафисте уподобляется то стене, которая ассоциируется с понятием защиты, то горящей во тьме свече, просвещающей ум и наставляющей к божественному разуму, то «одушевленному храму» – олицетворению земной церкви. Завершает этот цикл композиция на тему 13-го кондака, которая изображает поклонение иконе «Богоматерь Владимирская» и содержит моление, обращенное к Богородице «О всепетая Мати… от всякой скорби всех и будущей избави муки».
Цикл "Вселенские соборы"
Нижний ярус росписей Успенского собора посвящен исторической теме, также связанной с богородичными циклами. Это «Семь вселенских соборов» – съездов высших церковных иерархов, происходивших в IV–VII веках, на которых в упорной полемике утверждались основные догматы христианского вероучения, в том числе догмат о троичности Бога, почитании Богоматери и святых, решались вопросы взаимоотношений между церковной и светской властью, сурово осуждались ереси. Эти сюжеты были особенно актуальны в момент составления программы первых росписей, в начале XVI века, когда только что были осуждены и казнены проповедники распространившихся в то время еретических учений.
Композиция "Страшный Суд"
Западную стену почти целиком занимает грандиозная композиция Страшного Суда. В центре в ореоле небесной славы изображен Христос Вседержитель – Судия мира, восседающий на радуге. К нему с обеих сторон обращаются Богоматерь и Иоанн Предтеча – главные ходатаи за человеческий род, представляющие Новый и Ветхий Завет. За ними представлены восседающие на тронах апостолы – ученики Христа с Евангелиями в руках, а позади них – сонмы ангелов. Еще выше, в люнете над окном, написаны ангелы, свивающие свиток небес, что символизирует конец света, а по сторонам от окна – в небесных сферах образы «Новозаветной Троицы» и сцена благословения Богом Отцом Бога Сына и ниспослания его в мир. Под ореолом Вседержителя изображены коленопреклоненные Адам и Ева, чей первородный грех был искуплен крестной жертвой Христа. Между ними под ореолом Христа Судии изображена «Рука Божия», держащая души праведные, и весы, на которых взвешиваются дела человеческие. Еще ниже, в центре композиции – «Престол уготованный» с возложенными на него орудиями страстей Христовых – крестом, копьем, губкой с уксусом и желчью, и багряницей – одеждой поругания Христа. От пяты Адама вниз извивается огромный змей с кольцами «мытарств», обозначающих грехи человеческие. В этом, третьем сверху, регистре слева представлены праведники, идущие на суд, а слева – грешники, среди которых и еретики-иноверцы в европейских костюмах с круглыми воротниками, и мавры. В нижнем ярусе слева изображены рай и праведные души, пребывающие в небесных селениях в виде цветных домиков, а в круглой славе – Богоматерь с поклоняющимися ей ангелами. Справа же помещены грешники, которых ожидает Геенна Огненная и сам Сатана, сидящий на адском звере с душой Иуды на коленях. Над ними – символы некогда великих, но падших за грехи царств в виде четырех зверей, этот образ навеян пророчеством Даниила. Наконец, в центре, над входом в храм – ангелы, низвергающие копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки, изображенные справа в кругах.