Благовещенский собор
Галерея
Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Её интерьер соединяет в себе элементы нескольких эпох. Во-первых, это связанные с грозненским временем белокаменные резные портал и окно середины XVI века, фрагменты керамического пола грозненского времени и первоначальной кладки стен с белокаменными резными деталями, а также установленные на постаменты белокаменные блоки с резьбой середины XVI века из фонда Архитектурного декора. Они составляют единый ансамбль с резными архитектурными элементами собора и обогащают представление об архитектурном убранстве южной паперти и крыльца грозненского времени. Для того чтобы посетителям было легче представить, как они выглядели в середине XVI века, были раскрыты «грозненские» резные импосты и выявлены сохранившиеся в толще кладки фрагменты крестовых сводов. Кроме того, интересен белокаменный резной портал конца XV века, восстановленный в 1949 году. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества – перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколоннами с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой.
До XIX столетия южная паперть, по-видимому, не имела сплошной росписи. Настенная живопись в галерее была выполнена в 1836-1837 годах А.К. Малаховым для Никольского придела. На стенах написаны сцены жития святого Николая Чудотворца. Позже живопись неоднократно поновлялась. В настоящее время раскрыта композиция «Снятие с креста» на восточной стене, а также орнаменты, имитирующие резной декор в верхней части северной и южной стен.
Комплекс христианских реликвий
Спроектированная в форме древнерусской гробницы рака покоится на постаменте из серого мрамора. На двух покатых её сторонах углубления для ковчегов. Вся поверхность раки покрыта чеканным рельефным орнаментом в стиле XVI в. Высокорельефная чеканка эффектно сопоставлена с полированным и матовым фоном.
Рака была изготовлена на средства старосты московских придворных соборов и церквей коммерции советника Петра Арсеньевича Смирнова. Сделали её мастера московской фабрики Андрея Михайловича Постникова в 1894 г. после рассмотрения проекта комиссией по реставрации Благовещенского собора и высочайшего утверждения этого проекта императором. Одновременно с ракой была отлита ажурная решетка, отгородившая южную пристройку от галереи, и чеканены два напольных подсвечника на пятнадцать свечей. Этот монументальный комплекс относится к значительным памятникам, выполненным в национальном "историческом" духе, которые создавались в старой столице – хранительнице древних традиций. Он может быть поставлен в параллель к раме главного иконостаса Благовещенского собора, созданной в 1896 г. мастерами московской фабрики ювелирной фирмы Ивана Петровича Хлебникова.
В новую раку в 1894 г. были отобраны 28 ковчегов с сохранившимися в них мощами. Комплекс миниатюрных рак, для хранения которых предназначена была гробница, сам по себе является уникальным историческим и художественным ансамблем конца XVI - первой трети XVII в., имеющим свою, отдельную от раки историю.
Такого типа серебряные золоченые ковчеги для мощей, хранившихся при царском дворе, начали изготавливать ещё в конце XVI в. В правление царя Бориса Годунова работа ювелиров приобрела целенаправленный характер: в год изготавливали 5-6 рак. Существует предположение о том, что создание подобных миниатюрных драгоценных ларцов с мощами, по замыслу Бориса Годунова, предназначалось для алтаря собора, который должен был повторить в Московском Кремле иерусалимский храм Воскресения. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться. Изготовление мощевиков того же типа продолжилось и в правление Михаила Федоровича Романова, основателя новой династии, стремившегося поддерживать существовавшие традиции. Первоначально раки хранились в царской казне, затем в ризнице собора, с 1681 года – в алтаре собора по сторонам горнего места в деревянных шкафах за государевой печатью. В новой экспозиции рака заняла то место в пристройке к южной паперти, которое занимала первоначально.
Детали архитектурного убранства Южной галереи XVI века
Впервые экспозиция на южной галерее была открыта к 500-летнему юбилею Благовещенского собора в 1989 году. Современная экспозиция – результат комплексной реставрации и натурных исследований 2006-2010 годов – была открыта в апреле 2011 года. Её основной идеей и стала демонстрация воссозданных фрагментов интерьера грозненского времени. Обновленная же экспозиция уникального комплекса икон царского храма представляет памятники, связанные с древним комплексом главного соборного иконостаса, а также убранство трех верхних приделов собора и частично четверика в XVI веке.
Самостоятельный раздел выставки посвящен комплексу христианских реликвий, на протяжении веков собиравшихся при царском храме. В южную часть паперти, на свое историческое место, возвращена бронзовая посеребренная рака, выполненная в 1894 году для хранения 28 древних ковчегов-мощевиков, а также два напольных подсвечника на пятнадцать свечей. Этот монументальный комплекс, в который входит и отлитая одновременно с ракой ажурная решетка, относится к значительным памятникам, выполненным в национальном "историческом" духе, столь характерном для древней столицы России XIX века.
Выносной запрестольный крест, обложенный басмой, с литыми композициями и камнями в кастах, сделанный в середине XVI в., – редкий в России в XVI-XVII вв. образец столь драгоценных запрестольных крестов, восходящих к византийской традиции алтарного убранства. Несомненно, что он был исполнен по высочайшему, скорее всего, царскому заказу. Создание креста в середине XVI в. могло быть одним из существенных звеньев в истории Благовещенской церкви, которая восстанавливалась после опустошительного пожара 1547 г. и оформлялась как дворцовый храм первого русского царя Ивана IV. Композиция «Усекновение главы Иоанна Предтечи» в основании креста у рукояти косвенно подтверждает это предположение, т.к. Иоанн Предтеча был святым патроном Ивана IV. В витрине, стоящей с другой стороны южного портала собора, представлен еще один уникальный запрестольный выносной крест, обложенный басмой и резными пластинами из кости. Его основание также украшает композиция «Усекновение главы Иоанна Предтечи», дополненная сценами его Жития. На кресте сохранилась часть надписи с датой «25 декабря 1570 года», которая, судя по сохранившейся части текста, является датой вклада креста. Оба креста, исключительные по своему замыслу, аналогичному высокому иконостасу, по драгоценности и мастерству исполнения, свидетельствуют о работе ювелиров и резчиков кремлевских мастерских.