Благовещенский собор
Порталы
Порталы храма, выходящие на галереи северную и западную, несомненно, выполнены, итальянскими архитекторами: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущих пышно украшенный архивольт.
На северном портале частично сохранился венчающий его акротерий. Вся поверхность колонн и архивольта покрыта тонкой и сложной резьбой высокого рельефа, пышные листья аканта детально проработаны. Филенки порталов заполнены сложными композициями, включающими изображения ваз, светильников, дельфинов, растительных гирлянд. Существующая сейчас роспись порталов голубым цветом с позолотой выполнена в конце XIX столетия, но восходит к XVIII веку, первоначально они были, скорее всего, разноцветными.
Украшением интерьера основного объёма храма, безусловно, является высокий иконостас. Иконостас Благовещенского собора состоит из разновременных частей. Появление серебряных позолоченных чеканных Царских врат в иконостасе связано с нашествием наполеоновских войск и оккупацией ими Москвы и Кремля. Прежние Царские врата пропали из собора после ухода солдат Наполеона. В 1818 году из обветшавших серебряных изделий, хранившихся в ризнице Благовещенского собора, были изготовлены новые врата, о чем свидетельствует надпись, идущая по внутреннему краю створ. Символика врат, ведущих в алтарную часть – собственно алтарь, дьяконник и жертвенник, - связана с представлением об алтарной преграде как о границе между Земным и Небесными мирами. Она повторяется во всех кремлевских соборах, несмотря на разные материалы, технику и время создания. Композиция Царских врат традиционна: в верхней части обеих створок располагается Благовещение, разделенное на две части, ниже – фигуры четырех евангелистов с символами каждого из них. Лики, кисти рук и стопы были выполнены в технике расписной эмали, дошедшей до нас с конца XIX века лишь во фрагментах. Новые столбики, сень и корона над ними появились в 1838 году.
Ниже - помещены библейские пророчества о Богоматери: Пророк Аарон изображен с процветшим жезлом, Даниил с горой (северные врата), Моисей – с горящим и несгорающим кустом, Иаков с лестницей, ведущей на небо (западные врата).
Нижние пластины занимают изображения античных философов. Представленные в сложных позах фигуры, их причудливые одежды напоминают изображения философов во фресках галерей. Все сцены и персонажи на дверях являются составными композиции Древо Иессеево.
Напротив западного портала в древности была дверь, через которую царские гости поднимались на Красное крыльцо дворца. Кроме того, при богослужениях галереи использовались как притворы храма. Притвор или нартекс – западное, отделенное от основного объема помещение, где слушали литургию люди, которым вход в храм запрещался: оглашенные, неправославные и т.д. В росписи притворов обычно включают библейские сюжеты, прообразующие евангельские события.
Портал, выходящий на южную паперть собора, выполнен в традициях раннемосковского зодчества – перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой. Он был восстановлен в 1949 году.
Основной объем храма

Главный иконостас
Украшением интерьера основного объёма храма, безусловно, является высокий иконостас. Иконостас Благовещенского собора состоит из разновременных частей. Появление серебряных позолоченных чеканных Царских врат в иконостасе связано с нашествием наполеоновских войск и оккупацией ими Москвы и Кремля. Прежние Царские врата пропали из собора после ухода солдат Наполеона. В 1818 году из обветшавших серебряных изделий, хранившихся в ризнице Благовещенского собора, были изготовлены новые врата, о чем свидетельствует надпись, идущая по внутреннему краю створ. Символика врат, ведущих в алтарную часть – собственно алтарь, дьяконник и жертвенник, - связана с представлением об алтарной преграде как о границе между Земным и Небесными мирами. Она повторяется во всех кремлевских соборах, несмотря на разные материалы, технику и время создания. Композиция Царских врат традиционна: в верхней части обеих створок располагается Благовещение, разделенное на две части, ниже – фигуры четырех евангелистов с символами каждого из них. Лики, кисти рук и стопы были выполнены в технике расписной эмали, дошедшей до нас с конца XIX века лишь во фрагментах. Новые столбики, сень и корона над ними появились в 1838 году.
В 1896 году иконостас получил новый оклад, изготовленный мастерами известной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова на его московской фабрике.
Автором проекта после конкурса, учрежденного императором, стал архитектор Н.В. Султанов, по чертежам которого была изготовлена и цокольная часть иконостаса. На ней в двух круглых выпуклых мишенях по краям – чеканные надписи об изготовлении чертежей в 1894 году по указу императора Александра III (слева) и о завершении работ по иконостасу в 1896 году уже по повелению императора Николая II (справа). В две другие мишени в центре помещен текст молитвы Богородицы и Спасителю. Орнамент, украшающий чеканные медные листы цоколя стилизован под XVI – XVII века.
Великолепная многослойная рама состоит из медного листа, покрытого эмалью вишневого, белого и голубого цветов, прозрачной слюдяной пластины поверх него и ажурного чеканного латунного позолоченного оклада.
Пол
Достопримечательностью собора является необычайно красивый пол из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы.
Документально установлено, что пол уже находился в соборе в середине XVII столетия.
Легенда же, бытующая в литературе с XIX века, утверждает, что пол был выложен из плиток агатовидной яшмы, которые привезли по распоряжению Ивана Грозного в середине XVI века из Ростова Великого, куда они некогда попали из Византии.
На южной галерее в процессе реставрации 2006–2010 годов был раскрыт керамический пол грозненского времени. В восточной части реконструирован фрагмент пола из ромбовидных керамических двухцветных плиток.

Светильники
Интерьер Благовещенского собора дополняют разнообразные осветительные приборы. Некоторые из них были специально сделаны для храма, другие попали сюда в разное время из различных мест. Кандило на северной галерее перед образом Спаса Нерукотворного изготовлено в конце XVIII века. Это медное посеребренное литое кандило. К его коронообразному коптильнику сходятся три цепи. Оно происходит из церкви Воскресения Словущего Большого Кремлевского дворца. Четыре других кандила северной и западной галерей похожи друг на друга формой и размерами. На двух сохранилась фрагментарная надпись по отогнутому фестончатому краю чаши о том, что их перемещение из Казенной палаты, где они находились, связано с повелением митрополита Ростовского и Ярославского Иоасафа. На третьем кандиле надпись дошла до нас полностью. Из нее следует, что «построена лампада» при царях Иване и Петре Алексеевичах в мае 1692 года для иконы местного ряда в соборную церковь Ростова Великого.
Напротив южного портала под сводом галереи висит серебряная лампада. Ее сделали для Благовещенского собора в 1628 году по заказу царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета. Этот факт известен из резной надписи вязью на четырех круглых клеймах литой полусферической чаши. Клейма служат единственным ее украшением. В XIX столетии в облик лампады были внесены незначительные технические изменения. Паникадило XVII века происходит из придела Архангела Гавриила. Для освещения использованы также два кандила 1835 года из московской мастерской Кузнецова.
Так же как оклады икон иконостаса, кандила и паникадила несколько раз переделывали и заменяли на новые. Сегодня под центральной главой перед иконостасом висит многоярусное медное паникадило XVII в. на двадцать четыре свечи. Подобные паникадила можно увидеть в Успенском и Архангельском соборах, церкви Двенадцати апостолов Патриарших палат. Всех их сближает присутствие навершия в виде двуглавого орла и ажурного шара с прорезным растительным узором в нижней части, а также круто изогнутых ветвей со строгими крупными тарелями для свечей.
Низкое пространство под хорами освещают медные посеребренные кандила середины XVIII века в виде красивых раковинообразных чаш с накладными головками херувимов. Внизу, под каждой чашей – литая виноградная гроздь под литым, причудливо изогнутым листом. Похожие кандила можно встретить в других соборах Московского Кремля.
Перед иконами нижнего ряда иконостаса на фигурных кронштейнах с тремя цепями подвешены семь медных посеребренных кандил первой трети XIX века. Их гладкие округлые чаши с накладными литыми головками херувимов, лентами, цветочными гирляндами сверху закрыты плоскими тарелями с большим свечником в центре и с несколькими мелкими свечниками по краям. Литая кисть под чашей, строгие по рисунку раковины вверху на коптильне довершают впечатление от памятников эпохи классицизма. Вероятно, кандила были изготовлены для Благовещенского собора вместо прежних, поломанных и украденных в 1812 году, когда войска Наполеона некоторое время стояли в Кремле. Алтарь и хоры освещаются одноярусными бронзовыми паникадилами 60-70 годов XIX века.
Так же как оклады икон иконостаса, кандила и паникадила несколько раз переделывали и заменяли на новые. Сегодня под центральной главой перед иконостасом висит многоярусное медное паникадило XVII в. на двадцать четыре свечи. Подобные паникадила можно увидеть в Успенском и Архангельском соборах, церкви Двенадцати апостолов Патриарших палат. Всех их сближает присутствие навершия в виде двуглавого орла и ажурного шара с прорезным растительным узором в нижней части, а также круто изогнутых ветвей со строгими крупными тарелями для свечей.
Низкое пространство под хорами освещают медные посеребренные кандила середины XVIII века в виде красивых раковинообразных чаш с накладными головками херувимов. Внизу, под каждой чашей – литая виноградная гроздь под литым, причудливо изогнутым листом. Похожие кандила можно встретить в других соборах Московского Кремля.
Перед иконами нижнего ряда иконостаса на фигурных кронштейнах с тремя цепями подвешены семь медных посеребренных кандил первой трети XIX века. Их гладкие округлые чаши с накладными литыми головками херувимов, лентами, цветочными гирляндами сверху закрыты плоскими тарелями с большим свечником в центре и с несколькими мелкими свечниками по краям. Литая кисть под чашей, строгие по рисунку раковины вверху на коптильне довершают впечатление от памятников эпохи классицизма. Вероятно, кандила были изготовлены для Благовещенского собора вместо прежних, поломанных и украденных в 1812 году, когда войска Наполеона некоторое время стояли в Кремле. Алтарь и хоры освещаются одноярусными бронзовыми паникадилами 60-70 годов XIX века.