На главную
На главную
Купить билет

Церковь Ризположения

О музее
  • Внутреннее убранство
  • План-схема
  • Стенопись
  • Иконы
Стенопись Церкви Ризположения.webp

Система росписи

Роспись стен церкви Ризположения была выполнена в 1644 году по заказу патриарха Иосифа иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Вся церковь была расписана ими менее чем за три месяца. Известно, что при создании нового живописного убранства храма мастера обычно руководствовались предыдущей, более древней системой его росписи. Некоторые свидетельства о периоде работы Назария Истомина над иконостасом в Ризположенской церкви указывают на существование в храме старых росписей, выполненных до 1605 года. Не исключено, что церковь была впервые расписана вскоре после строительства, и система росписей ее стен в основных чертах восходит к концу XV века.


Расположение росписей храма строго канонично. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя, в верхнем ярусе барабана выполнены образы ветхозаветных пророков, в нижнем — евангелистов. Своды и примыкающие к ним люнеты украшают сцены евангельской истории Христа от Рождества до Вознесения и входящая в этот цикл Троица (часть композиции находится за иконостасом).


Западные столпы церкви заняты росписью с образами святых русских князей и московских митрополитов. На восточных столпах, скрытых иконостасом, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви.


Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому программу большей части стенной росписи составили композиции на тему «похвалы Богородице», запечатленные в двух сюжетных циклах. Выполненные в технике фрески и проработанные темперой росписи располагаются на стенах в четыре яруса, из которых два верхних занимает цикл Жития Богоматери, повествующий о жизни Девы Марии, а два нижних иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн — Великий Акафист.

Купол и своды церкви Ризположения.webp

Роспись купола и сводов

Интерьер церкви Ризположения.webp

Роспись юго-западного столпа и южной стены

Роспись северной стены и северо-западного столпа церкви Ризположения

Роспись северной стены и северо-западного столпа

Роспись западной стены церкви Ризположения

Роспись западной стены

Рождество Христово и Поклонение волхвов

Рождество Христово и Поклонение волхвов

Преображение

Преображение

Возведение на крест

Возведение на крест

Распятие

Распятие

В верхней части столпов, в арках и на сводах храма расположены медальоны с полуфигурами избранных святых, в основном, небесных покровителей семьи первого царя из дома Романовых — Михаила Федоровича, в царствование которого была выполнена роспись храма. В откосах окон помещены фигуры преподобных (святых монахов) и изображения небесных сил — херувимов и серафимов.


Программа росписи алтарной части храма повторяет иконографические схемы росписи Успенского собора с торжественной композицией Великого входа в конхе (верхней части) центральной апсиды и композицией Собора всех святых, занимающую в церкви Ризположения всю стену апсиды.


Отдельного внимания заслуживают крупные декоративные фрески нижнего яруса храма. Известно, что нижний ярус внутреннего убранства церквей неизбежно страдал от прикосновений одежд молящихся, что сказывалось на состоянии фресок. В Византии сложилась традиция облицовывать эти участки стен мрамором или занавешивать их тканями. Со временем настоящие ткани были заменены декоративными фресками. В церкви Ризположения нижний ярус стен храма украшен светлой орнаментальной росписью, имитирующей тканевый декор, которая носит название «полотенца». Фрески действительно напоминают висящие полотенца-ширинки, украшенные искусной орнаментальной вышивкой; узор наподобие решетки встречается в настоящих византийских и итальянских тканях XV в.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Святой Савва Стратилат

Святой Савва Стратилат

Полотенца

Полотенца

Реставрационные работы, проведенные в 1950-х гг., раскрыли фресковую живопись 1644 г. от позднейших прописей и поновлений, в том числе выполненных в XIX веке масляной краской. Современное состояние росписей позволяет в полной мере оценить художественную манеру мастеров, ее создавших, несмотря на имеющиеся поздние вставки и даже утраты живописи (например, в верхней части западной стены, в композиции «Вход в Иерусалим»). Цветовой строй фресок был, скорее всего, задан светлыми, гармоничными красочными сочетаниями икон иконостаса, уже установленного в храме к моменту начала работ по его росписи. Особую легкость и праздничность атмосфере в церкви Ризположения придает обилие белых, голубых, зеленых и вишневых тонов в трактовке фигур, а также розовых, охристых и бирюзовых — в изображении архитектурных фонов. Небольшой размер храма и насыщенность иконографической программы определили размер фресковых композиций, напоминающих небольшие клейма икон. В то же время в их строгом ярусном ритме, монументальном размахе композиций праздничного цикла на сводах и в люнетах храма, торжественном величии фигур на столпах прослеживаются традиции монументальной живописи предшествующей эпохи — конца XVI в., еще сохранявшиеся в русском искусстве первой половины XVII столетия.

Цикл «Житие Богоматери»

Сюжеты росписи из цикла Жития Богоматери основаны на рассказе о детстве и обручении Марии из, так называемого, Протоевангелия Иакова, а также подобных ему апокрифов, которые получили известность на Руси уже в XI веке. Цикл из 15 сцен, занимающий в церкви два верхних яруса южной и северной стен, второй ярус западной стены и западные малые коробовые своды, начинается на южной стене от иконостаса и разворачивается по кругу — сначала на первом (верхнем) ярусе, затем — на втором сверху.


Первой на южной стене, между иконостасом и окном, помещена композиция «Отвержение жертвы», где изображены Иоаким и Анна, благочестивые родители Марии, приносящие в храм ежегодную жертву — двух голубей. Далее, на южной стене между окнами и юго-западным малым коробовым сводом, следуют композиции со сценами молитвы Иоакима в пустыне и Анны в саду, в которой особое внимание привлекает выразительная деталь — гнездо с птенцами, воплощающее в себе символ родительского счастья. В сцене «Зачатие Анны», на том же, юго-западном своде, изображена радостная встреча супругов у Золотых ворот, после того как они получили обетование Божье о рождении ребенка.


В северо-западном углу храма, на коробовом своде и на северной стене между окнами, друг напротив друга расположены две композиции: «Рождество Богородицы», часто встречающееся в иконах, и «Пир в доме Иоакима», где Иоаким предстает уже с Марией на руках. Завершает верхний ярус росписей на северной стене одна из лучших фресок цикла — «Первые шаги Богородицы», на которой запечатлены родители, с любовью взирающие на маленькую Марию.


Цикл продолжается во втором ярусе на южной стене, где расположены композиции «Введение Богородицы во храм» (между иконостасом и окном), «Жизнь Марии в храме и молитва первосвященника об избрании обручника для чудесной отроковицы», и на западной стене — композицией «Обручение Марии Иосифу». Далее из цикла были пропущены некоторые важные эпизоды, которые будут присутствовать в росписи нижнего яруса, в рамках цикла «Великий Акафист». Также на западной стене помещена композиция «Испытание Марии водой обличения», раскрывающая тему чистоты и непорочности Марии.

Пир в доме Иоакима

Пир в доме Иоакима

Испытание Марии водой обличения

Испытание Марии водой обличения

Молитва Богородицы в саду

Молитва Богородицы в саду

Смертное Благовещение

Смертное Благовещение

Прощание Богородицы со служившими ей благочестивыми женами

Прощание Богородицы со служившими ей благочестивыми женами

Две заключительные композиции цикла расположены на северной стене: в сцене «Смертное благовещение» архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руке возвещает Богородице о ее близкой кончине; в следующей сцене представлено «Прощание Богородицы со служившими ей благочестивыми женщинами» — момент, когда, согласно преданию, Богородица завещала им свой пояс и ризу.

Цикл «Великий Акафист»

Два нижних яруса росписи стен церкви (третий и четвертый) отведены иллюстрациям Великого Акафиста, прославляющего Богородицу. Великий Акафист — знаменитое произведение византийской литературы VI века, торжественный гимн, воспевающий Богородицу. В 626 году, в связи с избавлением Константинополя от вражеского нашествия благодаря заступничеству Богородицы и ее чудесной ризы, Акафист получает новый зачин, вводную песнь, в которой Богоматерь прославляется как «взбранная воевода», защитница от «всяких бед». Тогда же, согласно преданию, был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. В самом названии «акафист» (что по-гречески значит — «неседальный») содержится указание на то, что исполнять и слушать его надлежит только стоя. В росписях стен церкви Ризположения проиллюстрированы все двадцать пять песен (кондаков и икосов) из акафиста.


В своих композициях художники Ризположенской церкви следуют иконографическим схемам акафистных росписей Успенского собора. В сценах, не присутствующих в программе росписи Успенского собора, они обращались к иконографическим схемам, утвердившимся в русской живописи в первой половине XVII века. Начинается цикл на южной стене одной из главнейших композиций всей росписи — иллюстрацией к первому, вводному кондаку («Взбранной воеводе…») — «Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля». В представленной батальной сцене находит отражение легенда об избавлении города от осады неприятия посредством заступничества Богородицы и ее чудотворной ризы. В этом же третьем ярусе, на южной, западной и части северной стены, расположены иллюстрации к первой половине Акафиста, которую можно назвать «исторической». Здесь изображены евангельские события от Благовещения до Сретения, составляющие подробный рассказ о жизни Марии и рождении Христа.

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля (кондак 1: "Взбранной Воеводе…")

Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля (кондак 1: "Взбранной Воеводе…")

Благовещение (икос 1)

Благовещение (икос 1)

Благовещение (кондак 2)

Благовещение (кондак 2)

Благовещение (икос 2, кондак 3)

Благовещение (икос 2, кондак 3)

Благовещение (икос 1, 2, кондак 2, 3) — называемое церковью «спасения нашего главизна» — воспевается в четырех песнях Акафиста и представлено в четырех эпизодах на южной стене, от явления ангела-благовестника до нисхождения Святого Духа в виде голубя. Повествование продолжается в сценах росписи на западной стене — «Встреча Марии и Елизаветы», где запечатлено первое «узнавание» Христа, еще до рождения, будущим Иоанном Крестителем, и «Упреки Иосифа», где мучимый сомнениями Иосиф уверился в непорочности девы Марии. Над порталом, спокойные и торжественные сцены «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» чередуются с динамичными композициями «Путешествие волхвов» и «Возвращение волхвов». В этом же ярусе, но на северной стене — «Бегство в Египет» и «Сретение» со старцем Симеоном, узнающим в Младенце «Бога совершенного».

Встреча Марии с Елизаветой (икос 3)

Встреча Марии с Елизаветой (икос 3)

Упреки Иосифа (кондак 4)

Упреки Иосифа (кондак 4)

Рождество Христово (икос 4)

Рождество Христово (икос 4)

Поклонение волхвов (икос 5)

Поклонение волхвов (икос 5)

Путешествие волхвов (кондак 5)

Путешествие волхвов (кондак 5)

Бегство в Египет (икос 6); Сретение (кондак 7)

Бегство в Египет (икос 6); Сретение (кондак 7)

Вторая часть Акафиста, которую можно назвать символической, состоит из славословий Богородице и Христу, трактующих сложные богословские символы и понятия. Например, темой восьмого икоса — «Весь бо в нижних и вышних» — является божественная и человеческая природа Христа.


Акафист полон заимствованных из пророчеств Ветхого Завета поэтических эпитетов и уподоблений, воспевающих Богородицу как, например, «Стену девам» или «Светоприимную свечу». Иллюстрации этих песен размещены на видном месте — в нижнем ярусе западной стены.

"Весь бо в нижних и вышних…" (икос 8)

"Весь бо в нижних и вышних…" (икос 8)

"Стена еси девам…" (икос 10)

"Стена еси девам…" (икос 10)

"Светоприимную свещу..." (икос 11)

"Светоприимную свещу..." (икос 11)

О, всепетая Мати… (кондак 13)

О, всепетая Мати… (кондак 13)

Последняя песнь Акафиста — молитва к Богородице с просьбой о заступничестве — проиллюстрирована сценой поклонения иконе «Богоматерь Умиление» («О, всепетая Мати…») на северной стене, слева от портала.

Роспись западных столпов

Западные столпы церкви, согласно канону, украшают изображения святых. На юго-западном столпе изображены святые русские князья — наиболее известные, ключевые фигуры киевского, владимирского и московского периодов русской истории. В росписи верхнего ярусе столпа нашла отражение историческая концепция преемственности власти московских князей от византийского императора через князей киевских и владимирских. На восточной грани представлен креститель Руси, равноапостольный великий князь Киевский Владимир, на северной грани — князь Владимирский Андрей Боголюбский, на западной — великий князь Владимирский Александр Невский, на южной — его младший сын, первый московский князь Даниил.

Князь Владимирский Андрей Боголюбский

Князь Владимирский Андрей Боголюбский

Князь Ростовский Борис


Князь Ростовский Борис


Царевич Димитрий

Царевич Димитрий

Нижний ярус юго-западного столпа (его восточную и южную грани) занимают изображения князей-мучеников Бориса и Глеба — сыновей Владимира Святославича, первых канонизированных русских святых, считающихся покровителями великокняжеской и царской власти. На западной грани столпа представлен великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович, павший в битве с татарами на реке Сити в 1238 году, на северной — невинно убиенный царевич Дмитрий Угличский, после канонизации 1606 года ставший первым покровителем новой династии Романовых.

Митрополит Иона

Митрополит Иона

Митрополит Фотий

Митрополит Фотий

Роспись северо-западного столпа представляет собой «духовную родословную» канонизированных московских церковных иерархов, образы которых занимают верхний и нижний ярус. Среди них наиболее заметное место в верхнем ярусе занимают: на восточной грани — образ митрополита Петра, первого московского святого, стоявшего у истоков возвышения Москвы, на западной грани — митрополита Алексея, на северной — митрополита Филиппа I, на южной — митрополита Ионы, строителя первой церкви Ризположения, при котором русская церковь фактически становится автокефальной. В нижнем ярусе представлены изображения святителей Киприана, Филиппа II, Геронтия, Фотия на восточной, западной, северной и южной гранях соответственно. Фигура Филиппа II (Колычева), мученически погибшего в царствование Ивана Грозного, появилась в росписях патриаршего храма раньше его общерусской канонизации, которая произошла в 1652 году. Очевидно, в период последней росписи церкви Ризположения в 1644 году при московском дворе уже назрел вопрос об официальной канонизации митрополита.

Роспись алтарной части

Алтарные росписи, а также росписи восточных столпов в церкви скрыты от глаз высоким иконостасом. В украшении алтарной части мастера следовали росписям Успенского собора, поместив в конхе (верхней части) центральной апсиды торжественную композицию «Великий вход» с изображением небесной литургии. Ниже, на стенах апсиды, представлена композиция «Собор всех святых»: в центре над нишей горнего места компактной группой помещены «святые младенцы», слева от них — пророки, справа — апостолы. На южной и северной стенах апсиды расположены образы «святых мужей и жен», среди которых выделены фигуры святителя (на южной стене) и царя (на северной). На нижних выступах апсидной арки помещены «народы», участвующие в литургии (на северной выступе — миряне, на южном — монахи); в отличие от святых они изображены без нимбов. Вся роспись апсиды иллюстрирует литургическое песнопение «Да молчит всяка плоть человеча...», текст которого почти полностью дан на свитке ангела в композиции «Великий вход».


Восточную стену над алтарной апсидой занимает монументальная композиция «Положение ризы Богородицы во Влахернах».


Нишу горнего места занимает изображение Печерской Богоматери с предстоящими митрополитами Петром и Ионой (?). Если икона Богоматери Владимирской почиталась на Руси как общегосударственный палладиум, то икона Богоматери Печерской была покровительницей русских иерархов. Недаром изображение ее украшало печати московских митрополитов.

"Великий вход". Божественная литургия

"Великий вход". Божественная литургия

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

На восточных столпах, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви, обычно помещаемые в нижнем регистре росписей алтарной апсиды. Вход в алтарь фланкируют монументальные фигуры святых Николая Чудотворца и Иакова, «брата господня», расположенные во втором ярусе южной грани северного и северной грани южного столпов. В программе росписи патриаршей церкви образам этих святых отведено особое место: святой Иаков почитаем как первый епископ Иерусалимской церкви, которому приписывалось составление первоначальной литургии; святой Николай, наряду с Богородицей и русскими святыми, считался покровителем Русской земли «в делах отечества и церкви».


Над ними, выше, в круглых медальонах помещены полуфигуры святителей, предположительно, Афанасия и Кирилла — архиепископов Александрийских, знаменитых богословов и участников Вселенских соборов, а также Стефана Великопермского и Макария Унженского (?), которые могли появиться в росписи церкви при патриархе Филарете в период 1619–1627 гг.


Конху жертвенника занимают три монументальные полуфигуры ростовских чудотворцев Леонтия, Исайи и Игнатия, повсеместно чтимых уже в XV веке. На южной стене жертвенника размещена композиция «Агнец божий» с Христом-младенцем, лежащем в дискосе на престоле. На северной стене изображены пять святителей в рост, обращенные к Спасу в круге над окном жертвенника, из которых сохранились только около трех первых фигур: епископа Смирнского Вукола, патриарха Царьградского Мефодия и епископа Гортинского Кирилла (?). Почетное место в системе росписей (в круге над самой апсидой жертвенника) занимает образ святого Иоанна Милостивого, день памяти которого связан с важной датой в истории русской церкви. В этот день, 23 января, в 1589 году в Москве на соборе русских иерархов в присутствии царя Федора Ивановича и патриархов антиохийского и царьградского было положено начало русской патриархии.

Ростовские Святители Леонтий, Исайя, Игнатий

Ростовские Святители Леонтий, Исайя, Игнатий

Святители, предстоящие образу Христа Спасителя в медальоне

Святители, предстоящие образу Христа Спасителя в медальоне

На северо-восточном малом коробовом своде, примыкающем к жертвеннику, расположены изображения особо почитаемых на Руси святых: мучеников Трифона и Пантелеймона, Федора Тирона, Прокопия и святого воина Уара.


С победой над польско-шведской интервенцией, возможно, связана программа росписи в дьяконнике церкви Ризоположения. В 1624–1626 гг. здесь был устроен придел, посвященный Георгию Победоносцу — святому, который издревле почитался на Руси как покровитель ратного люда и помощник в борьбе с врагами. Посвящение дьяконника Георгию определило и подбор изображенных в нем святых.


В южном люнете восточной стены размещена фигура святого Георгия. Над самой апсидой дьяконника помещен в круге Аверкий Иерапольский. Его изображение появилось, вероятно, в связи с тем, что в день памяти Аверкия, 22 октября 1612 года, русское ополчение взяло штурмом Китай-город, после чего вскоре капитулировали польские войска в Кремле, и Москва была полностью освобождена от иноземных захватчиков. В конхе дьяконника помещены полуфигуры святых исповедников Самона, Гурия и Авива. Над окном помещен «Спас Нерукотворный на убрусе», обычно изображавшийся на воинских стягах. Вокруг в предстоянии: Иоанн-воин, по поверью укрепляющий дух воинов в битве, спасающий их от вражьего плена, уберегающий их от ран и внезапной смерти; Никифор и Ванифатий, избавитель от гнева, скорби и печали (на южной стене); Уильяний (Иулиан), ходатай об отпущении грехов, и Прокопий (на северной стене), почитавшийся молитвенником об исцелении болящих и страждущих и о даровании мира.

Святые Самон, Гурий, Авив и «Спас Нерукотворный на убрусе» с предстоящими

Святые Самон, Гурий, Авив и «Спас Нерукотворный на убрусе» с предстоящими

Святой Самон, Святой Гурий, Святой Авив

Святой Самон, Святой Гурий, Святой Авив

Спас Нерукотворный на убрусе

Спас Нерукотворный на убрусе

Святые воины Иоанн, Никифор, Ванифатий, предстоящие Святому Убрусу

Святые воины Иоанн, Никифор, Ванифатий, предстоящие Святому Убрусу

Воинская тема продолжается и в росписях, примыкающих к дьяконнику. Здесь изображены святые Федор Стратилат, Евстафий и Дмитрий Солунский, святые воины Мина, Исидор и Леонтий. Почитание Мины особенно усиливается с конца XV века в связи с тем, что в день его памяти, 11 ноября 1480 года, произошло бегство хана Ахмата от Угры, явившееся, как известно, одним из окончательных этапов борьбы против монголо-татарского ига.

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади10:00 — 17:00
Кассы9:30 — 16:30
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Открытые данные
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
  • Использование материалов сайта
Made by ONY