На главную
На главную
Купить билет

Успенский собор

О музее
  • Главный иконостас
  • Южный пристенный иконостас
  • Северный пристенный иконостас
Северный пристенный иконостас

В северном иконостасе помещаются иконы, не только происходящие из Успенского собора, но и привезенные в 1923 году из Соловецкого монастыря после его закрытия. Выдающимися художественными достоинствами отличаются две иконы – «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких» и «Достойно есть». Первая была написана в 1545 году по заказу Филиппа Колычева в бытность его игуменом Соловецкого монастыря для Преображенского собора. В этой иконе еще ощутимы отзвуки стиля эпохи Дионисия: в утонченных, вытянутых пропорциях фигур, свободном и пространственном решении композиции, хотя колорит сгущается, а живопись становится плотной и сплавленной. Вторая, четырехчастная икона «Достойно есть» середины XVI века, иллюстрирует песнопение в честь Богоматери. Рядом с ней помещается икона «Сошествие во ад» со сценами страстей Христовых XVI века. В витрине у северной стены находится еще несколько малых икон, происходящих из Соловецкого монастыря, среди которых выделяется замечательный своей утонченной живописью и нежной изысканной цветовой гаммой образ «Спас Недреманное Око» середины XVI столетия.


Большинство икон, представленных в северном иконостасе, происходят из Успенского собора.

Сергий Радонежский, в житии

Сергий Радонежский

Небольшая икона «Алексей Человек Божий и Мария Египетская» была создана в 1648 году царским иконописцем Яковом Рудаковым (Казанцем). Изображения этих святых, небесных патронов царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской, нередко появляются на иконах в середине XVII века. Образ Богоматери Знамение, фамильной святыни дома Романовых, помещен в верхней части иконы. Нежные охристые и розовато-голубые краски, тонкая, изящная манера письма характерны для икон первой половины XVII столетия.

Алексей Человек Божий и Мария Египетская

Алексей Человек Божий и Мария Египетская.

Небольшая икона «Алексей Человек Божий и Мария Египетская» была создана в 1648 году царским иконописцем Яковом Рудаковым (Казанцем). Изображения этих святых, небесных патронов царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской, нередко появляются на иконах в середине XVII века. Образ Богоматери Знамение, фамильной святыни дома Романовых, помещен в верхней части иконы. Нежные охристые и розовато-голубые краски, тонкая, изящная манера письма характерны для икон первой половины XVII столетия.

Святой Николай, в житии (Никола Вяжищский)

Святитель Николай, в житии (Никола Вяжищский)

Житийная икона «Святой Николай» начала XV века , к сожалению, сильно поврежденная, была написана в Новгороде. Она являлась храмовым образом в Вяжищском монастыре, откуда во время правления Ивана Грозного вместе с другими почитаемыми новгородскими святынями была перенесена в Москву. В Успенском соборе в XVI–XIX веках она помещалась в местном ряду главного иконостаса, у входа в Петропавловский придел. Николай Чудотворец на Руси был одним из самых почитаемых святых – защитником путешественников, спасателем мореплавателей, охранителем семьи. Все эти свойства приписываются святителю на основе его жития, нашедшего отражение в окружающих средник иконы клеймах.

Богоматерь Боголюбская, с предстоящими

Богоматерь Боголюбская, с предстоящими

Такие иконы как «Богоматерь Боголюбская, с предстоящими» первой трети XVI века в Древней Руси именовались «Моление Богоматери о народе». Впервые образ стоящей в рост Богородицы со свитком в руке, обращенной с молитвой к Спасителю, был запечатлен на иконе XII столетия в соответствии с ее чудесным явлением Андрею Боголюбскому. При этом среди предстоящих Богоматери, обращенных к ней с молитвой о защите и покровительстве, изображаются то ростовские и московские святители, как, например, на этой иконе, то братия Соловецкого монастыря во главе с его основателями, святыми Зосимой и Савватием, как на иконах 1545 и 1566–1567 годов.

Преподобный Александр Свирский, в житии

Преподобный Александр Свирский, в житии

Житийные иконы в середине – второй половине XVI века и в XVII столетии получают особое распространение и дальнейшее развитие: количество клейм увеличивается, они превращаются в буквальное иллюстрирование литературных текстов житий и сказаний о чудесах святых или почитаемых икон. Художественный язык в значительной степени теряет свою самоценную выразительность, композиции становятся затесненными, перегруженными большим количеством фигур, архитектурных элементов, жесты – иллюстративными, а лики – типизированными. Такова, например, икона «Александр Свирский, в житии», написанная в середине XVI века, вскоре после того как в 1547 году первый игумен Троицкого монастыря на реке Свири был причислен к лику святых. Заказ такого огромного по размеру и количеству клейм (их сто двадцать девять) образа для кафедрального Успенского собора был связан с тем, что на день памяти этого святого приходилась одна из важных побед молодого царя Ивана IV во время его похода на Казань в 1552 году. Интерес вызывает изображение сцен, связанных с повседневным монастырским бытом: ловли осетров, выпечки хлебов, возведения монастырских построек.

Богоматерь Тихвинская

Богоматерь Тихвинская, со сказаниями о земном пути Богородицы и ее чудотворных иконах

Другая огромная икона – «Богоматерь Тихвинская» была написана в 1668 году патриаршими иконописцами из Троице-Сергиева монастыря Федором Елизарьевым и Гавриилом Кондратьевым. В ста четырех клеймах подробно проиллюстрировано житие и Успение Богоматери, а также Сказание об иконе Богоматери Тихвинской. Согласно Сказанию, созданному в конце XV века, она чудесным образом объявилась в Тихвине в 1383 году, где для нее был создан храм, а затем основан монастырь. Чудотворная икона защитила обитель от шведов во время ее осады в начале XVII столетия. В клейма иконы включены изображения, отражающие древнее сказание о прототипе этой иконы – так называемой «Богоматери Лиддской» или «Римской».

Двусторонняя икона Богоматери Одигитрии и Святой Георгий

Богоматерь Одигитрия

Богоматерь Одигитрия

Святой Георгий

Святой Георгий

Образ «Богоматери Одигитрии» выполнен на лицевой стороне огромной двусторонней иконы рубежа XI–XII веков, привезенной из Новгорода при Иване Грозном. На ее оборотной стороне представлен святой Георгий. Эта икона с XVI века стояла в местном ряду иконостаса, а теперь она помещена в витрину-киот у северных дверей собора. Изображение Богоматери с Младенцем сохранило лишь небольшие фрагменты первоначальной живописи на шее и ручке Младенца. Большая часть иконы была переписана заново греческим художником в первой трети XIV столетия, но при раскрытии иконы в 1995 году обнаружили также и фрагменты живописи разного времени – от XIII до XIX века. Сохраняя композицию древней иконы, монументальность и массивность присущих ей форм, мастер XIV века несколько смягчил живописную трактовку образов Богоматери и Младенца, придав им более личный, лирический характер.


Напротив, образ святого Георгия, облаченного в воинские доспехи, с мечом и копьем в руках, исполнен мужества и силы. Он представлен здесь как идеальный защитник христианской веры и отечества. Недаром святой Георгий считался покровителем многих русских князей, начиная от Ярослава Мудрого, носившего в крещении имя Георгий. Необычайная красота лика святого, его широко раскрытые глаза словно излучают свет неколебимой веры, ради которой он претерпел тяжкие муки и смерть. Об этом напоминает и жест его левой руки, сжимающей крестообразную рукоять снятого с пояса меча, поднятого подобно мученическому кресту. Древняя живопись иконы рубежа XI–XII столетий хорошо сохранилась благодаря тому, что ее долгое время скрывала сплошная темно-коричневая покраска, под которой она была обнаружена и раскрыта лишь в 1930-х годах.

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади10:00 — 17:00
Кассы9:30 — 16:30
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Открытые данные
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
  • Использование материалов сайта
Made by ONY