На главную
На главную
Купить билет

Оружейная палата

О музее
  • Зал 1
  • Зал 2
  • Зал 3
  • Зал 4
  • Зал 5
  • Зал 6
  • Зал 7
  • Зал 8
  • Зал 9
Зал 5. Западноевропейское серебро XIII-XIX веков..webp

Западноевропейское серебро XIII-XIX вв.

Одна из крупнейших коллекций Оружейной палаты – предметы, изготовленные иностранными мастерами в XIII–XIX столетиях. Большинство из них попало в Россию в качестве посольских даров. Коллекция представляет собой большую ценность, так как дает возможность познакомиться с национальными особенностями декоративно-прикладного искусства многих стран мира и относится к крупнейшим в мире собраниям западноевропейского серебра.


В конце XV века с образованием централизованного Русского государства устанавливаются торговые и дипломатические отношения со странами Востока и Запада. Встрече и приему иностранных послов придавали большое политическое значение. Для торжественных приемов было построено в XV веке специальное здание – Грановитая палата. Приемы в Кремле обставлялись с особой пышностью в присутствии многих бояр и высших должностных лиц. Важной частью посольского церемониала было подношение привезенных послами даров. Особенно богатые и многочисленные дары привозили так называемые «великие посольства». Русские послы в свою очередь во время ответных визитов делали иностранным государям не менее пышные подношения, иногда в полтора – два раза превышающие по ценности полученные.


В зале представлены посольские дары Англии, Голландии, Дании, Польши, Швеции.

Витрина 30. Посольские дары. Голландия

Витрина 30. Посольские дары. Голландия

Голландская коллекция подобно другим разделом собраниям западноевропейского серебра Оружейной палаты сложилась на основе посольских даров.


Наиболее полно и выразительно отражены дипломатические привозы 1648, 1665 и 1676 гг. Они представлены группами превосходных изделий серебряников Амстердама, Утрехта и Гааги.


Исключительные размеры и внушительные формы предметов в декоре которых часто главенствует изображение русского государственного герба, свидетельствуют об особом предназначении предметов. По масштабности и торжественной пышности облика многие из них не имеют аналогов среди произведений серебряного дела Голландии.


Изделия, созданные в 1640–1670-х гг., отражают различные направления в художественном оформлении голландского барочного серебра XVII в. Они позволяют видеть, как на смену лаконичному декору в виде гладких выпуклых лопастей приходит причудливый абстрактный орнамент кнорпеля, который затем сменяется роскошным цветочным стилем.


Своеобразие группе изделий 1660-х гг. придает сочетание в их убранстве чеканных изображений цветов, животных и птиц с гравированными надписями на русском языке, сообщающими о принадлежности кувшинов, стоп, ваз, стаканов «именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову». Преобладающие в дарах 1676 г. гладкие, без орнамента, предметы строгостью своего облика тяготеют к стилю раннего классицизма XVII в. Их формы отличаются красотой выверенных пропорций, а декор – элегантным лаконизмом.

Блакер (настенный подсвечник)

Блакер (настенный подсвечник)

Блюдо-лохань

Блюдо-лохань

Кувшин

Кувшин

Витрина 31. Посольские дары. Англия

Витрина 31. Посольские дары. Англия.

В Оружейной палате представлена одна из самых больших и значительных в мире коллекций старинного серебра Англии эпохи королевы Елизаветы I Тюдор и королей Якова I, Карла I и Карла II из династии Стюартов.


Собрание исторически сложилось в Кремле из дипломатических подношений английских королевских послов и торговых агентов московским царям в период с 1557 по 1664 г. Лишь отдельные уникальные произведения английского серебряного дела были куплены для царской сокровищницы в Архангельске. Среди них – приобретенные у англичанина Фабиана Смита (Ульянова) в 1629 г. два фигурных сосуда в виде сидящих на задних лапах барсов-щитоносцев и две пары кувшинов со змеевидными ручками.


Хранящиеся в Оружейной палате произведения английского серебряного дела выполнены столичными мастерами в двух главенствующих в те времена стилях – ренессанс и барокко. На всех предметах собрания, за редким исключением, проставлен полный набор клейм: городское, пробирное, годовое и именное мастера.


Группа английского ренессансного серебра включает в себя произведения 1520–1620-х гг., которые характеризуются четким, симметричным построением формы и подчиненным ее особенностям декором. Излюбленными видами английских серебряных изделий эпохи Ренессанса являются чаша в виде купели, рукомойные кувшины и блюда, кубки различных форм, большие столпообразные солонки, кружки, подсвечники, фляги. В музейной коллекции они представлены редчайшими экземплярами, многие из них – уникальны. Все эти произведения украшены плоскочеканными, гравированными изображениями цветов и плодов, реальных и фантастических животных, соединенными ремешковым орнаментом. Многие предметы имеют пирамидальное завершение, символизирующее могущество правящих династий и являющееся характерной особенностью английского серебра.


Декор произведений, выполненных в середине XVII столетия, отмечен сочностью высокого чеканного рельефа и натуралистической трактовкой изображений флоры и фауны. Именно в органичном включении фигур животных в растительный орнамент состоит особенность интерпретации английскими мастерами общеевропейской «цветочной моды».


Среди произведений английских серебряников эпохи барокко особое место в коллекции занимает уникальный предмет – курильница. Она представляет исключительный интерес не только с точки зрения предметной уникальности, но и благодаря своему неповторимому декору, так как является редким примером использования английскими мастерами абстрактного орнамента кнорпеля.

Чаша - рассольник

Чаша - рассольник

Сосуд «Барс»

Сосуд «Барс»

Кувшин

Кувшин

Витрина 32. Посольские дары. Польша

Витрина 32. Посольские дары. Польша.

Дипломатические дары правителей Речи Посполитой, государства, объединявшего Польшу и Литву, и участников польско-литовских миссий поступали в Московское государство на протяжении двух столетий, с конца XV до конца XVII в. В Оружейной палате хранятся произведения, привезенные в Москву восьмью варшавскими посольствами в 1645–1686 гг., в задачи которых входило прежде всего обсуждение и решение территориальных вопросов. Во второй половине XVII в. изделия серебряников Польско-литовского государства преобладали в дарах польской Короны, послов и господствовали в подношениях остальных участников миссий.


Предметы из числа дипломатических подарков всегда отличал высокий художественный уровень, что делает их эталоном оценки работ мастеров, попавших в собрание музея иным путем. В экспозиции Оружейной палаты представлены произведения, выполненные в известных центрах серебряного производства Польши и Литвы – Варшаве, Всхове, Гданьске, Кракове, Познани, Торуни, Вильнюсе, Вроцлаве и Штецине. В разные периоды истории Речи Посполитой, менявшей свои границы, они оказывались на ее территории. Большую часть коллекции составляют работы мастеров Гданьска, которые пользовались заслуженным признанием не только в самом городе, но и во всей стране. Благодаря широте географии центров серебряного дела уникальным историческим источникам формирования коллекции польских и литовских серебряников она по праву считается одной из самых значительных в мире.

Блюдо

Блюдо

Кубок

Кубок

Сосуд для вина «Глобус небесный»

Сосуд для вина «Глобус небесный»

Витрина 33. Посольские дары. Швеция

Витрина 33. Посольские дары. Швеция.

Серебряные дары Королевства Швеции, находящиеся в собрании Музеев Московского Кремля, привезены в Москву «Великими посольствами» королевы Христины в 1647 г., короля Карла X Густава в 1655 г., короля Карла XI в 1662, 1674 и 1684 гг., короля Карла XII в 1699 г. Это самый многочисленный комплекс среди посольского серебра Оружейной палаты. В экспонатах этой коллекции запечатлены «серебряные страницы» развития русско-шведских политических и экономических отношений. Значительную часть даров составляют изделия аугсбургских, гамбургских и нюрнбергских златокузнецов, выдающиеся произведения эпохи позднего Ренессанса и развитого барокко. Большинство памятников происходит из богатейшей стокгольмской сокровищницы, сложившейся в первой половине XVII столетия в эпоху завоеваний короля Швеции Густава II Адольфа, некоторые были специально изготовлены для подношения русскому государю. Несомненным достоинством коллекции является наличие в ней немногочисленной, но редкой группы изделий шведских серебряников ведущих национальных центров златокузнечного искусства: Стокгольма и Нючепинга. Среди даров королевы Христины выдающееся произведение аугсбургского златокузнеца Ганса Якоба I Баура – блюдо с чеканной сценой «Примирение братьев Исайи и Иакова». Согласно ветхозаветному преданию – это первый, заключенный в истории человечества «вечный мир». Уникальным памятником, привезенным посольством 1647 г. является кубок гамбургского мастера Дитриха Тор Мойе с чашей в виде рога изобилия, поддерживаемого Церерой. Некогда металлический букет на его крышке был украшен разноцветными лаковыми красками.


Послы короля Карла X в 1655 г., преподнося пару настольных украшений в виде глобусов земного и небесного, работы гениального гамбургского златокузнеца Ганса Ламбрехта II, к изумлению русского Двора, демонстрировали их превращение из сосудов в подсвечники. Грандиозный, ныне единственный в мире, столь значительный по размеру серебряный настольный фонтан гамбургского мастера Петера Ора II был привезен посольством 1662 г. от регентов юного короля Карла XI. Его украшают скульптуры драконов, китов и гениев Славы, а венчает фигура Зевса-громовержца. С 1674 г. в кремлевской сокровищнице находится единственное в своем роде настольное украшение для подачи к столу специй с фигурой пятиглавого дракона, работы придворного златокузнеца короля Карла XI Николауса Броймана и серебряный сосуд в виде лебедя, геральдического знака из герба королевы Гедвиги Элеоноры.


Среди посольских даров короля Карла XII преобладали изделия шведских серебряников. Великолепная дюжина «карлинских» стаканов мастера Юхана Нютцеля, одного из основателей первого национального стиля в златокузнечном искусстве Швеции, получившего название по имени королей Карла XI и Карла XII, является украшением коллекции. «Триумф простоты», лежащий в его основе, – лаконизм формы и декора драгоценной утвари – был близок духу Петра I. Потому с 1699 г. «карлинские» стаканы находились в личных покоях царя в Преображенском.

Украшение настольное с фигурой дракона, с подсвечниками и флаконами для специй («судок»)

Украшение настольное с фигурой дракона, с подсвечниками и флаконами для специй («судок»)

Украшение настольное «Глобус земной»

Украшение настольное «Глобус земной»

Коробочка туалетная

Коробочка туалетная

Витрина 34. Посольские дары. Дания

Витрина 34. Посольские дары. Дания.

В витрине с посольскими дарами Дании хранятся драгоценные кубки, чаши, вазы, созданные мастерами ведущих немецких центров серебряного дела - Нюрнберга, Гамбурга, Аугсбурга. В этих городах датский двор имел свои закупочные агентства, которые и поставляли королю предметы роскоши. В исключительных случаях тяжелое финансовое положение королевского дома вынуждало монарха брать из сокровищницы драгоценности и продавать их на международных рынках. Так, в 1628 году в Архангельске были закуплены ценности датского короля Христиана IV, среди которых особое место занимает настольное украшение в виде серебряного замка – копии резиденции датских королей - Кронборга.

Кубок «Журавль»

Кубок «Журавль»

Настольное украшение «Конфетное дерево»

Настольное украшение «Конфетное дерево»

Кубок двойной

Кубок двойной

Витрина 35. Изделия златокузнецов Нюрнберга

Витрина 35. Изделия златокузнецов Нюрнберга.

В XVI – первой половине XVII в., город Нюрнберг на юге Германии был главнейшим центром производства европейского художественного серебра. Особое место в нем принадлежит династии Ямнитцеров, представители которой трудились в городе около ста лет и оказали решающее влияние на искусство златокузнецов не только Нюрнберга, но и всех значительных центров северной Европы. Украшением коллекции нюрнбергского серебра является редкостный фигурный сосуд «Орел» работы Кристофа Ямнитцера и замечательные парадные кубки мастеров ямнитцеровской школы: Элиаса Ленкера, Пауля Дульнера, Адама Фишера и Ханса Петцольта. Искусство нюрнбержцев последовательно и ярко запечатлело себя в создании сосудов для вина: от небольших, чуть больше стакана, до великанов, выше метра. В экспозиции представлены двойные кубки из двух одинаковых частей, соединяющихся друг с другом чашами, тройные с тремя чашами, функционирующие по принципу сообщающихся сосудов, кубки в виде фигуры оленя, турка, плодов груши, тыквы, ананаса, виноградной грозди, кокосового ореха. Во вкусе своего времени, изделия тщательно позолочены, изобилуют сюжетными сценами и орнаментальными украшениями, в декоре широко использованы рельефные изображения. На крышках кубков помещены литые фигуры. Многие сосуды увенчаны высокими букетами цветов и трав.

Кубок с крышкой

Кубок с крышкой

Настольное украшение в виде орла

Настольное украшение в виде орла

Кубок с крышкой

Кубок с крышкой

Витрина 36. Произведения европейских мастеров XIII - начала XVI веков

Оружейная палата. Зал 5. Витрина 43. Олимпийский сервиз..webp

Эпоха Средневековья в собрании музея представлена произведениями, созданными мастерами в таких известных художественных центрах Европы, как Венеция, Флоренция, Сиена, Лимож, Монпелье, а также на территории современной Германии и Венгрии. Особая значимость этих экспонатов заключается в том, что каждое из них иллюстрирует достижения мастеров в развитии новых технологий обработки металла, декоративных приемов и ювелирных техник.


Особенно заметных успехов в это время достигло эмальерное искусство. Мастерам, трудившимся в XII–XIII вв. во французском городе Лиможе, принадлежит огромный вклад в совершенствование выемчатых эмалей. Реликварии, пиксиды для хранения облаток, использовавшихся при совершении таинства причастия, кресты и алтарные образы, декорированные в технике выемчатой эмали по медной основе, получили широкое распространение в европейских странах и довольно широко представлены в мировых музейных собраниях.


В конце XIII в. появился еще один вид эмали – разноцветной, прозрачной, положенной по гравированной металлической, преимущественно серебряной, основе. Этот эффектный и красочный прием использовался итальянскими, и в особенности флорентийскими мастерами, для создания исключительных по красоте изделий. Одним из них является редчайшее для мировых музейных собраний произведение – потир 1330-х гг. с подписью его создателя Андреаса Ардити.


Венецианцы вслед за мастерами Лиможа оставили нам замечательные предметы из меди, декорированные золотой эмалевой росписью по эмалевому матовому разноцветному фону. Великолепный образец использования этой техники – рукомойный гарнитур первой половины XVI в.

Кувшин

Кувшин

Реликварий

Реликварий

Потир

Потир

Витрина 37. Коллекция изделий из натуралий и редких материалов

Оружейная палата. Зал 5. Витрина 43. Олимпийский сервиз..webp

В эпоху Великих географических открытий натуралии прочно завоевали место среди ювелирных материалов и широко использовались для изготовления репрезентативных настольных и интерьерных украшений. Интерес к ним стимулировался путешествиями и развитием торговли, а также вошедшим в моду коллекционированием раритетов. Открытие европейцами Нового Света в конце XV столетия вызвало вспышку интереса к невиданной флоре и фауне, стремление привнести элементы культуры вновь познаваемого мира в контекст европейского искусства.


Произведения из морских раковин, скорлупы яиц страуса и кокосовых орехов, слоновой кости, янтаря и полудрагоценных камней составляли самостоятельную группу в инвентарях королевских сокровищниц и в описях царской казны. Кубки, кружки, чаши для вина или сладостей, рукомойные гарнитуры использовали для оформления парадных буфетов и кабинетов редкостей, где располагались предметы гордости владельца, свидетельствовавшие о его финансовом состоянии, широком кругозоре и знаниях об окружающем мире. Транспортировка изделий из перламутра, янтаря, скорлупы яиц самой крупной в мире птицы или кокосового ореха была достаточно сложной, поэтому каждое изделие помещали в деревянный футляр, отделанный тисненой кожей и бархатом. Именно в таких футлярах и прибыли в Москву некоторые из представленных в витрине экспонатов как дипломатические подарки.


Природная хрупкость материалов стала причиной утрат многих натуралий, поэтому подобные коллекции представляют собой особую редкость и ценность в мировых музейных собраниях.

Рог для вина

Рог для вина

Кубок

Кубок

Кружка

Кружка

Витрина 38. Произведения европейских мастеров XVI - начала XIX века

Оружейная палата. Зал 5. Витрина 43. Олимпийский сервиз..webp

Творчество западноевропейских ювелиров в музейной коллекции представлено изделиями широкого географического и хронологического диапазона. К числу произведений раннего периода относятся подвески, пряжки, эгреты – украшения для головного убора, и запоны. Они были наиболее распространенным видом ювелирных украшений из числа тех, что в XVII в. ввозились в Россию из стран Западной Европы. Запоны имели универсальное назначение и могли служить дополнением парадного костюма российских монархов и глав русской церкви, казенного парадного платья или придворной униформы. Они украшали также оклады чтимых икон, государственные регалии и троны, во множестве дополняли убранства седел, сбруи и попон, которые использовались для парадных царских выездов.


В XVIII–XIX столетиях модными видами изделий были табакерки и карманные часы. Коробочки или миниатюрные подвесные сосуды для хранения нюхательного табака начали использоваться уже в XVI в., а в начале XVIII в. в моду вошли табакерки из драгоценных металлов. В период особой популярности, который приходится на вторую половину XVIII в., их изготавливали из различных материалов. В экспозиции представлены замечательные образцы из стекла и полудрагоценного камня с инкрустацией из драгоценных камней, а также из цветного золота и различных видов эмали – по гильошированной поверхности и живописной эмали, выполненные в Париже, Лондоне, художественных центрах Германии. Не менее драгоценное оформление имели в XVIII – начале XIX в. и карманные часы. Тогда их было принято носить на шатленах – широких цепях из фигурных звеньев с крючком для крепления к поясу. Шатлен и корпус часов обычно выполнялись из одного материала. К числу образцов дорогостоящей швейцарской продукции относятся часы-театр, механизм которых приводил в движение маленькие фигурки танцовщиков.

Подвеска «Мадонна на полумесяце»

Подвеска «Мадонна на полумесяце»

Рукомойный гарнитур

Рукомойный гарнитур

Табакерка

Табакерка

Витрина 39. Произведения гамбургских серебряников

Витрина 39. Произведения гамбургских серебряников.

Коллекция знакомит с высшими достижениями мастеров северо-немецкого города Гамбурга в золото-серебряном деле XVI–XVII вв. В ней представлены разнообразные типы предметов, включая такие редкостные, как горы-курильницы, ведра-холодильники, квадратные блюда, бульонные чаши, судок для специй, предметы русской формы – братины. Произведения гамбургских серебряников свидетельствуют о их приверженности новым формам и приемам украшения, об активном отношении к художественным находкам отечественных и зарубежных коллег. Мастера Гамбурга быстро освоили тип нюрнбергского позднеренессансного кубка и аугсбургского декоративного блюда, которые органично вошли в их творческий арсенал. Гамбуржцы свободно владели многообразной орнаментикой и создали свои оригинальные трактовки голландского кнорпеля и цветочного декора. Из всех центров немецкого художественного серебра только в Гамбурге в эпоху барокко получило столь значительное развитие искусство гравировки по серебру. К замечательным его образцам принадлежат представленные в экспозиции работы Юргена Рихельса. Высокий профессионализм и утонченный эстетический вкус выдвинули целый ряд мастеров Гамбурга в число известных представителей златокузнечного искусства. Это Якоб Морес Старший, Генрих фон Бордеслое, Дитрих Утермарке, Иоганн Янс, Флор Робин II, мастера из семьи Ламбрехт. Их работы, присланные в XVII в. в посольских дарах в Москву или специально закупленные для кремлевской сокровищницы, составляют большую часть гамбургского серебра Оружейной палаты.

Кубок

Кубок

Гора-курильница

Гора-курильница

Кубок с крышкой

Кубок с крышкой

Витрина 40. Аугсбургское серебро эпохи барокко XVII - начала XVIII века

Витрина 40. Аугсбургское серебро эпохи барокко XVII - начала XVIII века.

Вторая половина XVII – начало XVIII в. – время наивысшего расцвета искусства аугсбургских златокузнецов. Предметы коллекции, поражающие своей пышной нарядностью и высоким мастерством, выполнены в ярко выраженном стиле барокко. Им присущи подчеркнутая декоративность, напряженный динамизм форм, применение высоких чеканных рельефов, создающих живописную игру светотени на поверхности изделий. В орнаментике вещей преобладают растительные мотивы – крупные связки плодов и фруктов, пышные цветы, акантовая листва и вариации кнорпель-орнамента. Особенность художественного производства Аугсбурга той поры заключалась в развитии серебряной фигурной пластики. Примером этого могут служить, хранящиеся в коллекции произведения, где главной является литая скульптура. Это сосуды в виде всадников и животных, вазы-рассольники, чаши которых опираются на различные фигуры. Важнейшие завоевания аугсбургских серебряников лежат в области изготовления предметов убранства интерьера. Ими создавались блюда-лохани, украшавшие стены. Такой своеобразной картиной в металле является блюдо Лоренца II Биллера, присланное в посольских дарах императора Священной Римской империи в 1684 г., с изображением пленных турок перед императором Леопольдом I. Каминные скульптурные украшения, вазы-подсвечники, столы и зеркала из музейной коллекции позволяют судить о тех вершинах мастерства, каких достигли аугсбургские златокузнецы в сфере производства предметов парадного убранства интерьеров.

Блюдо

Блюдо

Рукомой в виде женщины гиппокампа

Рукомой в виде женщины гиппокампа

Блюдо рукомойное

Блюдо рукомойное

Витрина 41. Искусство французских серебряников XVII - XVIII веков

Витрина 41. Искусство французских серебряников XVII - XVIII веков.

Предметы, входящие в состав коллекции французского серебра XVII–XVIII вв., позволяют познакомиться со стилями, последовательно сменявшими друг друга в искусстве Франции.


Необычайно ценной частью коллекции являются произведения XVII в. – блюдо с фигурной композицией и рукомойный кувшин с изображением муз. Эти предметы были присланы в дар в 1664 г. царю Алексею Михайловичу от английского короля Карла II Стюарта.


Стиль регентства, отличающийся утонченной просто¬той, представлен в экспозиции бульонной чашей Антуана де Сент Никола.


Группа шоколадников, исполненных Жаком Фамешоном, Жаном Луи Утребоном, знакомит с легким изящным стилем рококо. Излюбленный элемент декора изделий рококо – рокайль – орнамент в виде стилизованной раковины.


Черты стиля классицизма, с характерной для него тя¬гой к чувству меры и гармонии, строгим формам, можно проследить на предметах Орловского сервиза, заказанного императрицей Екатериной II в 1770 г. для своего фаворита графа Григория Григорьевича Орлова и созданного лучшими парижскими мастерами: отцом и сыном Ретье, Эдм-Пьером Бальзаком, Луи-Жозефом Леандриком.


В классицистическом стиле выполнены изделия из Московского, Нижегородского, Екатеринославского, Казанского наместнических сервизов, созданных Робером Жозефом Огюстом по заказу императрицы Екатерины II для тринадцати административных центров России.

Бульонная чаша

Бульонная чаша

Блюдо рукомойное

Блюдо рукомойное

Рукомойный кувшин

Рукомойный кувшин

Витрина 42. Французское ампирное серебро

Витрина 42. Французское ампирное серебро

Произведения коллекции выполнены французскими серебряниками в стиле ампир. Время их создания ограничено рамками существования этого стиля в искусстве Франции – первой третью XIX в. Его рождение связано с такими политическими событиями, как провозглашение Бонапарта императором Наполеоном I в 1804 г. и установление во Франции империи.


Античное искусство, и прежде всего искусство императорского Рима, явилось источником, питавшим творческие силы мастеров ампира. Для изделий стиля ампир характерны геометрически правильные формы с четким архитектоническим членением. На безукоризненно отполированной поверхности предметов красиво выделяются матовые орнаментальные накладки в виде венков, лир, сфинксов, крылатых львов.


В коллекции представлены произведения крупнейших представителей стиля ампир – парижских серебряников Жана Батиста Клода Одио и Мартина Гильома Бьенне, работав¬ших по рисункам архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтене, и изделия таких мастеров, как Виктор Массоне, Этьен Жиру, Филипп Юже, Жозеф Женю. Большая заслуга в создании стиля «ампир» принадлежала талантливым французским архитекторам и художникам Шарлю Персье и Пьеру Фонтену. Наделенные богатой фантазией и тонким художественным вкусом, они разрабатывали интерьеры загородных резиденций Наполеона, создавали многочисленные рисунки мебели, ваз, осветительных приборов, посуды. По их рисункам работали прославленные серебряники и ювелиры начала XIX века. Один из них – придворный мастер Наполеона Жан Батист Клод Одио.


В витрине представлены разнообразные произведения мастера – вазы в форме урн, суповые чаши с литыми фигурами сфинксов, десертный и чайный сервизы, кувшины, сухарницы, солонки, подсвечники, канделябр. Геометрически правильные по форме, безукоризненно отполированные, с матовыми орнаментальными накладками из стрел, молний, лавровых венков, воинских атрибутов, мифологических персонажей - эти произведения создают впечатление необычайной роскоши, строгой торжественности и величия.

Передача бутылочная

Передача бутылочная

Ваза-кратер c гербом графа М.С. Воронцова

Ваза-кратер c гербом графа М.С. Воронцова

Чаша суповая с крышкой и вкладкой

Чаша суповая с крышкой и вкладкой

Витрина 43. Олимпийский сервиз

Витрина 43. Олимпийский сервиз.

Олимпийский сервиз является одним из шедевров мирового искусства фарфора. Он относится к десертным сервизам, которые, по традиции, украшались особенно роскошно. Поскольку такие комплексы предназначались для сладких блюд, их размеры были не очень велики, и в Олимпийский сервиз входит всего сто шестьдесят шесть предметов, включая десертные тарелки, различные чаши для фруктов, мороженицы, бутылочные и рюмочные передачи, а также чайно-кофейный сервиз-кабаре, при сервировке расставлявшийся на отдельном столике.


Олимпийский сервиз был выполнен на знаменитой французской императорской мануфактуре Севра в 1804–1807 гг. Он был заказан императором Наполеоном Бонапартом для свадьбы его брата Жерома с немецкой принцессой Екатериной Вюртембергской. Сервиз был представлен среди подарков молодоженам 23 августа 1807 г. в Люксембургском дворце в Париже, а уже в сентябре того же года драгоценный фарфор был упакован и отправлен в путешествие в Россию как дар императора Франции императору Александру I в честь заключения Тильзитского мира.


Свое название сервиз получил благодаря сюжетам украшающей его росписи, заимствованным из античной мифологии. Для изображения отбирались не только те эпизоды из похождений олимпийских богов и героев, которые прославляют взаимную любовь и супружеские добродетели, но и отрицательные примеры – ревность, недоверие, гордыня, неверность, служившие предостережением от разрушения счастливого брака.


В создании Олимпийского сервиза участвовали лучшие мастера Севрской мануфактуры. Автором художественного проекта выступил выдающийся архитектор Теодор Броньяр. В качестве образцов росписи были использованы произведения Рафаэля, Жан-Жака Лагрене, Жана-Огюста-Доминика Энгра, Жака-Луи Давида, а также античные фрески.

Ваза

Ваза

Сахарница

Сахарница

Ваза - ритон. «Рог изобилия»

Ваза - ритон «Рог изобилия»

Подписаться
на рассылку

Сканировать QR code и оценить услуги

Оцените наши услуги,
отсканируйте или нажмите
на QR-код

Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан
работой федеральных организаций культуры,
искусства и народного творчества

Часы работы объектов музея
ОбъектЧасы работы
Оружейная палата10:00 — 18:00
Музеи Соборной площади10:00 — 17:00
Кассы9:30 — 16:30
Четвергвыходной

Связаться с нами

КонтактыКак добраться
Опрос для оценки работы федеральных организаций культуры

Опрос для оценки удовлетворенности граждан работой федеральных организаций культуры, искусства и народного творчества

Оценить Наши Услуги
Made by ONY

© 1997-2025 ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»

Правовая информация

  • Открытые данные
  • Политика конфиденциальности
  • Политика обработки персональных данных
  • Использование материалов сайта
Made by ONY